Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БАБЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Исаак Эммануилович [1(13).7.1894 — 17.3.1941], русский советский писатель. Родился в Одессе в семье торговца-еврея. Первые рассказы опубликовал в журнале «Летопись». Затем, по совету М. Горького, «ушёл в люди» и переменил несколько профессий. В 1920 был бойцом и политработником Конной армии. В 1924 опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Повествуя о бойцах и командирах Конной армии, Б. рисует, рядом с подлинными защитниками революции, анархически настроенную казачью вольницу, где чужеродным выглядит терой-рассказчик — интеллигентный юноша, для которого гражданская война была школой мужества и революционного самосознания. Критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Б., упрекала его в натурализме и апологии стихийного начала. В «Одесских рассказах» Б. рисует жизнь дореволюционной еврейской бедноты, находя в обиходе мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. В 1928 Б. опубликовал пьесу «Закат» (поставлена во 2-м МХАТ), в 1935 — пьесу «Мария». Б. принадлежит также несколько сценариев. Мастер короткого рассказа, Б. стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой. Творчество Б. получило широкое признание, книги его переведены на многие иностранные языки.
         Соч.: Избранное. [Предисл. И. Эренбурга], М., 1957; Избранное. [Вступ. ст. Л. Поляк], М., 1966.
         Лит.: Воронский А., И. Бабель, в его кн.: Литературные портреты, т. 1, М., 1928; И. Бабель. Статьи и материалы, М., 1928; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959.
         Г. Н. Мунблит.
        И. Э. Бабель.
1000 кратких биографических данных
Исаак Эммануилович (1894-1940). Советский писатель, автор сборпиков "Конармия", "Одесские рассказы", пьес "Закат", "Мария". Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Энциклопедия Отечеcтво
БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1940), русский писатель. В новеллах, отличающихся метафоричной образностью и выразительностью просторечной лексики, изобразил стихию и драматические коллизии Гражданской войны, привнося личный опыт бойца 1-й Конной армии (сб. "Конармия", 1926), жизнь еврейской бедноты (сб. "Одесские рассказы", 1931); пьесы "Закат" (1928), "Мария" (1935). Репрессирован.
Литературная энциклопедия
Исаак Эммануилович [1894–] — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его лит-ых выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии «Конармия» появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу «Конармия», — с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра («Закат», 1928) и кинематографического сценария («Беня Крик») — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические («История моей голубятни» и др.) и эпико-романтические,
292 главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик («Одесские рассказы», «Король», «Как это делалось в Одессе». К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все, до сих пор написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства («Исусов грех», «Ты проморгал, капитан»). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской лит-ре. Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной лит-ре, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская лит-ра получила сильного художника, «попутчика» (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. — крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной лит-ры и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного лит-ого мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из
293 которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в «Конармии» Б. реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. «История моей голубятни»), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, — черта, характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно. Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую
294 действительность, стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее. Библиография: Буденный С., Бабизм Б., «Октябрь», кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., «Леф», кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, «Молодая гвардия», кн. 7–8, 1924; Лелевич Г., На лит-ом посту, Тверь, 1924; Воронский А., Лит-ые типы, М., 1925; Его же, Лит-ые записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., «Два года лит-ой революции», Л., 1926; Лежнев, Вопросы лит-ры и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Лит-ый двевник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги лит-ого года), М., 1928; Полонский В., О современной лит-ре, М., 1928. Д. Горбов
Рус. арго (Елистратов)
БАБЕНЦИЯ, -и, БАБЕШНИЦА, -ы, БАБИНА, -ы, БАБЦА, -ы, ж., БАБЕЦ, бабца, БАБЕШНИК, -а, БАБЕЛЬ, -я, м.
Девушка, женщина.
Клёвая бабца — красивая девушка.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БАБЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое БАБЕЛЬ