|
|
|
|
|
АХРИМАН |
Мультимедийная энциклопедия |
пехлевийская форма авестийского имени Ангро-Майнью (Злого духа)
- олицетворения злого начала в зороастризме, равный возрастом,
но не совечный Ахурамазде (Ормазду), олицетворению благого
начала, стоящему во главе зороастрийского пантеона. Зороастр
(Заратуштра) учил, что существует лишь одно высшее существо,
благой и светлый Ормазд, которому противостоит Ахриман и его
злые силы.
Хотя представления об Ахримане влекли за собою бесспорно
дуалистическую концепцию мира, зороастризм признавал Ормазда
могущественным главой иерархии богов, тогда как Ахриман и его
злые воинства рассматривались как низшие божества,
противостоящие этой иерархии.
См. также <<ЗОРОАСТРИЗМ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АХРИМАН — в иран. миф. верхов. божество зла. В самой ранней части «Авесты» — «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Мана, в др. книгах «Авесты» — в Ангро-Майнью. А. противопоставл. Ахурамазде: Ахурамазда создает 16 стран добра, А. — 16 стран зла; в противовес чистым «ахурийским» животным А. создает змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. пытается искусить или убить его (но без-успешно). Ахриман порожд. всесильное божество лжи, искушает благих людей, и иногда ему это удается, как, напр., со справедл. царем Джамшидом (в «Авесте» — Йима), к-рому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»). Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представл. об извест. вселенской борьбе добра и зла (эти представл. изложены в т.н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением явл. зороастрийское учение о четырех мировых циклах (изложено в теологич. трактате «Бундахишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А. Она заканч. разгромом А., очищением мира в расплавл. металле от скверны и наступл. эры вечн. блаженства. В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек. Так первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нем верхом. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АХРИМАН
будет выглядеть так: Что такое АХРИМАН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|