Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АХУНДОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ахундов
        Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).
         Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.
         Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.
         Соч.: Эсэрлари, ч. 1—3, Бакы, 1949— 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.
         Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962; Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837—1957), Бакы, 1960; Лерман А. Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837—1962 гг., Баку, 1962.
         А. А. Шариф.
        М. Ф. Ахундов.
II
Ахундов
        Рухулла Али оглы [1(13).1.1897, с. Шувеляны Бакинского уезда, — 1938], советский партийный и государственный деятель, публицист, учёный. Родился в семье учителя. Окончил медресе, реальное училище, торговую школу, владел несколькими восточными и западными языками. Член Коммунистической партии с 1919. В 1917 член группы азербайджанских «левых» эсеров. В 1918 редактор газеты «Известия» Бакинского совета, а в 1919 азербайджанской нелегальной большевистской газеты «Коммунист». После окончательного установления Советской власти в Азербайджане (1920) заведующий отделом по работе в деревне ЦК КП (б) Азербайджана, секретарь Бакинского комитета партии, редактор газеты «Коммунист» и других периодических изданий. В 1924—30 секретарь ЦК КП (б) Азербайджана, директор Азернешара (государственное книжное издательство), нарком просвещения Азербайджанской ССР. В 1930 избран секретарём Заккрайкома ВКП(б). Делегат 10—17-го съездов партии, 2-го конгресса Коминтерна. Последние годы жизни работал в Институте истории партии при ЦК КП(б) Азербайджана, начальником управления по делам искусств при СНК Азербайджанской ССР, участвовал в организации и руководстве Азербайджанского филиала АН СССР. Один из первых переводчиков на азербайджанский язык произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по истории, искусству, литературе, редактор двухтомного русско-азербайджанского словаря (1928—29). Награжден орденом Ленина.
         Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Б., 1957, с. 67—69.
        Р. А. Ахундов.
III
Ахундов
        Сулейман Сани [21.9(3.10).1875, Шуша, — 29.3.1939, Баку], азербайджанский советский писатель. Окончил горийскую учительскую семинарию. Вёл педагогическую работу, составлял учебники. Первая сатирическая пьеса «Стяжатель» (1899) высмеивает жадность. В рассказах «Звезда свободы» (1905), «Чернушка» (1913), «Собака мистера Грея» (1927) и др. А. обличал буржуазно-помещичий строй. Пьесы «Соколиное гнездо» (1921), «Любовь и месть» (1922), «Дьявол» (1922) рисуют прежнюю жизнь крестьянства и революционный подъём. В творчестве А. сильно влияние традиций национальной реалистической литературы.
         Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1951; Кичик hеказэлэр, Бакы, 1966, в рус. пер. — Чернушка, Б., 1956; Страшные рассказы, Б., 1958.
         Лит.: Ариф М., Литература азербайджанского народа, Б., 1958; Вэлиев М., Сулейман Сани Ахундов, Бакы, 1956; Haгыjeва Ч., С. С. Ахундов архивинин тзсвири, Бакы, 1962; Вэлиханов Н., Сулеjман Сани Ахундов, Бакы, 1968.
         К. Талыбзаде.
Современная Энциклопедия
АХУНДОВ Мирза Фатали (1812 - 1878), азербайджанский писатель-просветитель и философ. В комедиях "Молла Ибрагим Халил, алхимик" (1850), "Мусье Жордан, ботаник" (1851), "Хаджи Кара" (1852), в сатирической повести "Обманутые звезды" (1857) - реалистическое изображение азербайджанской действительности. Статьи о литературе, философские труды.
Литературная энциклопедия
(Ахун-Задэ) Мирза-Фетх-Али [1812–1878] — крупнейший тюркский писатель Азербайджана, мыслитель, общественник и пионер нового тюркского алфавита. Родился в семье торговца из персидского Азербайджана. А. рос и развивался под руководством двоюродного дедушки — Гаджи Алескера, просвещенного человека своего времени. Гаджи-Алескер, желая видеть внука муллой, дал ему законченное арабско-персидское образование. А. изучил в совершенстве арабский и персидский языки, персидскую литературу и прошел всю духовно-религиозную науку. Однако А. не оправдал
286 надежды Гаджи-Алескера, поступил в русскую школу в Гандже. В 1834 ему удается получить должность переводчика при наместнике, бароне Розене. В этой должности он остался до конца своей жизни. Произведения А. еще при жизни были переведены на европейские языки, а переводы на русск. яз., сделанные самим автором, появились в 1853. Художественной литературой А. занимался лишь 6 лет [1851–1857]. Исключительный успех его трех комедий, написанных за один год [1851]: «Алхимик Мулла Ибрагим Халил», «Французский ботаник мусье Жордан и дервиш Мастали-шах» и «Везир Сарабского ханства», — обеспечили за А. имя «тюркского Мольера». В дальнейшем А. пишет: «О медведе, победителе разбойника» [1852], популярную комедию «Гаджи Гара» [1853], «О правозаступниках» [1856] и наконец известный русскому читателю рассказ «Обманутые звезды» [1857]. А. впервые в тюркской литературе в реалистических тонах обрисовал современную ему тюркскую жизнь. Впервые в тюркской литературе А. вывел тюрчанок как действующих лиц. А. создал в тюркской литературе целую литературную школу. — Крупнейшие тюркские писатели конца XIX и начала XX в. (Н. Нариманов, А. Ахвердов, Н. Везиров, Д. Мамед-Кули-Задэ и т. д.) находились в той или иной мере под влиянием А. Огромной заслугой А. нужно считать его проект замены арабской формы письма в тюркских языках новым тюркским алфавитом, латинским шрифтом. Свой проект А. разослал государственным и научным деятелям Турции и Персии, а впоследствии сам выехал в Константинополь, где при его участии проект обсуждался в Академии наук. Азбука, проектированная А., представляет из себя комбинацию двух алфавитов — русского и латинского и рассчитана для языков, пользующихся арабским алфавитом (тюркский, татарский, турецкий, персидский и т. д.). Переход на новый тюркский алфавит в Азербайджане, а затем и в других советских республиках, произошел только при советской власти. Центральное место в общественно-литературной работе А. занимает его книга «Переписка Кемалуддовле с Джемалуддовле», на персидском языке, впоследствии переведенная автором на тюркский и русский языки. Впервые «Переписка» была издана в 1924 году в Азербайджане (тюркский текст). В «Переписке» А. резко критикует деспотизм, продажность духовенства, косность быта, обнаруживая близкое знакомство с политическим и экономическим состоянием Персии, как и культурных европейских стран. В «Переписке» А. намечает пути европеизации современной ему Персии: ликвидация деспотизма, организация парламента, замена арабского алфавита, распространение науки, а также ограничение в правах духовенства. А. Аршаруни
287 Библиография: I. Произведения А.: На смерть Пушкина, сообщил Ив. Ив. Клементьев, «Московский наблюдатель», М., 1837, ноябрь; Медведь, победитель разбойника, газ. «Кавказ», №№ 83–84–86–90–91, Тифлис, 1851; Мулла-Ибрагим Халил, обладатель философского камня, газ. «Кавказ», №№ 44–45, Тифлис, 1851; Мусье Жордан, парижский ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун, газ. «Кавказ», №№ 15–17, Тифлис, 1851 (нем. пер. в Arch. f. Wiss. Kunde von Russland, Berlin, 1852); Везирь Серабского ханства, газ. «Кавказ», №№ 7–9, Тифлис, 1853; Комедии А., Тифлис, 1853; Положение турецкой армии под Багдадом в 1618, газ. «Кавказ», № 54–55, Тифлис, 1853; Приключения скряги, газ. «Кавказ», №№ 28–32, Тифлис, 1853; Идеал красавицы по восточным понятиям, альм. «Зурна», Тифлис, 1855; Темсилат капутан А., Тифлис, 1859; Каллаш В. В., «Puschkiniana», т. I и II, СПБ., 1902–1903. Новейшие издания всех книг А. вышли в Баку 1926–1927. Отдельные произведения А. опубликованы также в трудах «Ecole des langues vivantes orientales» во Франции (Recueil des textes, I, P., 1889). Произведения А. неоднократно переводились на русский, французский, немецкий, английский, персидский и урду. II. Статья И. См. (Соллогуб В. А.), Комедии А., газ. «Кавказ», № 61, Тифлис, 1853; Кочарлинский Фр., Лит-ра Азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Крымский А., История Турции и ее лит-ры от расцвета до начала упадка, М., 1910; Кулиев М., Заметки о тюркской лит-ре», Творчество А. и ошибки критики, газ. «Бакинский рабочий», № 198, Баку, 1927; А. Б., Мыслитель — драматург — ученый. К пятидесятилетию со дня смерти А., газ. «Рабочая правда», № 118 (1563), Тифлис, 1928; Еникополов И., К истории первых постановок А., журн. «Культура и письм. Востока», II, М., 1928; Шарифов Эз., А., газ. «Заря Востока», № 58 (1724), Тифлис, 1928; Ein tatarischer Lustspieldichter, в «Magazin fur die Literatur des Auslandes», 1852, № 98, стр. 389–390; Ad Berge, Dichtungen Trans-Kaukasicher Sanger des XVIII u. XIX Jahrhunderts in Aserbeidschanischer Mundart, Lpz.; 1868; Barbier de Meynard, «Revue critique», P., 1883, mars; «Allgemeine Zeitung», Berlin, 1889; «Literarisches Zentralblatt fur Deutschland», Lpz., 1890, № 15; Bodenstedt Fr., Ans dem Nachlasse Mirza-Schaffy’s. Neues Liederbuch mit Prolog und erlauterndem Nachtrag, Lpz., 1891. На тюркском яз.: Кочарли Фр-б., К столетию со дня рождения А., Баку, 1911; Аб Шаик, «Обманутые звезды», журн. «Маариф ве Меденийет», № 323, Баку, 1925; Кочарли Фр-б., Материалы по истории Азербайджанской лит-ры, т. I, ч. 2, Баку, 1925; Ахвердов А., А., Хиялат, Баку, 1927; Eeni Elifbave, A.; журн. «Дан Юлдузы», № 10, Тифлис, 1927. С.-З.
Философский словарь
Мирза Фатали (1812 — 78) — азербайджанский писатель, общественный деятель, просветитель. Материалистическое мировоззрение А. формировалось под влиянием передовой рус. общественной мысли. В теории познания А. исходит из признания познаваемости мира и защищает позиции сенсуализма. Материализм А. соединяется с атеизмом: он критикует ислам, подчеркивает несовместимость веры и знания, реакционную роль религии в истории об-ва. А. — основоположник азербайджанской литературы, драматургии и театра. А. был истинным патриотом, сторонником дружбы народов, выступал за создание братских, интернациональных отношений народов Закавказья и рус. народа. Осн. философское соч. — “Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего”.
Философский энциклопедический словарь 2
        Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азерб. ССР, —26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. фи-лософ-материалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей Азербайджана и России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. А. БестужевымМарлин-ским, А. И. Одоевским. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд. принца Кемал-удДовле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл его на рус. и перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.
        Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своём происхождении не нуждается в к.-л. другом бытии. Частицы, из крых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» — Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А.,— «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман — их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.
        Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, который учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.
        А.— основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.
        Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н., Филос. взгляды ?. ?. ?., Б., 1942 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б., 19582; К а с у и о в ?. ?., ?. ?. А. и рус. революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.политич. взгляды ?. ?. ?., Б., 1958; Рафили М. Г., ?. ?. ?., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737—45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413—15; Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение ?. ?. ?., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды ?. ?. ?., В., 1968.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АХУНДОВ


будет выглядеть так: Что такое АХУНДОВ