|
|
|
|
|
БЭКОН РОДЖЕР |
Мультимедийная энциклопедия |
(Bacon, Roger)
(ок. 1214-1294), английский ученый, известный своей проповедью
экспериментального метода в науке. Родился близ Ильчестера (графство
Сомерсет) ок. 1214. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в
Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и
оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240).
Стал монахом ок. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Резко
критически относился к академической науке своего времени, изобрел план и
метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в
известном трактате Главный труд (Opus maius). Ему также принадлежат Второй
труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus
tertium), написанные в 1260-х годах, и множество других. Папа умер в 1268.
Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Был
освобожден в 1292. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294.
Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные
энциклопедические штудии и отражают уровень познаний эпохи Средневековья.
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Главное учение носит
чисто средневековый характер: всякая мудрость - от Бога и имеет три
источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души,
достигаемый восхождением по семи ступеням "внутреннего опыта".
Необходимыми инструментами распознавания этих трех видов откровения
являются соответственно знание языков, знание математики и моральные и
духовные дисциплины. Однако знание достигается и проверяется только с
помощью "экспериментальной науки", которую Бэкон считает применением
теории к практической работе - открытиям и изобретениям, полезным для
материального благополучия, а также к моральной и духовной работе,
приводящей к вечному блаженству.
Бэкон известен своими красноречивыми призывами к экспериментальному методу
в науке, однако тщательный анализ его сочинений обнаруживает, что он плохо
разбирался в том, что такое экспериментальный метод, и знал науку не лучше
других монахов. Произведения Бэкона (многие дошли до нас в зашифрованном
виде) оказали относительно малое воздействие на последующую
интеллектуальную историю. |
Теософский словарь |
Францисканский монах, известный как адепт Алхимии и Магических Искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в философский камень так, как верят в него все адепты Оккультизма, а в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось произносила предсказания, что было словами, произносимыми им самим в другой комнате. Он был замечательным физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от "Азиатских (Китайских) мудрецов". |
История философии. Энциклопедия |
БЭКОН Роджер, - см. РОДЖЕР БЭКОН |
История философии. Грицианов |
БЭКОН
(Bacon) Фрэнсис (1561—1626) — британский философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический деятель Б. занимал видные посты в тогдашней Англии: генеральный прокурор и лорд-хранитель Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. начинал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру кроме ‘чертополоха споров и препирательств’. Главную причину ее бесплодия Б. видел в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь освободиться от богословия, Б. прибегает к теории двух истин, разграничивая тем самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой, посвящая далее всю свою деятельность пропаганде научного знания. В качестве его цели Б. провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой. В главном философском сочинении — ‘Новый Органон или истинные указания для истолкования природы’ (1620) — он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Б. был убежден, что природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями (‘идолами’ или ‘призраками’), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти ‘призраки’ являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких ‘идолов’: 1) ‘призраки рода’, обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) ‘призраки пещеры’, связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) ‘призраки рынка’, или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) ‘призраки театра’, обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы. К заслугам Б. принадлежит также подробная классификация наук, описывающая не только уже имеющиеся, но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем. Осуществленная им классификация была признана и широко использовалась многими мыслителями, главным образом французскими просветителями. Социально-политические взгляды Б. характеризуются приверженностью идеям абсолютизма и монархизма. В 1627 Б. публикует свою утопическую повесть ‘Новая Атлантида’, в которой излагает принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. Подробно описанный им научно-технический центр утопического государства Бенсалем в виде т.наз. ‘Дома Соломона’, стал своего рода прообразом современных научных сообществ (типа академии наук), осуществляющих планирование и организацию всех научных исследований и активно внедряющих их достижения в производство. В своих трудах Б. предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Уже при жизни Б. и особенно сегодня его имя часто упоминается рядом с именем В. Шекспира, труды которого целиком или хотя бы частично приписываются Б. (так называемая ‘проблема Шекспира’ в современном литературоведении). |
Новый философский словарь |
см. РОДЖЕР БЭКОН |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: БЭКОН РОДЖЕР
будет выглядеть так: Что такое БЭКОН РОДЖЕР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|