Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕХЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бехер (Becheг)
        Иоганн Иоахим (6.5.1635, Шпейер, — 1682, Лондон), немецкий химик и врач. В книге «Подземная физика» (1669) высказал мысль, что все минеральные тела (в частности, металлы) состоят из трёх «земель»: стеклующейся; горючей, или жирной; летучей, или ртутной. Кроме того, в качестве начала Б. признавал воду. Он считал начала не отвлечёнными принципами, а вещественными элементами. По мнению Б., металлы при обжигании и горючие тела при горении теряют «горячую землю», т. е. ошибочно считал эти процессы реакциями разложения, а не соединения. В конце 17 — начале 18 вв. взгляды Б. послужили Г. Э. Шталю основой для создания теории Флогистона.
        
         Лит.: Меншуткин Б. Н., Химия и пути ее развития, М.— Л., 1937; Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии, [т. 1], М., 1969; Partington J. R., A history of chemistry, v. 2, N. Y., 1961.
II
Бехер (Becher)
        Иоганнес Роберт (22.5.1891, Мюнхен, — 11.10.1958, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Сын судебного чиновника; учился в университетах Мюнхена, Иены, Берлина. Первая публикация — гимн памяти Г. Клейста (1911). Стихи и рассказы Б. опубликованы в сборнике «Милость одной весны» в 1913, роман «Земля» — в 1912, публицистические книги «De profundis Domine» — в 1913, «Распад и торжество» — в 1914. Творчество Б. в то время было ярким проявлением Экспрессионизма. В 1914—18 Б. стал активным противником войны и немецкого милитаризма. В 1917 вступил в Независимую социал-демократическую партию, в 1918 — в «Союз Спартака». Член Коммунистической партии Германии (КПГ) с момента её создания (1918). Горячо приветствовал Октябрьскую революцию в лирических стихах и публицистике. С начала 1920-х гг. Б. — сотрудник ЦО КПГ «Роте Фане» («Rote Fahne»), член ЦК КПГ, депутат рейхстага от компартии. Его поэма «У гроба Ленина» (1924), сборник стихов «Труп на троне» (1925) и роман-репортаж «Люизит, или Единственно справедливая война» (1926) вызвали судебное преследование Б. по обвинению в государственной измене. Международную кампанию в его защиту вели М. Горький, А. Барбюс, Р. Роллан.
         В 1927 Б. впервые приехал в СССР. В 1931 опубликовал поэму «Великий план», посвященную социалистическому строительству. После установления в Германии фашистской диктатуры Б. эмигрировал (1933); в 1935—45 жил в СССР. Был главным редактором немецкого издания журнала «Интернациональная литература». В 1943 участвовал в создании антифашистского национального комитета «Свободная Германия». Развитие Б. в эти годы шло от экспрессионистской риторики к возрождению классической поэтики и реализму: сборники стихов «Искатель счастья и семь грехов» (1938), «Возрождение» (1940), «Германия зовёт» (1942), «Благодарность Сталинграду» (1943), автобиографический роман «Прощание» (1940, рус. пер. 1942) и др.
         После возвращения на родину в 1945 Б. — государственный деятель новой, социалистической Германии. Руководил Культурбундом, журналами «Ауфбау» («Aufbau») и «Зинн унд форм» («Sinn und Form»). В 1953 избран президентом Академии искусств ГДР. С 1956 министр культуры, член ЦК СЕПГ. В 1952 награжден Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами». В эти годы Б. создал сборники «Возвращение на родину» (1946), «Народ, блуждающий во тьме» (1948), «Новые немецкие народные песни» (1950), «Счастье далей близко» (1951), «Немецкие сонеты» (1952), «Любовь не знает покоя» (1957). Автор национального гимна ГДР. Статьи Б. по вопросам теории и истории искусства имели значение для развития марксистской эстетической мысли в ГДР и других странах: «...Дневник 1950» (1951), «В защиту поэзии» (1952, рус. пер. 1959), «Поэтическое вероисповедание» (1954), «Сила поэзии» (1955), «Поэтический принцип» (1957).
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—5, 7, В., 1966—68; Bekenntnisse, Entdeckungen, Variationen. Denkdichtung in Prosa, B.— Weimar, 1968; в рус. пер.— Избранное, М., 1956; Прощание, М., 1958.
         Лит.: Биркан П., Оружием слова. Эстетические взгляды и творчество И. Бехера, Л., 1959; Фрадкин И. М., Изменчивый и постоянный, в его кн.: Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Павлова Н. С., Поэзия Бехера 20-х гг., в кн.: Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада, М., 1965; Тураев С. В., Бехер. Традиция и путь к зрелости, в кн.: Художественный опыт литератур социалистических стран, М., 1967; Haase Н., «Dichten und Denken», Halle/S., 1966; Hinckel E., Gegenwart und Tradition. Renaissance und Klassik im Weitbild J. R. Bechers, B., 1964 (Diss.); Birr E., Johannes R. Becher. Zum 10. Todestag am 11 Okt., B., 1968.
         Е. В. Лепко.
        И. Р. Бехер.
Современная Энциклопедия
БЕХЕР (Becher) Иоганнес Роберт (1891 - 1958), немецкий поэт, государственный деятель ГДР. В 1933 - 45 в эмиграции (большая часть в СССР). Антимилитаристские и революционные мотивы, мечты о социальной гармонии в экспрессионистской лирике (сборники "Распад и торжество", 1914, "К Европе", 1916), стилизованно-упрощенных стихах 20 - 30-х гг., в ориентирующейся на классические традиции лирики (сборник "Искатель счастья и семь смертных грехов", 1938). Литературно-теоретические труды.
Литературная энциклопедия
Иоганнес Р. [Johannes Becher, R., 1891–] — немецкий писатель, коммунист. Первая книга стихов «Verfall und Triumph» (Распад и торжество) вышла в 1914. Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его предпоследнего сборника «Hungrige Stadt» (Голодный город, 1927) — огромно и показывает, с какими затруднениями сопряжен был творческий рост крупнейшего революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы. В стихах, относящихся к 1912–1916 [кроме названной уже книги «Verfall und Triumph» они вошли также в сборники «Paan gegen die Zeit» (Песнь против современности) и «An Europa» (К Европе)], мы встречаем тонкого изощренного лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды, а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта, воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы. Бехер — большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его урбанистические стихи. Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике «Um Gott» (Во имя бога, 1921 — вторая часть книги — известная агитпьеса «Arbeiter, Bauern, Soldaten»), отразившем этот
474 период, собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как трагически-слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных противоречий действительности. Характерно, что этот богоискательский мистицизм удерживается продолжительное время уже после того, как Б. примкнул к революционному движению пролетариата — новую революционную тематику Б. обрабатывает явно несоответствующим образом (как пример можно указать гимны на смерть Розы Люксембург или Е. Левине, проникнутые экстатической религиозностью). Придя к революции, поэт принес с собой тяжелый груз старых навыков, от к-рых ему надлежало освободиться. Б. пришел к революционному пролетариату стихийно: когда революционная волна была на подъеме, среди буржуазной интеллигенции была сильна тяга к пролетариату-победителю. Поражение немецкой революции создало целую плеяду интеллигентских ренегатств, недавние попутчики спешили отказаться от своего революционного увлечения и переброситься во враждебный лагерь. Б. остался до конца верен пролетариату, и можно сказать, что кризис революции заставил его с большей серьезностью отнестись к новым перспективам своего творчества. Он начинает упорную глубокую работу над собой, очищая свое творчество от шелухи старого миросозерцания. Подлинный революционный поэт в сущности только теперь начинает формироваться. Работу по перевооружению Б. проделывает с необычайной решительностью. Он стремится к возможной простоте поэтического языка, к идеологической отчетливости и агитационной убедительности своих произведений. Б. вырастает в яркого и мощного революционного художника. Поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924) была первым крупным достижением Б. на новом пути. Вещь эта подлинно монументальная, ее трагическая патетика раскрыта в поразительно естественных, строгих и простых очертаниях. В 1925 Б. выступил с книгой стихотворений «Труп на троне» (Der Leichnahm auf dem Thron), которая в основном посвящена гневной, бичующей критике буржуазной Германии. Многие вещи этого сборника сделаны как политические памфлеты, агитационная направленность новых стихов Б. обнажена. Поэт разоблачает буржуазную республику, возглавляемую «трупом на троне» — Гинденбургом, соединяя свое блестящее, оплодотворенное новыми достижениями поэтическое мастерство с ролью политического агитатора. Стиль Б. становится плакатным. Книга так верно била в цель, что ее поспешили конфисковать, а автора предали суду. Стремление к новой, широко доступной, четкой, впечатляющей форме (эту задачу неминуемо ставит перед собой каждый пролетарский революционный художник) привело Б. к временному отходу от стихотворной
475 формы, к попытке утвердиться в области прозы. Две книги характеризуют этот период. Роман «Единственно справедливая война» (Der einzig gerechte Krieg, 1926) и повесть «Банкир на поле брани» (Der Bankier reitet uber das Schlachtfeld, 1926). Последняя представляет беспощадную сатиру на послевоенную буржуазию, пожинающую плоды военных прибылей (фабула повести: буржуазия веселится на полях недавних сражений, превращенных в место увеселительных прогулок). Роман «Единственно справедливая война», являющийся одновременно бытовой вещью, развертывающей картины современной Германии, научно аргументированным исследованием о современных возможностях газовой войны, и фантастическим произведением, рисующим ужасы газовой войны будущего, имеет в своей основе убедительно доказанное положение: только революционное восстание пролетариата может освободить мир от опасности войны. Это — обнаженно агитационная вещь, но вместе с тем — настоящее, волнующее произведение искусства. И эта книга привела Б. на скамью подсудимых. «Демократическое» правосудие с необычайной пристальностью следит за ростом революционного художника и закрепляет своим обвинительным приговором каждый заметный его успех. Предпоследняя книга Б. — сборник стихотворений «Голодный город» — является большим достижением революционного поэта. Здесь не только находят свое выражение упорные искания Б. в области яркой и популярной формы, доступной рабочей массе, но и с большой четкостью разрешена проблема тематики. Сборник посвящен в основном рабочему быту; если в раннюю пору творчества Б. воспринимал большой капиталистический город как город ночных ресторанов, проституток, бродяг, в свете упадочной романтики лишних людей, то теперь он отдает свое внимание рабочим кварталам, рассказывает о голоде и безработице, обнажает классовые противоречия современного города. Есть в сборнике несколько стихотворений, посвященных историческим эпизодам рабочего движения последних лет — стачке английских углекопов, шанхайским событиям. Всю книгу отличает сосредоточенная простая ясность языка, соответствие и единство всех элементов стиля, здоровая, полнокровная конкретность образов. «Голодный город» свидетельствует о том, каких больших и ярких достижений можно ждать от Б. Советский читатель знает Б. только по его прозаическим вещам («Единственно справедливая война», X., 1926 и др. изд. и «Банкир», Л., 1926) неоднократно переводившимся. Ни одного сборника стихов Б. в русском переводе не имеется. Отдельные произведения помещались в журналах, газетах и альманахах. Библиография: I. Русские переводы стих. Б., кроме упомянутых, см. «Западные сборники», вып. I, М., 1923. Отдельно издана поэма «У могилы Ленина», М., 1924.
476 II. Фриче В. М., Западно-европейская лит-ра в ее главнейших произведениях, М. — Л., 1925; Рейх Б., Об И. Б., «Печать и революция», № 6, 1926; Запровская А., И. Б., «На лит-ом посту», 1926, кн. 4; Цинговатов А., И. Б., «Молодая гвардия», кн. 11, 1926; Запровская А., И. Б., «Новый мир», 1927, кн. 12. И. Анисимов
Философский энциклопедический словарь
БЕХЕР (Becher) Эрих (род. 1 сент. 1882, Рейнсхаген, близ Ремшейда – ум. 5 янв. 1929, Мюнхен) – нем. философ, профессор с 1916; представитель критического реализма и витализма; учил, что в мировой истории и в человеческом бытии, начиная с самых примитивных форм и кончая высшими творениями культуры, действуют надындивидуальные психические силы. см. ПСИХОВИТАЛИЗМ, ВИРТУАЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА. В своей научной системе он делит науки, в зависимости от предмета, метода и основ той или иной науки, на идеальные и реальные; эти последние – на науки о природе и науки о духе, которые в свою очередь подразделяются на психологию и науки, относящиеся к области культуры. Осн. произв.: «Gehirn und Seele», 1911; «Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften», 1921; «Einfьhrung in die Philosophie», 1949.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕХЕР


будет выглядеть так: Что такое БЕХЕР