Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночество и т.п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители Б. — А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходит из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» О. Конта и «религией человечества» Л. Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сборник «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и богостроительство», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на острове Капри школу для рабочих — «...литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. как учение, несовместимое с марксизмом («О так называемых религиозных исканиях в России», Соч., т. 17). В. И. Ленин связывал Б. с политической тактикой отзовистов (См. Отзовисты) и ультиматистов (См. Ультиматисты) в России. В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» квалифицировало Б. как «... течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 222). В. И. Ленин писал, что это течение объективно отвечало стремлениям контрреволюционной буржуазии «...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» («О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 90).
         Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религиозной интерпретации марксизма.
         Лит.: Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому от 25 февр. 1908, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.
         И. Ф. Балакина.
Орфографический словарь Лопатина
богостро`ительство, богостро`ительство, -а
Словарь Ушакова
БОГОСТРО’ИТЕЛЬСТВО, богостроительства, мн. нет, ср. (·ист. ). Литературно-философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 ·г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное большевистским центром, как порывающее с основами марксизма.
Толковый словарь Ефремовой
[богостроительство]
ср.
Философско-этическое течение, возникшее в начале ХХ в. в среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религией.
Литературная энциклопедия
см. «Богоискательство и Богостроительство».
Философский словарь
религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905 — 07 (Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький (“Испо-ведь”, 1907: “Разрушение личности”, 1909), но под воздействием Ленина порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с “философией коллективизма” Богданова, было, по словам Ленина, соединение научного социализма с религией, создание т. наз. религиозного атеизма, т. е. религии без бога. “...Социалист, — писал Луначарский, — религиознее старо-религиозного человека” (“Религия и социализм”. Ч. 1. 1908. С. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос. Богостроители говорили о “расцвете социалистического религиозного сознания”, а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксистское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль. Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику. Б. дали Ленин и Плеханов. “...И в Европе и в России, — писал Ленин, — всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции” (Т. 48. С. 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.
Философский энциклопедический словарь 2
        течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители Б.— А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую собой — «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», которым руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).
        Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.
        Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО


будет выглядеть так: Что такое БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО