БАССО ОСТИНАТО |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. basso ostinato, буквально — упорный бас)
одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Б. о. очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17—18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах — Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи (См. Пассакалья) и чаконы (См. Чакона), сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19—20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка (мелодия, ритм, гармония и т.д.).
Вл. В. Протопопов.
|
Современная Энциклопедия |
БАССО ОСТИНАТО (итальянское basso ostinato, буквально - упорный бас) (музыкальное), многократное повторение мелодико-ритмической фигуры-темы в нижнем голосе. Основа формы вариаций на бассо остинато (пассакалья, чакона). |
Орфографический словарь Лопатина |
б`ассо остин`ато, б`ассо остин`ато, нескл., м. |
Слитно, раздельно, через дефис |
бассо остинато, нескл |
|
|