Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОРТНЯНСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Дмитрий Степанович [1751, Глухов, — 28.9(10.10).1825, Петербург], русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769—79 жил за границей. В Италии были поставлены его оперы: «Креонт» (в оригинале «Антигона», 1771, Венеция), «Алкид» (1778, Венеция), «Квинт Фабий» (1779, Модена). С 1779 капельмейстер, с 1796 директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Б. связан расцвет капеллы. Б. принадлежат три оперы на французские тексты: «Праздник сеньора» (1786, Павловск), «Сокол» (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них — «Сын соперник, или Современная Стратоника» (1787, Павловск).
         Выдающийся мастер хорового письма, Б. вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским (См. Березовский) Б. создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и др. Камерно-инструментальные произведения Б., среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796), — первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.
         Соч.: Полн. собр. соч., в. 1—10, Изд. пересмотрено и исправлено П. Чайковским, М., 1882.
         Лит.: Лебедев Н., Березовский и Бортнянский, как духовные композиторы, СПБ, 1882; Асафьев Б., Об исследовании русской музыки 18 в. и двух операх Бортнянского, в сборнике: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М., 1950; Келдыш Ю., Русская музыка 18 в., М., 1965.
Русская цивилизация
Дмитрий Степанович (1751-28.09.1825), композитор. Из мещан. Родился в Глухове. В 1758 был определен певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 отправлен в Италию для обучения музыке.
В 1779 Бортнянский вернулся в Россию. В 1780 — 84 — капельмейстер Придворной певческой капеллы, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 Бортнянский получил назначение капельмейстером при «малом» дворе великого князя Павла Петровича. С 1796 Бортнянский — управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 Бортнянский — директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Бортнянского связан ее расцвет. В 1804 избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. В 1791 — 1814 написал ряд кантат и ораторий на стихи Г. Р. Державина, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, П. А. Вяземского, М. М. Хераскова, а также духовной музыки, исполняемой до сих пор. В 1816 Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки.
Л. Н. Вдовина
Энциклопедия Отечеcтво
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), композитор. В 1769-1779 жил в Италии. С 1796 директор Придворной певческой капеллы (Санкт-Петербург). Мастер хорового письма, создатель (наряду с М. С. Березовским) нового типа русского хорового духовного концерта (35 для 4-голосного смешанного хора, 10 для 2 хоров). Камерно-инструментальные произведения Бортнянского - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке. Оперы, в т. ч. "Сын-соперник..." (1787).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОРТНЯНСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое БОРТНЯНСКИЙ