Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БАЛЬЗАК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бальзак (Balzac)
        Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, — 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным советником и историографом Франции. Б. — автор четырёх трактатов («Государь», 1631, «Старик», 1648, «Христианский Сократ», 1652, и «Аристипп», 1658, опубл. посмертно), многочисленных «рассуждений», способствовавших выработке того представления о Др. Риме и римской доблести, которое лежит в основе многих трагедий французского классицизма. Трактаты Б. и особенно его письма (часть изд. 1624, остальные посмертно) оказали влияние на развитие французской классицистической прозы.
         Соч.: Ceuvres, t. 1—2, P., 1665; Ceuvres choisies, v. 1—2, P., 1822.
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М.—Л., 1946, с. 379—80; Gui Наumie J. L., Guez de Balzac et la prose frainaise, P., 1927.
         В. Я. Бахмутский.
II
Бальзак (Balzac)
        Оноре де (20.5.1799, Тур, — 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями «художник» и «философ». Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 Б. пришёл к Легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств, буржуазных отношений. Монархия для Б. — форма твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религия — лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти.
         В 1822—25 Б. опубликовал под разными псевдонимами 8 романов («Жан-Луи» и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Б. — Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман «Шагреневая кожа» (1830—31) Б. назвал «отправным началом» своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.
         В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную «Человеческой комедией». Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современной Бальзаку естественно-научной теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В «Человеческой комедии» три раздела. 1. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к «Человеческой комедии», Собр. соч., т. 1, М., 1960). В «Человеческую комедию» вошло 90 произв.
         Источники драматизма «Человеческой комедии» — в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у «вульгарного денежного выскочки» (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: «Гобсек» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Банкирский дом Нусингена» (1838), «Крестьяне» (1844), «Кузен Понс» (1846—47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства («Утраченные иллюзии», 1837—43, «Дочь Евы», 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли — продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве «всемогущества, всеведения, всеблагости денег» (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в «Человеческой комедии» выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс «... узнал больше..., чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистический фатализм. В «Человеческой комедии» раскрываются высокие основы содружества («Утраченные иллюзии»), доброта (Буржа — «Обедня безбожника» и др.), цельность характера (Шабер — «Полковник Шабер»), героизм (Гогла — «Сельский врач»), справедливость (Низрон — «Крестьяне»), стойкость духа (Давид Сешар — «Утраченные иллюзии», Жерар — «Сельский священник»), взаимная преданность (Понс и Шмуке — « Кузен Понс»), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде — одноименный роман, Жозефина Клаас — «Поиски абсолюта»). В «Человеческой комедии» действует отряд искателей — республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто — вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества («Неведомый шедевр», 1831, нов. ред. 1837, и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Б. — духовные силы человека как высшая ценность.
         Герои Б. наделены типичными качествами в особой концентрации — при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек — «философ ростовщичества», Горио — «Христос отцовской любви», Вотрен — «Наполеон каторги», Растиньяк — «виртуоз» в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художественным преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности» — Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222—23). При резкой определённости ведущей черты характера у многих героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека — к Бовине — «Комедианты неведомо для себя»). Для Б. характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.
         Б. опубликовал 5 пьес, в том числе «Мачеха» (1848). Его «Озорные рассказы» (1832—37) в духе Рабле и французского народного творчества — своеобразный памятник гуманистической мысли Б. в национальных традициях французского искусства.
         В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896—99 появилось первое собрание сочинений Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1—20, 1933—47). Советское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.
         Соч.: CEuvres completes, v. I—28, P., 1956—63: Correspondance, t. 1—4, P., 1960—1966; Lettres a l'etrangere, t. 1—4, P., 1899— 1950; Lettres a Madame Hanska, t. I, P., 1967; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.—Л., 1941.
         Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1—2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949—55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31—32, М., 1937; Реизов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, «Вопросы литературы», 1961, № 7; её же, Бальзак и «бальзаковские» шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Моруа А., Промтей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830— 1964, М., 1965; Bardeche М., Balzac romancier, P., [1947]; Guyon В., La pensee politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarantehuit, «Europe», 1948, fevr.; Rodgers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; Nykrog P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.
         Р. А. Резник.
        О. Бальзак. «Евгения Гранде». Суперобложка. Флоренция. 1959.
        О. Бальзак. «Шагреневая кожа». Илл. А. Делиньера. Париж. 1948.
        О. Бальзак. «Блеск и нищета куртизанок». Илл. С. Балливе. Париж. 1956.
        О. Бальзак. «Отец Горио». Илл. О. Домье. Париж. 1867.
        О. Бальзак.
1000 кратких биографических данных
Оноре де (1799 - 1850) - знаменитый французский романист, родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение, обратившее на него внимание публики, роман "Шуаны", появилось в 1829 г. Последовавшие за ним многочисленные романы и повести быстро завоевали Бальзаку одно из первых мест среди французских писателей. Задуманную серию романов под общим заглавием "Человеческая комедия" Бальзак не успел закончить. В своих романах Бальзак изображает жизнь французской буржуазии, крупной и мелкой, столичной и провинциальной, и особенно тех финансовых кругов, которые заняли господствующее положение во Франции в 30-х и 40-х годах прошлого века. Мистик по натуре, Бальзак является в своем художественном творчестве одним из наиболее ярких представителей натурализма. Человек в его изображении есть всецело продукт окружающей среды, которую Бальзак и описывает поэтому чрезвычайно детально, иногда даже в ущерб художественному развитию рассказа; в основу своего литературного творчества он кладет наблюдение и опыт, являясь в этом отношении непосредственным предшественником Золя с его "экспериментальным романом". В созданной Бальзаком огромной картине французского буржуазного общества первой половины XIX века преобладают самые мрачные краски: жажда власти, наживы и наслаждений, стремление подняться какой-угодно ценой на верхнюю ступеньку общественной лестницы - таковы единственные помыслы большинства его героев.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Оноре де Б. (1799-1850) – франц. писатель) Где стены – с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак, (рфм.: вползав; о Париже) П916 (I,249.1); Стучала трость по плитам тротуара, И где-то громыхали дрожки. – Год Назад Бальзак был понят сединой. П918 (I,269); БАЛЬЗАК Загл. П927 (I,234); Он плотен, он шатен, Он смертен, и, однако, Таким, как он, Роден Изобразил Бальзака. (о Т. Табидзе) П936 (II,20)
Литературная энциклопедия
1. де Жан-Луи-Гез [Jean Louis Guez de Balzac, 1597–1654] — родом из Ангулема, по происхождению аристократ, один из законодателей хорошего тона и вкуса «прециозных» писателей (см. «Прециозная школа»). Сочинения Б. — «Письма» [1624]; «Принц» [1631]; сатира «Барбон» [1648]; «Христианский Сократ» [1652] и «Историческая смесь» [1652] — типичны для французского классического стиля XVII в. Библиография: Бурсин, ст. в т. IV Пти де Жюлевиль, История французского яз. и лит-ры (франц. изд.); Labri L. B., J. L. G. de B., 1913.
2. Оноре де [Honore de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850]. Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся над средним уровнем романтических писаний того времени. Обескураженный лит-ой неудачей, он увлекается коммерческими делами; ставит опыты производства дешевой бумаги, задумывает издание популярных французских писателей в неслыханных для того времени тиражах, вступает компанионом в типографию, надеясь — как он после говорил — нажить состояние и таким образом получить возможность целиком отдаться лит-ре и прославиться через нее. Б. оказался плохим коммерсантом. Разорившись и задолжав, он вернулся к лит-ре, вернулся на всю жизнь, чтоб в лит-ре выразить основную страсть французского буржуа и буржуазного интеллигента его времени: разбогатеть и прославиться. В 1829 выходит первая подписанная именем Б. книга: «Шуаны». В следующем году он пишет семь книг, среди них «La paix du menage» (Семейный мир), «Gobseck» (Гобсек), привлекших широкое внимание читателя и критики. В 1831 публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Женщина тридцати лет». Эти две книги высоко поднимают Б. над его лит-ыми современниками. 1832 — рекордный по плодовитости: Б. публикует девять полных произведений, III и IV главы его шедевра: «Женщина тридцати лет» и триумфатором входит в лит-ру. Читатель, критик и издатель набрасываются на каждую новую его книгу. Если еще не реализована его надежда разбогатеть (т. к. тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Б., как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжает вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-
314 16 часов в сутки; работая до зари, он ежегодно публикует три, четыре и даже пять, шесть книг. Не следует однако думать, что Б. писал с особой легкостью. Многие свои произведения он много раз переписывал, перерабатывал: некоторые свои произведения писал в течение ряда лет, по три, четыре главы в год. Так он писал «Женщину тридцати лет» и др. В созданных в первые пять-шесть лет его систематической писательской деятельности произведениях (свыше тридцати) изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, к-рое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации. Художественный анализ должен был уступить место художественному синтезу. В 1834 у Б. зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Б. «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Бальзак над этим трудом работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное лит-ое издание он наметил в следующем виде: Первая часть — «Этюды о нравах» (Etudes de Moeurs) — шесть отделов: «Сцены из частной жизни» (задумано 32 романа, осуществлено 28); «Воспоминания двух молодоженов» (Memoires de deux jeunes epoux, 1842) «Модест Миньон»
315 (Modeste Mignon, 1834), «Семейный мир» (La paix du menage, 1830), «Тридцатилетняя женщина» (La femme de trente ans, 1831–1835), «Отец Горио» (Le pere Goriot, 1835) и др.; «Сцены из провинциальной жизни» (19–14): «Евгения Грандэ» (Eugenie Grandet, 1834); две серии романов: «Парижане в провинции» (Les parisiens en province) и др. [1834–1843]; «Сцены из жизни Парижа» (22–18): «Величие и падение Цезаря Биротто» (Grandeur et decadence de Cesar Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нюсенжан» (Maison Nucingen, 1838); серия романов: «Великолепие и нищета куртизанок» (Splendeurs et miseres des Courtisanes, 1838–1843); «Сцены из политической жизни» (8–4): «Эпизод времен террора» (Un Episode sous la Terreur), «Темная история» (Une tenebreuse Affaire, 1841) и др.; «Сцены из военной жизни»: «Шуаны» (Les Chouans, 1829) и «Страсть в пустыне» (Une passion dans le desert); «Сцены из деревенской жизни» (5–3): «Крестьяне» (Les paysans, 1844), «Деревенский врач» (Le medecin de campagne, 1833), «Деревенский священник» (Cure de village, 1839). Вторая часть — «Философские исследования» (Etudes philosophiques). Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: «Шагреневая кожа» (La peau de chagrin, 1831), «Неизвестный шедевр» (Le chef-d’oeuvre inconnu), «В поисках абсолюта» (A la recherche de l’Absolu, 1834), серия романов: «Екатерина Медичи» (Sur Catherine de Medicis) и др. [1835–1843]. Третья часть — «Аналитические исследования» (задумано 5 — осуществлено одно произведение: «Физиология брака»). Б. так вскрывает свой замысел: «„Исследование нравов“ дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа — история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит». Установив факты, Б. предполагает показать их причины. За «Исследованием нравов» последуют «Философские исследования». В «Исследовании нравов» Б. изображает жизнь общества и дает «типизированные индивидуальности», в «философских исследованиях» он судит общество и дает «индивидуализированные типы». За установлением фактов («Исследования о нравах») и выяснением их причин («Философские этюды») последует обоснование тех принципов, по к-рым должно судить о жизни. Этому послужат «Аналитические исследования». «Нравы — зрелище, причины — кулисы и механизм представления комедии человеческой жизни, принципы — автор». Так
316 человек, общество, человечество будут описаны, судимы, анализированы в произведении, к-рое будет представлять собой «Тысячу и одну ночь» Запада. Продемонстрировав свою систему при помощи поэзии, Б. предполагает ее проверить наукой в «Опыте о человеческих силах». Воздвигнув этот дворец, он, «дитя и насмешник», исчертит его огромными арабесками «Ста забавных сказок» — «Contes Drolatiques». Задуманное гигантское сооружение Б. воздвиг, хотя вместо предполагавшихся 143 произведений «Человеческая комедия» состоит только из 92. Неосуществленными остались гл. обр. «Сцены из военной жизни» — из 25 задуманных Б. произведений он написал только два: «Шуаны» и «Страсть в пустыне». Предполагавшиеся «Сцены из военной жизни» должны были трактовать историю: «Вандейцы», «Французы в Египте», «Ваграмское поле», «Москва», «Битва под Дрезденом» и т. д. Но Б., создавший художественную историю Франции июльской монархии, был целиком поглощен своей эпохой; история была ему чужда. Точно также Б.-художник не был ни моралистом, ни философом. Между тем «Аналитические исследования» должны были быть развитием и утверждением его принципов. «Принципы, — говорил он, — это автор». Но основным стимулом к творчеству Б. было общество, объективная среда, а не его авторское субъективное самоуглубление и не его философские научные системы. У Б. таковых не было. Он поэтому только вскрыл среду, не дав обещанной философии, принципов и науки. Он не осуществил серии «Аналитические исследования». «Физиология брака» была написана еще до того, как он разработал свою схему «Человеческой комедии». Но как «Физиология брака», так и произведения, вошедшие в его «Философские исследования», по существу являются дальнейшей разработкой его «Исследований о нравах». Ценность шедевра отдела «Философские этюды», романа «Шагреневая кожа» — не в рассказе о таинственном куске кожи, символически выражающем мысль, что за каждый миг радости человек платит частицей своей жизни и чем ближе к желанной цели человек, тем он ближе к концу своей жизни. Ценность этого произведения в ярком показе парижской жизни, в выявлении одного из основных сюжетов Б. — борьбы молодого талантливого юноши за славу, за Париж, его отчаяние и самоубийство. Но если Б. не осуществил всего своего плана «Человеческой комедии», если осуществленное не во всем соответствовало схеме замысла, зато он оставил огромное лит-ое наследие, не вошедшее в этот план. Таковы, помимо намеченных в плане «Забавных сказок», два лучших его романа «Бедные родственники» («Кузина Бетта» и «Кузен Понс»), драмы («Вотрен»), «Портреты и литературная критика» (Portraits et critique litteraire), «Исторические и политические опыты» (Essais
317 historiques et politiques) и два тома писем, содержащих — особенно его «Письма иностранке» (Lettres a l’Etrangere) — огромное количество фактов из французской лит-ой и общественной жизни и суждений о его великих современниках — Вальтер Скотте, Ж. Занд, В. Гюго и мн. др. Конец 20-х и начало 30-х гг., когда Б. вошел в лит-ру, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской лит-ре. Романтики звали от жизни, как она есть, к жизни, какой она должна быть. Консервативные романтики, идеологи погибающей аристократии [Шатобриан (см.), А. де Виньи (см.) и др.] взывали к средневековью, к «гению христианства», к аристократической монархии. Радикальные романтики, идеологи радикальной мелкобуржуазной демократии — к демократической республике, к «республике милосердия» (В. Гюго), к утопическому социализму (Ж. Занд). Бессильные осуществить свою классовую волю на основе реального соотношения социальных сил, романтики взывали к консервативному прошлому или проецировали утопическое будущее. Иллюстрация:Обложка к «Озорным сказкам» Бальзака. Гравюра на дереве В. А. Фаворского. Б. — писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что «действительность в искусстве не есть действительность в жизни», и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов» (des faits imaginaires), а в показе того, что «происходит всюду» (ce qui ce passe partout). «Повсюду» сейчас — торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося
318 буржуазного общества — такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой — и Б. ее разрешает в своих романах. Большой роман в европейской лит-ре к приходу Б. имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя («Жиль-Блаз» Лесажа, «Робинзон Крузо» Д. Дэфо и др.) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо и др.) и исторический роман (Вальтер Скотт). Роман личности — был апологетикой индивидуальности в условиях, когда молодой буржуазный коллектив еще бессилен был диктовать свою волю. Исторический роман был самосозерцанием в зеркале истории в дни ее будней. Теперь буржуазная личность больше не одинока и не изолирована: переживания буржуа — это то, что «происходит повсюду». Теперь буржуазия, перефразируя Людовика XIV, заявляет: «история — это я». Писатель буржуазии отворачивается от романтической избранной индивидуальности, от демонической личности. И Б. рвет с традицией романа личности. Он отходит от исторического романа В. Скотта. Буржуазии времени Б. предстоит будущее, и ее писателю незачем углубляться в прошлое. Его герой — не демоническая личность и не историческая личность, не «Цезарь полководец и император, а купец, парфюмер Цезарь Биротто» (В. Фриче). Он стремится показать «типизированную индивидуальность» и «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Если можно и должно уделить внимание истории, то лишь тем ее страницам, на к-рых начертана запись о политическом рождении буржуазии, о ее героических юношеских днях. Буржуазное господство родилось в огне гражданских битв и революционных войн. «Сцены из военной жизни», к-рые по замыслу автора должны были заполнить целых 25 книг «Человеческой комедии», были бы посвящены этим героическим деяниям буржуазии. «Солдаты республики» (Les soldats de la Republique), «Ваграмская равнина» (La plaine de Wagram), «Москва», «Последнее поле битвы» (Le dernier champ de bataille) — таковы темы этих исторических романов. Но героические дни — для буржуазии ее прошлое, от которого она все больше отходит. Ее знаменоносец сейчас банкир, а не полководец, ее святыня — биржа, а не поле брани. Исторический замысел Б. остается в своих главных частях неосуществленным. Буржуазия самоутверждается. Она и ее писатель поглощены своим историческим настоящим. Нет у Б. ни необходимых красок, ни пафоса для воскрешения
319 тех героических дней и дел. Б. останавливается на исторических эпизодах постольку, поскольку они служат пропаганде его роялистических и католических убеждений. Последние у Б. являются результатом кризиса его ближайшей социальной группы — старой купеческой буржуазии, который наступил после революции с приходом к власти финансовой буржуазии. «Шуаны» — борьба вандейцев против республики, их верность королю — ранний роман [1829], где лит-ая гегемония романтиков еще сильно сказывается; «Эпизод из времен террора» [1830] — жертвенная верность религии и престолу; «Вендетта» [1830], «Темная история» [1841] — два эпизода, изобличающие аморальность Наполеона I; во всех этих исторических произведениях Б. кается в «грехах революционной молодости» буржуазии, роялистски реабилитирует и прославляет некоторые, по его мнению, незаслуженно пострадавшие святыни, показывает «изнанку современной истории» — «L’Envers de l’histoire contemporaine», как был озаглавлен один из его исторических эпизодов. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная лит-ая тема эпохи. На место романа, задача к-рого дать углубленные переживания личности, Б. ставит роман о социальных нравах, серию «Исследования о нравах»; на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции. «Исследования о нравах» развертывают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Ее основное содержание: победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — основная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство. По ее приказу дети предают родителей. Накопитель поэтому первый в ряду типов Б.: Гобсек [1830], старик Грандэ [1834], Отец Горио [1835] — не Плюшкины, не скупцы, а накопители. Они — не характеры, не олицетворение определенной страсти, как «Скупой рыцарь» Пушкина, а социальные категории. Их сбережения не загнивают, не погибают зря, как у Плюшкина. Они — основа новой власти, они — сила, созидающая новую Францию. Грандэ, у к-рого каждый кусок сахару на учете, держит в своих руках всю свою провинцию. Гобсек, к-рый живет как нищий, — владыка Парижа; ему покорны все, ибо все у него в долгу. Накопители подготовили приход банкиров. Банкир — второй основной социальный тип Б. Банкир Нюсенжан («Отец Горио» и «Дом Нюсенжан», 1838), богач
320 Камюзо («Погибшие мечтания», ч. 2, 1839), банкиры, приведшие к гибели Цезаря Биротто («Величие и падение Цезаря Биротто», 1837) — Наполеоны биржи. Стратегия этих полководцев столь же сложна, их поражения столь же роковые, а их победа дарует власть над Парижем, над Францией, над миром, как Ватерлоо или Аустерлиц; так же вся современная Франция стремится заслужить их банкирскую милость, как некогда милость императора. Деньги, банки — солнце Франции. Бывший лавочник покупает своей дочери в мужья графа, маркиз бросает свою возлюбленную, маркизу, чтобы жениться на обладательнице большого приданого («Отец Горио»). Сам Людовик, вынужденный допустить на свои придворные балы дочерей разбогатевших на военных поставках вермишельных фабрикантов, утешает себя: «eiusdem farinae» — эти купеческие дочки «из того же теста», что великосветские дамы, окружавшие некогда двор его абсолютистских предков. Владыка Франции — Париж, господин Парижа — биржа. Она владеет салонами, политикой, прессой, лит-рой, театром. Молодые люди, устремляющиеся в Париж с надеждой завоевать столицу своим талантом, погибают, как Люсьен («Погибшие мечтания»), или делают карьеру, как Растиньяк («Отец Горио», «Дом Нюсенжан», «Погибшие мечтания»), в зависимости от того, умеют они или не умеют угождать женам банкиров, салонным дамам и актрисам, которые у политиков и банкиров на содержании. Талантливый поэт и критик Люсьен едет в Париж. Он полон жажды творчества и веры, что путь к славе — через искреннее и проникновенное вдохновение. Нравы парижской прессы и политических салонов приучают его проституировать свой талант, писать пасквили о книгах, которыми он восторгается, и восхвалять пошлость и бездарность. Молодой провинциальный бедный студент Растиньяк приезжает в Париж с верой в науку. Дочери Горио, к-рым светские дела не позволяют самим явиться на похороны отца, пожертвовавшего для них всем, но к-рых светские нравы понуждают прислать на похороны пустые кареты, эти женщины его учат, что путь к жизни надо себе проложить не через науку, а через их будуары. Опыт Люсьена и Растиньяка обобщает бывший каторжник, объявивший войну обществу, циник Вотрен («Отец Горио», «Последнее воплощение Вотрена»): «принципов нет, — учит он Растиньяка, — а есть события, законов нет — есть обстоятельства. Порок в силе, презирайте людей и высматривайте петли, сквозь к-рые можно выбраться из сети законов». В подтверждение «философии» Вотрена Б. показывает гибель талантов, торжество авантюристов. Циник Вотрен, карьерист Растиньяк — «типизированные индивидуальности», характеризующие всю Францию. «Сцены из
321 жизни Парижа», видоизменяясь сообразно условиям и обстановке, находят свое продолжение в «Сценах из жизни провинции» (серии романов: «Холостяки» — «Les Celibataires»; «Парижане в провинции» — «Les parisiens en province»; «Провинциалы в Париже», «Погибшие мечтания»), в «Сценах из деревенской жизни» («Крестьяне», «Деревенский доктор», «Деревенский священник»), в «Сценах из частной жизни», в судьбе «Бедных родственников» («Кузина Бетта», «Кузен Понс»). Философия Вотрена и практика Растиньяка выражают собой сущность государства и политических партий, прессы и лит-ры, церкви и семьи. Б. не знает больше целомудренно вздыхающих влюбленных. Он знает «Брачный контракт» [1835], тоску «Старой девы» [1836], «Физиологию брака», «Великолепие и нищету куртизанок» [1838–1843], «Женщину тридцати лет», которая приобрела во французской и мировой лит-ре типовое значение. Жизнь этой женщины «бальзаковского возраста» — беспрерывная цепь лжи, печальных разочарований и опять-таки «потерянных иллюзий», горьких унижений. «Человеческая комедия» — история Франции после революции. Ее основной смысл: миром владеют деньги. Земельная аристократия уступила место финансовой буржуазии, но если Франция не пожалела жертв для борьбы против земельной аристократии, зато все покорны финансовой буржуазии. Борьба идет не за свержение, а за место ее под солнцем. Единственный независимый человек во Франции — это каторжник Вотрен. Время Б. — время больших театральных успехов его великих лит-ых собратьев — А. Дюма (см.), В. Гюго (см.) и др. Завоевав лит-ру, Б. не мог не устремиться на сцену. Его драмы были вообще посредственными переделками его романов («Семейная школа» — «L’ecole du menage», 1839 и др.). Большим театральным событием могла бы стать его пьеса «Вотрен». Перевоплощение Вотрена из каторжника в салонного льва, его философия цинизма, провозглашаемая с подмостков театра, содержали в себе огромный взрывчатый материал. Буржуазная аудитория освистала «Вотрена» [1840], а правительство июльской буржуазной монархии сняло пьесу после первой постановки. Творчество Б. обычно характеризовали как стремление внести в лит-ру принципы научного исследования, а самый лит-ый метод Б. рассматривали как результат влияния господствовавшего научного метода. Следуя учению Бюффона о влиянии среды на образование индивидуума, Б. рассматривает человека как продукт среды. Он положил основу методу документальности в лит-ре и создал базу для последующего так наз. «экспериментального романа» Э. Золя (см.). Но этот метод нельзя рассматривать только как результат воздействия науки на литературу; как и
322 позитивизм в науке, лит-ый реализм Б. был социальным требованием буржуазии, результатом ее торжества. Романтики — писатели уходящего дворянства или немощной мелкобуржуазной демократии принуждены жизни противопоставить свою тоску о прошлом или утопическую мечту о будущем. Буржуазия времени Б. — могущественна. Она строит мир на основе реального соотношения сил. Ее писатель стремится познать и показать мир как он есть. Творчество Б. поэтому имело объективное значение не только для познавания идеологии его класса, как творчество романтиков, но и для познавания Франции его времени. Б. не боролся против буржуазного порядка. Его критика была критикой на основе буржуазных отношений, в целях излечения недугов и укрепления всего организма буржуазного общества. Буржуазии сейчас не угрожала никакая опасность ни справа, ни слева. Феодализм был побежден; коммунары еще были в колыбелях. Это позволяло писателю буржуазии объективно показать недостатки и пороки буржуазного общества в той мере, в какой это не касалось самих основ капитализма — принципа собственности, проблемы рабочего класса. С другой стороны, прочность буржуазного порядка позволила Б. расценивать опыт своего класса как «вечную» категорию. Он верит в то, что пишет не только социальную историю, а историю человеческого сердца, историю не только Франции июльской монархии, а человечества. «Человеческая комедия» для него «история человеческого сердца, разобранная по ниткам, социальная история, разработанная во всех своих частях», она — описание, суждение и анализ «человека, общества, человечества». Она является таким же художественным синтезом буржуазного общества, каким «Божественная комедия» была для уходившего средневековья, «Тысяча и одна ночь» — для Востока. Б. поэтому и заявляет, что его труд будет тем же для Запада, чем была «Тысяча и одна ночь» для Востока, и в соответствии с общим принципом буржуазии, противопоставлявшей земные права правам небесным, божественным, ставит на место «Божественной комедии» — «Человеческую комедию». О комедии жизни писали и романтики. А. де Мюссе писал: скучно, потому что «всегда те же актеры и та же комедия», А. де Виньи жалуется на «комедию жизни». Но не их примеру Б. следовал, выбрав заглавие: «Комедия жизни». Для них жизнь комедия, ибо они обмануты ею. Для него жизнь — борьба самоутверждающейся силы. Он пользуется словом «комедия» не в его комическом значении, а в том смысле, какой традиция ему придала при истолковании шедевра Данте: жизнь — извечное представление. Для Б «Человеческая комедия» — представление буржуазии перед историей. Силы буржуазии,
323 значительные еще во время Б., ее оптимистические социальные перспективы породили реализм Б. и объективный характер его творчества. Объективизм Б., его критика недостатков буржуазного порядка нашли особенно благоприятные условия в наиболее близкой ему социальной группировке. Творчество Б. в целом — результат торжества буржуазии. Но Б. выражает сознание и интересы той прослойки буржуазии, к-рая переживает кризис приспособления к новому этапу капитализма, к финансовому капиталу. Б. был «идеологом старой купеческой буржуазии и потому врагом воцарившейся после 1830 буржуазии финансовой и всего социально-политического режима июльской монархии, построенной на финансовом капитале» (В. М. Фриче). Это сказывается в его симпатиях к старому купцу Цезарю Биротто («Величие и падение Цезаря Биротто»), ставшему жертвой биржевых операций; это помогает ему заострить критику нравов буржуазного общества. Отсюда его роялизм и католицизм. Жертвенный путь от купца Цезаря к банкирскому дому Нюсенжан (В. М. Фриче) объясняет то, что, несмотря на свой так наз. объективно-научный метод, Бальзак не чужд морализирования. От буржуазной природы Б. — его реализм, от кризиса приспособления родной социальной группы к новому этапу капитализма — то, что в его творчестве сохранились элементы романтизма, к-рые в первые годы толкали его даже к созданию полумистических произведений, как «Louis Lambert [1837] и Seraphita [1835]. Эти книги, впоследствии прославленные символистами, были справедливо оценены Э. Фаге как дань романтической моде. Основная черта творчества Б. в том, что он идеализирующую схематику романтиков заменяет индивидуализированными типами. Он преодолевает романтизм тем, что показывает, как романтик в быту изживает свои иллюзии. Верный научным принципам, он строит на документе, на факте, но не доверяет действенности факта. Он подсказывает свою оценку, хвалит или осуждает. При всей неисчерпаемости своих комбинаций Б. время от времени подгоняет события. Преодолевая раскрытый прием романтиков, к-рый состоял в том, что люди действовали по заранее предписанному автором принципу добра или зла, Б. все же не доходит до скрытого приема Флобера, Мопассана, у которых события развиваются по их внутренней закономерности, а типы вырастают с присущей им органичностью. Приемы Б. лишь полускрытые. Он их разоблачает своими подсказываниями, авторскими отступлениями, осуждениями и восхвалениями, он помогает иной раз действию невероятными случайностями и совпадениями происшествий. Привнесенные от романтиков идеологизм, элементы обнаженной тенденции отнюдь не были результатом бессилия Б. до конца
324 изжить романтические каноны. Они отвечали требованиям купеческой буржуазии, к-рая не смогла отстоять свои старые позиции против наступления финансового капитала и в этой борьбе стремилась воздействовать на врага моральным причитанием. Б. стремился дать критику капитализма на основе буржуазных отношений, не указав, по существу, выхода, не указав врача, к-рый в состоянии был бы излечить недуги его общества. Лит-ое наследство Б. представляет богатейший арсенал в руках того класса, который призван искоренить эти недуги и пороки. Библиография: I. Oeuvres completes, 24 vv., P., 1869–1876, Correspondence, 2 vv., P., 1876; Lettres a l’Etrangere, 2 vv.; P., 1899–1906. Русск. изд.: Собр. сочин. Б., 20 тт., СПБ., 1898. II. Пелисье Ж, Лит-ое движение в XIX в., М., 1895; Брандес Г., Лит-ра XIX ст. в ее главнейших течениях, Франц. лит-ра, СПБ., 1895; Лансон Г., История французской лит-ры, 2 тт., М., 1898; Тэн И., Б., Одесса, 1898; Фаге Э., Ист. франц. лит-ры XIX в., М., 1901; Гроссман Л., Библиотека Достоевского, Одесса, 1919, или сб. его статей «Поэтика Достоевского», М., 1925. Марксистская лит-ра о Б.: Коган П. С., Очерки по ист. зап.-евр. лит-ры, т. II, П., 1923; Луначарский А. В., Ист. зап.-евр. лит-ры в ее важнейших моментах, ч. 2, М., 1924; Фриче В. М., Очерк разв. зап.-евр. лит-ры, М., 1926. На иностр. яз.: Sainte-Beuve Ch., Causeries du Lundi, t. II, P., 1851–1861; Gautier Th., H. de B., sa vie et ses oeuvres, P., 1858; Taine H., Nouveaux essais de critique et d’histoire, B., 1865; Sainte-Beuve Ch., Portraits contemporains, t. III, P., 1871; Spoelberch de Lovensoul Ch., Histoire des oeuvres de B., P., 1879; Zola E., Le roman experimental, P., 1880; Его же, Les romanciers naturalistes, P., 1881; Brunetiere F., H. de B., P., 1905 [1906]; Zweig St., Drei Meister, B., Dickens, Dostojewski, Lpz., 1921; Lanson G., Manuel bibliographique de la litterature francaise moderne XVI-XIX ss., P., 1925; Baldensperger F., B., 1927; Preston Etnel, Recherches sur la technique de B., 1928; с 1926 выходит спец. журнал «Cahiers Balzaciens». И. Нусинов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БАЛЬЗАК


будет выглядеть так: Что такое БАЛЬЗАК