Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕРГМАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бергман (Bergman)
        Ингмар (р. 14.7.1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино. В 1942 начал работать в театре, в 1943 — в кино, вначале как сценарист, затем как режиссёр. Получил широкое признание с середине 50-х гг. В фильмах «Улыбки летней ночи» (1955), «Седьмая печать» (1956), «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Источник» (1959) выдвигаются нравственные и философские проблемы, связанные с трагическим положением человека в условиях кризиса, падения духовных ценностей в буржуазном обществе; Б. склонен к негативному, пессимистическому взгляду на мир, однако в его фильмах звучит тема нравственного противостояния силам зла. Поиски смысла жизни нередко принимают у Б. религиозную форму. В 60-е гг. его фильмы приобретают особенно мрачный колорит. Через трилогию «Как в зеркале» (1961), «Причастие» (1963), «Молчание» (1963) траурной нитью проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования — любовь к людям. Фильмы «Персона» (1966), «Волчий час» (1968), «Стыд» (1969) развивают тему распада человеческой личности. В них усиливаются апокалиптические мотивы. Для стилистики фильмов Б. характерно сочетание реалистической достоверности с иносказаниями и символикой, поэтическое ощущение природы, строгость и пластическое богатство изобразительных решений, порой — склонность к экспрессионистским эффектам, акцентированию жестокости. Многие фильмы Б. награждены премиями на международных кинофестивалях.
         Лит.: Beranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1959; Ингмар Бергман, М., 1969.
         В. И. Божович.
        Кадр из фильма «Земляничная поляна» Реж. И. Бергман.
II
Бергман (Bergman)
        Торберн Улаф (20.3.1735, Катаринберг, — 8.7.1784, Медеви), шведский химик и минералог. Окончил Упсальский университет, где с 1758 был преподавателем математики и физики, а с 1767 профессором химии и минералогии. Разработал систематический ход качественного анализа. Усовершенствовал анализ с применением паяльной трубки; широко пользовался весовым анализом. Б. исследовал ряд минералов и классифицировал их по химическому составу. Предложил механистическую теорию избирательного химического сродства. Ошибочно полагая, что сродство между двумя веществами при данных условиях остаётся постоянным и не зависит от относительных масс реагирующих веществ, Б. составил таблицы химического сродства, которыми пользовались до начала 19 в.
         Соч.: Opuscula physica, et chemica..., v. 1—6, Holmiae — [e. a.], 1779—90.
         Лит.: Блох М. А., Торберн Бергман, в кн.: Академику В. И. Вернадскому. К 50-летию научной и педагогической деятельности, т. 2, М., 1936: Partington J. R., A history of chemistry, v. 3, N. Y., 1962, p. 179—99.
III
Бергман (Bergmann)
        Эрнст (16.12.1836, Рига, — 25.3.1907, Висбаден), немецкий хирург. Образование получил в Дерптском университете. Профессор Деритского (с 1871), Вюрцбургского (с 1878) и Берлинского (с 1882) университетов. Предложил асептический метод борьбы с раневой инфекцией. Автор работ по хирургии черепа; его труды по хирургии головного мозга явились основой для развития нейрохирургии.
         Соч.: Die chirurgische Behandlung der Hirnkrankheit, 2 Aufl., В., 1889; в рус. пер.— Хирургическое лечение болезней головного мозга, М., 1890.
IV
Бергман (Bergman)
        Яльмар (19.9.1883, Эребру, — 1.1.1931, Берлин), шведский писатель. Изучал историю и философию в Упсальском университете и в Италии. Выступил в 1905 с драмой «Мария, мать Иисуса». Написал цикл т. н. «бергелагенских» романов (по названию промышленного района Швеции): «Завещание его милости» (1910), «Мемуары покойника» (1918), «Маркуреллы из Вадчепинга» (1919, рус. пер. 1959), «Бабушка и Господь» (1921), «Начальница фру Ингеборг» (1924), «Керрманы в раю» (1927) и др., в которых реализм сочетается с фантастикой, психологизмом, сатирой и гротескным юмором. Роман Б. «Клоун Як» (1930) рисует трагическую судьбу художника в буржуазном мире. Автор сатирических пьес «Семья Сведенельм» (1925), «Доллар» (1926), «Сброд» (1928) и др.
         Соч.: Samlade skrifter, bd 1—30, Stockh., 1949—58; в рус. пер.— Рассказы, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.
         Лит.: Levander Н., Hjalmar Bergman, Stockh., 1957: Ek S., Verklighet och vision, Stockh., 1964.
         А. А. Мацевич.
Современная Энциклопедия
БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (родился в 1918), шведский режиссер, сценарист. В театре ставит спектакли классического и современного репертуара; воспитал плеяду актеров. Главная тема Бергмана - нравственные и философские поиски истины, веры, смысла человеческого бытия. Эта тема в разной тональности - от отчаяния и безысходности до проблеска надежды - воплощается в фильмах: "Вечер шутов" (1953), "Седьмая печать", "Земляничная поляна" (оба 1957), "Девичий источник" (1960), "Персона" (1966), "Шепоты и крик" (1972), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983).
Философский энциклопедический словарь
БЕРГМАН (Bergmann) Юлиус (род. 1 апр. 1840, Офердике, Вестфалия – ум. 24 авг. 1904, Марбург) – нем. философ, профессор. Учил, что физический мир и пространство существуют только ради «сознания вообще» и что законы природы являются законами, «согласно которым универсальное сознание изменяется в связи с содержанием своего созерцания». Осн. произв.: «Sein und Erkennen», 1880; «Die Grundprobleme der Logik», 1882; «Geschichte der Philosophie», 2 Bde., 1892; «System des objektiven Idealismus», 1903.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕРГМАН


будет выглядеть так: Что такое БЕРГМАН