Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕРЕНТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Berent)
        Вацлав (28.9.1873, Варшава, — 22.11.1940, там же), польский писатель. Член Польской академии литературы с 1933. Начал печататься в 1894. Автор романов «Тлен» (1901) из жизни артистической богемы, «Озимь» (1911), рисующего польское общество накануне революционных событий 1905, «Живые камни» (1918) из эпохи средневековья. Произведения 20—30-х гг. посвящены идейной жизни Польши и национально-освободительному движению на рубеже 18 — 19 вв. Тяготел к модернизму, сохраняя национально-патриотическую и социально-психологическую проблематику.
         Соч.: Diela wybrane, t. 1—6, Warsz., 1956—58; в рус. пер.: Гнилушки, СПБ. 1907.
         Лит.: Maciag W., Idee epoki w tworczosci Wactawa Berenta, в кн.: Z problemow literatury polskiej XX wieku, t. I, Warsz., 1965.
         B. B. Buтт.
Литературная энциклопедия
Вацлав [Waclaw Berent 1873–] — современный польский романист. Родился в Варшаве, кончил Цюрихский университет, был ассистентом биологии в Мюнхене. Пишет мало, но тщательно отделывает свои романы. Дебютировав романом «Профессионалист», к-рый не возбудил большого внимания, Б. сразу стал одним из корифеев молодой Польши после выхода его «Гнилушки». Тема романа — глубокий разлад между миром наживы и миром искусства. (Б. очевидно рисует здесь жизнь мюнхенских художников.) Мещанское общество не понимает людей искусства, чуждается их и презирает. Они — фосфорически блестящая «гниль» общества. Свою социальную роль они искупают неспособностью к счастливой и спокойной жизни, страданиями и часто гибелью. Для того, чтобы более подчеркнуть свою мысль, Б. выбирает своими героями не преуспевающих, а «бесплодных» художников. Они
459 изнывают от страсти к искусству, но неспособны реализовать свои мечты в творчестве. Большая часть из них кончает самоубийством. В следующем романе «Озими», действие которого разыгрывается в начале русско-японской войны, Б. говорит о бесплодии уже всей буржуазной интеллигенции, о ее неспособности реализовать на практике свои национальные мечтания. Он здесь противопоставляет загнившей интеллигенции здоровую активную пролетарскую массу, «озимь». Не решаясь, однако, итти дальше в этом направлении, Б. в своем романе «Живые камни» опять возвращается к теме о розни между художником и обществом, на этот раз перенося действие в эпоху позднего средневековья и изображая конфликт между бродячими комедиантами и рыцарями, с одной стороны, и мещанством маленькой княжеской столицы — с другой. Роман — на грани между действительностью и легендарным сказанием. Стилизация языка доведена до совершенства. Библиография: Nauczyciel, 1894; Fachowiec, 1898; Prochno, 1903; Zrodla i ujscia Nietzscheanizmu, 1906; Ozimina, 1911; Zywe kamienie, 1918. Все изданы в Варшаве. Русск. перев.: Учитель, 1894; Профессионалист, 1898; Гнилушки, М., 1907 и др. перев. Истоки и устья ницшеанизма, 1906; Озими, 1911; Живые камни, 1918. Г. К.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕРЕНТ


будет выглядеть так: Что такое БЕРЕНТ