Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЛОНДЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Блондель (Blondel)
        Морис (2.10.1861, Дижон, — 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), французский философ-идеалист, представитель спиритуализма. Ученик Бергсона и приверженец католического Модернизма, Б. в рамках томизма (см. Неотомизм) выступал против абсолютизации рационального начала. Б. критиковал абстрактное рассудочное мышление, противопоставляя ему разум. Деятельность же разума Б. трактовал не только как логическую операцию, но и как нечто переживаемое, имеющее в своей основе внутреннее духовное движение, дающее разуму толчок и сообщающее ему ценность. Сочетание разума, рассматривающего мир явлений, и религиозного откровения, направленного на сверхприродный мир и раскрывающего человеку смысл его жизни и высшие ценности, гарантируется, согласно Б., единым творцом — Богом. Главное выражение человеческой сущности Б. видел в связанном с мыслью действии, ценность которого ставил в зависимость от служения жизненной практике — достижения всеобщего счастья; волюнтаристическая трактовка действия как волеизъявления, формирующего личность, предвосхищала разработку проблемы выбора в Экзистенциализме.
        
         Соч.: La pensee, t. 1—2, P., 1934; La philosophie et l'esprit chretien, t. 1—2, P., 1944—46; L'action, P., 1950; Lettres philosophiques, P., [1961]; L'etre et les etres, P., 1963; Carnets intimes, t. 1—2, P., 1961—66.
         Лит.: История философии, т. 6, ч. 2, М., 1965, с. 73—74; Lacroix J.. М. Blondel, P., 1963; Tresmontant
         С., Introduction a la metaphysique de М. Blondel, P., [1963].
         М. А. Батунский.
II
Блондель (Blondel)
        Франсуа (15.7.1618, Рибемон, Пикардия, — 21.1.1686, Париж), французский архитектор, представитель Классицизма. С 1671 директор Королевской академии архитектуры. Планировал города и укрепления, построил ворота Сен-Дени в Париже (1672) в духе древнеримской триумфальной арки. В книге «Курс архитектуры» (1675—83) провозгласил архитектурные формы античности и Возрождения (См. Возрождение) «вечными истинными законами», которые должны оставаться незыблемыми и для которых Б. пытался найти абсолютное числовое выражение.
         Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969.
        Ф. Блондель. Ворота Сен-Дени в Париже. 1672.
III
Блондель (Blondel)
        Шарль (10.10.1876, Лион, — 19.2.1939, Париж), французский психолог; профессор психологии в университетах Страсбура и Парижа. В своих исследованиях стремился соединить идеи Э. Дюркгейма о коллективных представлениях и о социальной детерминации поведения человека с иррационалистической трактовкой интеллекта А. Бергсоном. Пытаясь выявить специфику психической жизни, Б. различал в структуре психики (См. Психика) «чисто психологическое», индивидуальное, и противостоящие ему другие сферы человеческой духовной жизни, выражающие влияние социального, надличностного. «Чисто психологическое» трактуется у Б. как совокупность нормальных или, напротив, патологических (разрушающих качества личности) психических связей; последние, по Б., являются источником психических болезней. Известность получили исследования Б. по социальной психологии эмоций.
         Соч.: La conscience morbide, P., 1914; La psychanalyse, P., 1924; La mentalite primitive, P., 1926; Introduction a la psychologie collective, P., 1928; Le suicide, P., 1933.
         А. П. Огурцов.
Современная западная философия
БЛОНДЕЛЬ, (Blondel) Морис (1861-1949) - франц. религиозный философ. Свою концепцию называл философией действия и стремился в ней примирить томизм с августинианством, а также с традицией средневековой мистики. В этом он опирался на идеи Паскаля, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Мен де Бирана, <<Бергсона>>. Основная тема его учения - единство бытия, действия и мысли. Всеобщий динамизм в мире сотворенного бытия - в природе и в истории - порожден божественной мыслью.
Последняя понимается как внутренняя причина развития, источник противоречивости вещей и одновременно как начало, полагающее цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысль проявляется в форме <<жизненного порыва>>, а с появлением человека становится спиритуальным порывом. В духе августинианского толкования человека как души, использующей тело, Б. подчеркивает примат волевого начала в человеческой жизнедеятельности. Идущая от Бергсона тема противостояния непосредственно-интуитивного и абстрактно-аналитического подходов к миру предстает у него в виде противоречия аналитического разума и «разума сердца». Разработка им диалектики выбора во многом предвосхищает эту тематику в <<экзистенциализме>>. Критикуя с христианских позиций буржуазную цивилизацию, Б. предлагал религиозно-нравственные рецепты ее исцеления.
L'Action. P., 1893; La pensee. P., 1934; Dialogue avec les philosophes. P., 1966.
Философский энциклопедический словарь
БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (род. 2 февр. 1861, Дижон – ум. 4 июня 1949, там же) – франц. философ, с 1896 – профессор в Экс-эн-Провансе. Сначала находился под влиянием Бергсона; принял участие в полемике модернистов, привлек к себе внимание ранней работой «L'Action» (1893), которая вскрывает трансцендирующий характер человека. Блондель стремился развить интегральную философию, которая познает свои молчаливые предпосылки («импликации») и свой внутренний поэтико-пневматический динамизм и тем самым также свою недостаточность и потребность в дополнении, которая может быть удовлетворена только христ. религией; он пытался философски обосновать свою теистическую метафизику и ее содержание. Осн. произв.: «La'pensee», 2 vol., 1934; «L'Etre et les etres», 1935; «L'Action», 2 vol., 1936-1937; «La philosophic et l'esprit chretien», 2 vol., 1944-1946; «Exigeances philosophiques du christianisme», 1950.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Blondel) Морис (2.11.1861, Дижон, — 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), франц. философидеалист, представитель спиритуализма. Ученик А. Бергсона и приверженец католич. модернизма, Б. в рамках то-мизма выступал против абсолютизации рационального начала. Критикуя абстрактное рассудочное мышление, Б. трактовал разум не только как логич. операцию, но и как нечто переживаемое, имеющее в своей основе внутр. духовное движение. Сочетание разума, рассматривающего мир явлений, и религ. откровения, направленного на сверхприродный мир, раскрывает человеку смысл его жизни и высшие религ. ценности. Гл. выражение человеч. сущности Б. видел в действии, ценность которого ставил в зависимость от служения жизненной практике — достижения всеобщего счастья. Волюнтаристич. трактовка Б. действия как волеизъявления, формирующего личность, предвосхищала разработку проблемы выбора в экзистенциализме.
        La pensie, t. 1 — 2, P.,1934; La philosophic et l'esprit chritlen, t. 1—2, P., 1944—40; L'etre et les ftres, P., 1963; Carnets intimes, t. 1—2, P., 1961 — 60.
        История философии, т. 6, ч. 2, M., 19G5, с. 73—74; Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; L а с-roix J., M. Blondel, Р., 1963; Т г е s m o u t a n t C., Introduction a lamotapliysique deM. Blondel, P., [1963]; P i l k i n g-t o n A. K., Bcrgson and his influence. A reassessment, Oamb. la. ?.], 1976.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЛОНДЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое БЛОНДЕЛЬ