Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОДЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Bodin)
        Жан (1530, Анже, — 1596, Лан), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от 3-го сословия на Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод лёгкого изучения истории» (1566) утверждал, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В главном сочинении «Шесть книг о республике» (1576) Б., отрицая божественное происхождение власти монарха, обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов Б. видел в имущественное неравенстве. В сочинении «Ответ на парадоксы М. Молеструа...» (1568) изложил свои экономические взгляды, отстаивая необходимость свободы торговли. Оказал влияние на формулирование количественной теории денег. В сочинении «Диалог семи человек» (1593, опубликовано после смерти) защищал идею естественной религии.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77: Коган-Бернштейн Ф. А., Экономические взгляды Бодена, в сборнике: Средние века, в. 2, М.—Л., 1946; Chauvire R., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; Kamp M. E., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, 1949.
         Г. Л. Зельманова.
Философский энциклопедический словарь
БОДЕН (Bodin) Жан (род. 1530, Анже ум. 1596, Лан) – франц. публицист, учитель по государственному праву. Во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей осн. работе по государственному праву 4De la republique» (1577) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционно-правовым законом. В работе 4Colloquium heptaplomeres» (напечатана впервые в 1857) он дал обоснование равноправия для всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, вера в свободу, бессмертие и возмездие на том свете.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения истории» («Меthodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естеств. среды и представляет собой сумму кровнохо-зяйств. союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Б., отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политич. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств. происхождения религии.
        Oeuvres philosophiques, P., 1952. M a р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; В и п-п е p Р. Ю., Политич. теории во Франции в ппоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; K am p M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949]. БОДХИ (санскр., букв.— просветление), понятие инд. философии, одно из осн. понятий буддизма, особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. мудростью как прозрением, Б.— конечное идеальное состояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуист-ских систем Б. в буддизме ещё более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) функций, означает не только состояние понимания, но состояние психики вообще, в сущности почти тождественное нирване, однако с некоторых выделением собственно познават. функции. В махаяне существует множество классификаций ступеней достижения Б. (состояния бодхисаттвы).
        см. к ст. Махаяна.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОДЕН


будет выглядеть так: Что такое БОДЕН