Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БАШЛАР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Bachelard)
        Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об, — 16.10.1962), французский философ, положивший начало так называемого неорационализму. Член Академии моральных и политических наук (1955). С 1919 по 1930 профессор физики и химии в коллеже Бар-сюр-Об, с 1940 руководил в Сорбонне кафедрой истории и философии наук, затем — Институтом истории наук. Исходный принцип философии Б. — понятие «нового научного разума», которое, по мысли Б., является выражением современной ступени познания. Б. в духе неокантианства (См. Неокантианство) утверждает, что объект научного познания (например, современной физики) выступает не как реальность, а как модель, явившаяся результатом предыдущей логической и экспериментальной деятельности; непосредственная данность природы играет здесь роль повода (pretexte) для научной мысли, а не объекта знания (см. «Le nouvel esprit scientifique», P., 1934, p. 6). Соприкоснуться с реальными элементами мира позволяет творческое воображение, оперирующее образами.
         Соч.: Le rationalisme applique, P., 1949; Le materialisme rationnel, P., 1953.
         Лит.: Hommage a Gaston Baebelard, P., 1957; Guillet P., Bachelard. Presentation, choix de textes, bibliographie. P., 1964; Dagognet F., Gaston Bachelard, P., 1965.
         Г. Л. Сахарова.
Философский энциклопедический словарь
БАШЛАР (Bachelard) Гастон (род. 27 июня 1884, Бар-сюр-Об – ум. 16 окт. 1962, Париж) – франц. философ, представитель критического рационализма. Исходя не из метафизического противопоставления, а из постоянного взаимодействия рационального (разума) и эмпирического (опыта), стремился философски осмыслить значение плодотворных идей в науке и роль знания в обществе. Рассматривал науку как непрерывно развивающийся организм. В его учении о «рационалистическом материализме» развитие знания проходит три этапа – донаучный, когда господствует чистый эмпиризм, научный, характеризующийся появлением рационального абстрактного мышления, и этап «нового научного духа», знаменательный полной открытостью для проверок и опровержений, обобщения любых новых научных данных, установления связей между самыми различными областями знаний. Эти идеи получили конкретное воплощение в оси, трудах Башлара: «Le nouvel esprit scientifique», 1934; «Le rationalisme applique», 1949; «La Philosophie du non», 1962; «Le materialisme rationnel», 1963.
Философский энциклопедический словарь 2
        Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962, Париж), франц. философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить современное ему естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в результате которого происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки (концепция «технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно развивающегося организма. Согласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство чистого эмпиризма); второй — научный (возникновение рационального абстрактного мышления); третий — этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для которой характерны отказ от к.-л. окончат, истин («отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным опровержениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая способность к понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность человека коренится, согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и др. мыслит. форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последоват. развития.
        Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949; La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.
        Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БАШЛАР


будет выглядеть так: Что такое БАШЛАР