Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОГУШЕВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Франциск Казимирович [9(21).3.1840, фольварк Свираны Виленского уезда Виленской губернии, — 15(28).4.1900], белорусский поэт. Родился в семье обедневшего дворянина. Был исключен из Петербургского университета за участие в студенческих «беспорядках» в 1861. Работал учителем. Принимал участие в восстании 1863. В 1868 окончил Нежинский юридический лицей, работал судебным следователем на Украине и в разных городах России, потом адвокатом при окружном суде в Вильне. Формирование взглядов Б. проходило под влиянием идей русских революционных демократов и крестьянского движения. Б. — один из зачинателей направления критического реализма в белорусской литературе. Ему принадлежат стихотворные сборники: «Дудка белорусская» (1891, Краков, под псевдонимом Мацей Бурачок) и «Смычок белорусский» (1894, Познань, под псевдонимом Сымон Рэука з-пад Барысава). Сборники «Белорусская скрипочка» и «Белорусские рассказы» не были напечатаны по цензурным условиям и до сих пор не найдены. Многие произведения Б. распространялись устно и в рукописях.
         Поэзия Б. проникнута гражданской страстностью, глубокой верой в творческие силы народа. Защита интересов и прав угнетённого крестьянства, гневная критика царизма и пережитков крепостничества составляют пафос его творчества. Национально-освободительные требования поэт тесно связывал с требованием политических свобод для широких народных масс. В произведении «Бог не поровну делит», «Мужик-ворона», «В остроге», «Худо будет!», «Как правду ищут» и др. поэт нарисовал реалистические картины народного горя, нищеты и бесправия пореформенной белорусской деревни. Поэма «В остроге» явилась острым памфлетом на судебные порядки царской России, на произвол чиновников. Человек из народа выступает в его стихах как носитель духовного благородства, социальной правды. Б. первым из белорусских писателей выступил в защиту родного языка, литературы. В своём творчестве он блестяще использовал традиционную поэтику народной песни и сказки. Б. оказал влияние на развитие белорусской литературы, на творчество Я. Купалы, Я. Коласа, Э. Пашкевич (Э. Тётки).
         Соч.: Выбраныя творы, предисл. М. Клiмкoвича, Miнск, 1946; в рус. пер. — Избранное, М., 1948; Избранное, М., 1953; Антология белорусской поэзии, М., 1952; Стихи, М., 1965.
         Лит.: Багушэвiч Францiшак (1840—1900), в кн.: Нарысы па гicторыi беларускай лiтературы, Miнск, 1956.
        Ф. К. Богушевич.
Ономастикон
см. БОГУШ
Литературная энциклопедия
Франциск [1840–1900] — видный белорусский поэт. Р. в Ошмянском уезде Виленской губ., в мелкошляхетской семье; среднее образование получил в Вильно, потом учился в Петербурге на физико-математическом факультете. В 1863 Б. принял активное участие в польском восстании; после ликвидации восстания поступил в Нежинский юридический лицей, к-рый окончил в 1868; в продолжение 10 лет был судебным следователем в Конотопе, затем занимался адвокатурой в Вильно. Умер в деревне Ошмянского у. Из напечатанных произведений Б. важными являются два сборника стихотворений: «Дудка беларуска» (Краков, 1891, было 5 изданий) и «Смык беларускі» (Познань, 1894, было 4 издания). В творчестве Б. преобладают мотивы национальные и социальные. Он первый в белорусской лит-ре горячо высказывается за необходимость культурно-национального возрождения родины, в первую очередь родного яз. Проблема национальная тесно увязывается у Б. с проблемой социальной. Рисуя бедственное положение белорусского крестьянства, его эксплоатацию помещиками, Богушевич вскрывает социально-классовые противоречия пореформенной деревни. Идеология белорусского поэта — народническая. Она возникла на почве разложения крепостного хозяйства, возможно под влиянием украинского и русского народничества. Особенное внимание Б. обращает на экономику, его преимущественно интересует социальное положение белорусского крестьянина; к политическим вопросам он относится с значительным индиферентизмом. Поэзия Б. представляет собой как бы кривое зеркало, в к-ром преломляются все недостатки буржуазно-либеральных реформ Александра II («У судзе», «Быу у чыстцы», «У вастрозе», «Кепска будзе» и др.). С народниками Б.
547 роднит также психология кающегося дворянина и своего рода антиэстетизм. Формально-художественные приемы Б. тесно связаны с его народнической тематикой. Поэт весьма часто стремится взглянуть на жизнь глазами простого человека — крестьянина; этим и объясняются в поэзии Б. приемы сказа и остранения. Кроме того в творчестве Б. обнаруживается течение художественного фольклоризма: белорусского поэта интересуют продукты народного творчества, его привлекает народная фантастика; поэтика Б. находится под значительным влиянием поэтики народной песни. Даже привлекая общечеловеческие сюжеты, Б. подчиняет их народнической тематике. Так напр. в разработку фаустовской легенды и легендарно-религиозных представлений о загробном мире поэт вносит народнические мотивы. Творчество Б. оказало большое влияние на развитие белорусской лит-ры: последующие белорусские поэты и беллетристы в значительной степени расширяют и углубляют темы, поставленные Б. М. Пиотухович
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОГУШЕВИЧ


будет выглядеть так: Что такое БОГУШЕВИЧ