БЕРКЛИ ДЖОРДЖ |
Мультимедийная энциклопедия |
(Berkeley, George)
(1685-1753), англо-ирландский философ. Родился
близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в
колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии
преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским
трудам - Опыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of
Vision, 1709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise
Concerning the Principles of Human Knowledge, 1710) и Три разговора между
Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous, 1713), а
также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал
священником в 1710. Путешествовал по Европе в 1713-1721; в 1724 был
назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей
основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая
положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не
осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728
по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or,
The Minute Philosopher, 1732). В 1734 Беркли получил назначение епископом
Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд - Сейрис,
или Цепь философских размышлений и исследований (Siris: A Chain of
Philosophical Reflexions and Inquiries, 1744). В 1752 он ушел от дел и
вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.
Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же
время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного
трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался
преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы
гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.
Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку,
подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в
противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества - не
только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение),
которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции,
- суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи
как "реальности", существующей помимо и сверх первичных и вторичных
качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии,
согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей
является "материальная субстанция" Локка. Существовать (т.е. быть
реальным), заключал он, - значит быть воспринятым или воспринимать.
Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, "идеи", не могут
производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие
бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в "не
воспринимающей субстанции". Отсюда: материя вне опыта непредставима и
противоречива. Однако "материю как термин можно оставить для обозначения
частного случая организации идей. Природа есть упорядоченная
последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы
суть "установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в
нас идеи ощущения".
В действительности существуют только "духи", которые бывают двух родов:
это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо
идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что
действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только
через свои проявления. О духе мы имеем только "понятие", но такое понятие,
в отличие от понятия материи, не является противоречивым.
В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение чувственного
опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия
постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть понимание.
Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от
духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.
ЛИТЕРАТУРА
Беркли Дж. Сочинения. М., 1978 |
Большой психологический словарь |
(Berkeley, 1685-1753) — англ. и ирландский философ, представитель субъективного идеализма. В психологии известен распространением принципа ассоциации на объяснение явлений зрительного восприятия пространства, что сыграло свою роль в становлении ассоциативной психологии. (Е. Е. Соколова.) |
|
|