Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БАРАТАШВИЛИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бараташвили
        Мария Гервасиевна [р. 8(21).7.1908, Чиатура], грузинская советская поэтесса и драматург. Окончила филологический факультет Тбилисского университета в 1945. Печатается с 1936. Автор поэмы о детях «Нанули» (1941), нескольких сборников стихов для детей, известной лирической комедии «Марине» (рус. пер. «Стрекоза», 1953; одноименный фильм, 1954), изображающей трудовую жизнь послевоенной грузинской деревни, пьес «Моё Квивилети» (1959), «Высокая мечта», «Этажи» и др. Некоторые стихи Б. стали популярными народными песнями («Саповнела» и др.).
         Соч. в рус. пер. — Мамин помощник, М., 1966; Я люблю, Тб., 1958.
II
Бараташвили
        Николоз Мелитонович [15(27).12.1817, Тбилиси, — 9(21).10.1845, Ганджа], грузинский поэт. Родился в дворянской семье. По окончании в 1835 Тбилисского благородного училища, в котором он проникся идеями гуманизма и национальной свободы, поэт был вынужден поступить чиновником в судебное ведомство, воспринимая службу как унижение. В начале 40-х гг. Б. приобрёл славу поэта, однако стихи его впервые были опубликованы лишь в 1852 в журнале «Цискари». В 1844, после полного разорения отца, Б. перешёл на службу в Нахичевань, затем в Ганджу (Азербайджан), где заболел злокачественной лихорадкой и умер в возрасте 27 лет. В 1893 прах Б. был перевезён на родину и погребён в Тбилиси, в Дидубийском пантеоне грузинских писателей, а в 1938 был перенесён в пантеон на горе Мтацминда.
         Поэзия Б. — вершина грузинского романтизма. Он оставил всего лишь около 40 стихотворений и одну поэму. Как гениальный художник, Б. сумел выразить в них сложный внутренний мир человека и дать ответы на самые насущные вопросы своего времени. Тяжело переживая утрату Грузией национальной независимости, Б. был разочарован и в современном ему обществе. Чувства одиночества, пронизывающие ранние его стихи («Сумерки на Мтацминда», 1836, «Раздумья на берегу Куры», 1837), достигают трагического звучания в стих. «Одинокая душа» (1839). Однако трагический конфликт с действительностью сочетается с глубокой верой в торжество разума и справедливости. Этот провидческий дар поэта наиболее ярко воплотился в шедевре филосовской лирики Б. — «Мерани» (1842). Лирический герой стихотв., всадник крылатого коня, наперекор року мчится в неизведанную даль: «Я слаб, но я не раб судьбы своей», — говорит он. Это порыв мятежной, свободолюбивой личности, готовность к самопожертвованию, гимн свободному и могучему духу Человека. Символика «Мерани» многозначна. Уверенность героя в своём предначертании, его стремление проложить грядущим поколениям путь к счастью — яркое выражение воли грузинского народа к национальному и социальному освобождению. Раздумья над вечными проблемами жизни, тончайшие движения души нашли выражение в художественно совершенных стих.: «Таинственный голос», «Моя молитва», «Я храм нашёл в песках., средь тьмы...", «Злобный дух», «Цвет небесный, синий цвет...» и др. В поэтическом наследии Б. особое место занимает поэма «Судьба Грузии» (1839), изображающая нашествие полчищ иранского шаха Ага-Мохаммед-хана на Тбилиси в 1795. В поэме Б. реалистически оценивает решение царя Ираклия II о присоединении Грузии к России, как историческое необходимое и прогрессивное. Б. обновил поэтику грузинского стиха, создал образцы стихов-размышлений, отличающихся философской глубиной и вместе с тем чарующей пластичностью, музыкальностью, выразительностью. Б. Л. Пастернак, переводивший стихи Б. на русский язык, писал: «... Гениальность, проникающая их (стихи Бараташвили — Ред.), придает им последнее совершенство...» («Стихи о Грузии. Грузинские поэты. Избранные переводы», Тб., 1958, с. VI). Творчество Б., крупнейшего после Ш. Руставели поэта Грузии, вдохновляло многие поколения грузинских писателей.
         Соч.: В рус. пер. — Стихотворения, М., 1938; Стихотворения, Тб., 1946; Лирика, М.., 1967.
         Лит.: Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, в. 4, М., 1907; Кикодзе Г., Грузинские классики, Тб., 1942; Гацерелия А., Николай Бараташвили. Жизнь и творчество, Тб., 1945; Гольцев В., Грузинские писатели КIХ в., М., 1948; Огнев В., Мятежный дух свободы, «Вопросы литературы», 1968, № 12.
         Г. Н. Абзианидзе.
        Н. М. Бараташвили.
Современная Энциклопедия
БАРАТАШВИЛИ Николоз Мелитонович (1817 - 45), грузинский поэт-романтик. Свободолюбие, идеи национального возрождения, глубокий лиризм и сила самовыражения в стихах "Сумерки на Мтацминда" (1836), "Мерани" (1842) и др., поэме "Судьба Грузии" (1839). Произведения Бараташвили, впервые опубликованные в 1852, оказали значительное влияние на грузинскую поэзию.
Литературная энциклопедия
Николай Мелитонович [1816–1845] — грузинский поэт, наиболее талантливый представитель романтизма в грузинской лит-ре — «грузинский Байрон». Происходил из богатой, впоследствии разорившейся дворянской семьи. Среднее образование получил в Тифлисской первой гимназии. Материальная нужда и физический недостаток (хромота) вынудили Б. определиться на гражданскую службу и до конца жизни оставаться канцелярским чиновником суда. Его творчество проникнуто чувством глубокого пессимизма и вместе с тем протестом против существующих жизненных норм. Мотивы тоски Б. как представителя идеологии постепенно разорявшейся земельной аристократии еще более усиливались не только экономической подавленностью его класса, но и потерей политической и культурной независимости его родины: в 1801 Грузия была присоединена к России. Личная жизнь поэта, неудачная любовь и невнимательное отношение к нему общества в свою очередь служили источником тоски и одиночества. Б. стремится понять процессы мироздания и «загадки» жизни, но вместе с тем, чувствуя себя бессильным постигнуть эти «тайны», спрашивает: «Что наше бытие, что наш мгновенный век... пламенный сосуд, всегда бездонный? Скажите, где тот счастливый человек, что принял жребий свой всегда упоенный» («На берегу Куры»). Пессимизм Бараташвили выходит за пределы национальных рамок и приобретает характер «мировой скорби». Временное утешение Б. находит в природе. Одним из главных мотивов его поэзии является мотив любви («Люблю твои глаза», «Серьга»). Лучшим образцом творчества Б. считается стихотворение «Пегас» («Мерани»), в к-ром поэт отказывается от родины и от всего земного бытия и стремится в потусторонний мир. Историческое значение имеет его реалистическая поэма «Судьба Грузии» (Беди Картлиса), в к-рой изображается борьба двух противоположных течений Грузии конца XVIII в. вокруг вопроса о взаимоотношениях Грузии и России. Б. выступает в этой поэме как республиканец, провозглашая, что самодержавие царя не выражает воли всего народа. Реалистичность этой исторической поэмы дает право считать Б.
335 родоначальником реализма в грузинской литературе. Библиография: I. Академическое изд. собр. сочин. Б. под ред. С. Пирцхалава, изд. Наркомпроса Грузии, Тифлис, 1922. Полный перевод на русский яз. принадлежит современному грузинскому поэту В. Гаприндашвили, Госиздат Грузии, Тифлис, 1922. II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. IV, М., 1907; Абашидзе К., Этюды, Тифлис, 1912; Хомлели Н., Б. и его время, Тифлис, 1920; Котетишвили В., История грузинской лит-ры, ч. 1, Кутаис, 1925; Капанели К., Грузинская лит-ра, Тифлис, 1926 и др. Г. Т.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БАРАТАШВИЛИ


будет выглядеть так: Что такое БАРАТАШВИЛИ