|
|
|
|
|
БАУХАУЗ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(«Баухауз»)
Высшая школа строительства и художеств, конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основана в 1919 архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистами. Руководители «Б.», опираясь на эстетику Функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В «Б.» главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики. Преподавательскую и творчески-экспериментальную работу в «Б.» вели крупные архитекторы-функционалисты (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеры современного Дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-авангардисты (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Теоретическая и практическая деятельность «Б.» сыграла важную роль для утверждения принципов Рационализма в мировой архитектуре 20 в. и становления современного художественного конструирования (См. Художественное конструирование). В области изобразительного искусства «Б.» был, в сущности, центром мирового формализма. Его теоретики и главные вдохновители выражали ошибочные взгляды на природу и задачи искусства, отрицали идейность искусства, отрицали реализм.
Изд. «Б.": «Staatliches Bauhaus Weimar. 1919—23», [1923]; серия «Bauhausbucher» (с 1925); журн. «Bauhaus». Zeitschrift fur Bau und Gestaltung (c 1926).
Лит.: Gropius W., Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauses Weimar, Munch., 1923; Argan G. C., W. Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957].
Здание «Баухауза» в Дессау. 1926. Архитектор В. Гропиус.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(нем. Bauhaus - "дом строительства"),
Высшая школа строительства и художественного конструирования -
художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии
(1919-1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд
выдающихся деятелей. Девиз Баухауза: "Новое единство искусства и
технологии". Влияние идей Баухауза наиболее заметно в функциональной
архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауза - художник,
ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на
прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и
рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухауз был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим
Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус
отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения
относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению,
художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над
своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались
позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус
осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям
значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев
и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы
ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и
специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в
какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле,
керамике, фотографии или живописи.
По инициативе правительства преподаватели Баухауза организовали выставку,
чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925
Баухауз переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для
школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры
функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась
тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился
собственный стиль Баухауза.
В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933
Баухауз возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей
Баухауз пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт
нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауза эмигрировали в США и
привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-
колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу
"Новый Баухауз"; архитекторы Гропиус, Марсель Брейер и Мис ван дер Роэ,
художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард
Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской
деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры
Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение
архитектуры Технологического института Иллинойса.
ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973
Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю
развития. М., 1990 |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: БАУХАУЗ
будет выглядеть так: Что такое БАУХАУЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|