Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АХМАТОВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия — Горенко)
        Анна Андреевна [11(23).6.1889, Одесса, — 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде], русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов А. «Вечер», за ней последовали сборники «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и др. А. примыкала к группе акмеистов (см. Акмеизм). В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика А. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы «великой земной любви». Контрастность — отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.
         После Октября, далёкая от революционной действительности, А. всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной («Не с теми я, кто бросил землю...»). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества А., преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний. С 30-х гг. поэтический диапазон А. несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта («Маяковский в 1913 году», «Данте», цикл «Тайны ремесла»); в её творчество влилась струя историзма — саркастическая отходная дореволюционной эпохе («На Смоленском кладбище», «Предыстория», «Царскосельская ода», «Петербург в 1913 году»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии А. выделяются патриотические стихи («Клятва», «Мужество»). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах «Луна в зените», «С самолёта». Вершина творчества А. — большая лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940—62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Поэзия А. в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и «вещностью» образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. А. принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Стихи А. переведены на многие языки.
         Соч.: Из шести книг, Л., 1940; Стихотворения (1909—1960). [Послесл. А. Суркова], М., 1961; Бег времени. Стихотворения. 1909—1965, М.—Л., 1965: Голоса поэтов. Стихи зарубежных поэтов в переводах Анны Ахматовой. [Предисл. А. Тарковского], М., 1965; Стихотворения, М., 1967; Стихи разных лет. [Публикация В. Жирмунского], «Новый мир», 1969, № 5.
         Лит.: Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; то же, в его кн.: Статьи о поэзии, Л., [1969]; Озеров Л., Мелодика. Пластика. Мысль, «Литературная Россия», 1964, 21 авг.; Павловский А., Анна Ахматова. Очерк творчества, Л., 1966; Добин Е., Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1968; Тарасенко А. Н., Русские поэты XX в. 1900—1955. Библиография, М., 1966.
         Е. С. Добин.
        А. А. Ахматова.
II
Ахматова
        Раиса Солтамурадовна (р. 13.12.1928, г. Грозный), чеченская советская поэтесса, пишет также на русском языке. Родилась в семье рабочего. Печататься начала в 1957. Автор сборников стихов: «Республика родная» (1958, на чеченском языке); на русском языке — «Бей мне, ветер, в лицо» (1959), «Иду к тебе» (1960), «Трудная любовь» (1963), «Откровение» (1964). А. создала лирический образ современной женщины-горянки, показала перестройку её духовного склада, скованного некогда шариатом и адатами. Поэтесса воспевает любовь, семью, дружбу («Задумчивыми, добрыми глазами», «На вокзале», «Я думала: чеченке невозможно...», «Пережитое» и др.). В цикле «Самое дорогое» (сб. «Откровение») А. пишет о Родине, мире и дружбе («Родной партии», «Я войну проклинаю», «Бессмертие», «Каспию», «Приезжайте к нам, москвичи» и др.).
         Соч.: Санседа, Грозный, 1966; в рус. пер. — Ровесникам, Грозный, 1963; Откровение, Грозный, 1966.
         М. Д. Чентиева.
Русская цивилизация
Анна Андреевна (наст, фамилия Горенко) (11/23.06.1889 — 5.03.1966), русская поэтесса. Родилась в семье морского офицера. В 1912 публикует первый сборник стихов «Вечер». Автор книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Бег времени» (1965; в т. ч. циклы «Тайны ремесла», 1936 — 60, «Ветер войны», 1941-44, «Северные элегии», 1940 — 45). Вершинами творчества Ахматовой стали лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940 — 62) и автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935 — 40, опубл. 1987). Переводы классической поэзии Востока, Древнего Египта, итальянской поэзии; статьи о Пушкине, воспоминания (в т. ч. «Об Александре Блоке»).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
АХМАТОВА (настоящая фамилия Горенко) Анна Андреевна (1889-1966), русская поэтесса. Входила в акмеистическую группировку "Цех поэтов". В поэзии (сб-ки "Вечер", 1912, "Чётки", 1914, "Бег времени. Стихотворения. 1909-1965") - верность нравственным основам бытия, психология женского чувства с постоянными мотивами разлуки и памяти, воскрешающей образы прежней любви, сопричастность общенародным трагическим потрясениям 20 в., классическая ясность поэтического языка в соединении с непринуждённостью разговорной интонации. Автобиографический цикл стихов "Реквием" (1935-40, опубликован в 1987) о жертвах советских репрессий. После уничтожающей критики в постановлении ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) Ахматову не печатали до 1956. В "Поэме без героя" (1940-65, полностью опубликована в 1976) в герметичной и ассоциативно-образной форме воссоздана атмосфера "серебряного века". Статьи об А. С. Пушкине.
А.А. Ахматова
2.
АХМАТОВА Раиса Солтмурадовна (род. 1928), поэтесса, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР (1977). Пишет на чеченском и русском языках. Сборники лирических стихов и поэм "Иду к тебе" (1960), "Медный листопад" (1974), "Перевал" (1977), "Рассвет и горы" (1981), "Признание" (1984).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(псевдоним Анны Андреевны Горенко (1889-1966); рус. поэтесса; см. тж АННА, КАССАНДРА, РАШЕЛЬ) <АННЕ АХМАТОВОЙ> Загл. ОМ911 (340.1); АННЕ АХМАТОВОЙ Загл. АБ913 (III,143); АХМАТОВА Загл. ОМ914 (93.3); А. Ахматовой Посв. ОМ(914) (288.1); АННЕ АХМАТОВОЙ Загл. Цв915 (I,234); – Кажется, четверть пятого, – Я полюбила Вас, Анна Ахматова. ib.; АХМАТОВОЙ Загл. Цв916 (I,303.1); глухое: ох! – Стотысячное – тебе присягает: – Анна Ахматова! Это имя – огромный вздох, ib.; И я дарю тебе свой колокольный град, – Ахматова! – и сердце свое в придачу. ib.; И пока над Царским Селом Лилось пенье и слезы Ахматовой, Я, моток волшебницы разматывая, Как сонный труп, влачился по пустыне, Хл921-22 (166); ОТРЫВОК ИЗ СТИХОВ К АХМАТОВОЙ Загл. Цв921 (II,54.1); АХМАТОВОЙ Загл. Цв921 (II,79); Анне Ахматовой Посв. Цв921 (III,16); Красивость – / аж дух выматывает! / Как будто / влип / в акварель Бенуа, / к каким-то / стишкам Ахматовой. Ирон. Хм. М925 (158); АННЕ АХМАТОВОЙ Загл. П929 (I,227); Привыкают к пчеловоду пчелы, Такова пчелиная порода... Только я Ахматовой уколы Двадцать три уже считаю года. Шутл. ОМ934 (361.1); Ведь под аркой на Галерной... А. Ахматова Эпгрф. Ахм940 (286)
Литературная энциклопедия
Анна [1888–] — Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, — поэтесса. Первую книгу стихов «Вечер» выпустила в 1912 (изд. «Цех поэтов»). Затем книги стихов: «Четки», (неск. изд.), «Белая стая» (неск. изд.), «Подорожник» (изд. «Петрополис», П., 1921), «Anno Domini MCMXXI» (изд. «Петрополис», П., 1922) и поэму «У самого моря» (изд. «Алконост», П., 1921). А. — поэтесса дворянства, еще не получившего новых функций в капиталистическом обществе, но уже потерявшего старые, принесенные из общества феодального. О сложившейся веками дворянско-поместной культуре, в обстановке которой выросло творчество А., говорят чрезвычайно выразительным яз. многие из ее стихотворений. Это — дворянские усадьбы с вековыми аллеями и парками, под сводами к-рых белеют фигуры полуразрушенных статуй у каменных арок семейного склепа, куда приносят оранжерейные розы вымирающие потомки тех, чьи портреты
281 застыли в парадных залах, сохраняя на пышных мундирах жалованные регалии российских императоров: «Течет река неспешно по долине,
Многооконный на пригорке дом,
И мы живем, как при Екатерине,
Молебны служим, урожая ждем». «Anno Domini», стр. 91. Необходимо отметить, что и в этом и в других стихах характерны не только изображения поместной обстановки, но и глубоко созвучное им настроение самой поэтессы. Изображая город, А. с особой любовью останавливается все на тех же реликвиях дворянской культуры: Исаакиевский собор, Смольный, Петропавловская крепость, Царскосельский парк и Петергофские фонтаны, словом — дворянский Петербург — «пышный, гранитный город славы и беды», — славы дворянского прошлого и беды его вырождающихся потомков. Естественно, что в этой обстановке, напоминающей о невозвратном прошлом, последыши дворянской культуры, лишенные всяких производственных связей с настоящим, уходят исключительно в узкую область интимнейших эротических переживаний. Почти все творчество А. представляет сконцентрированное выражение именно этих эмоций. Эротическое переживание является для творчества поэтессы той осью, вокруг к-рой вращается ее духовный мир. Однако глубочайшее чувство обреченности, к-рое пронизывает социальное сознание вымирающей группы, проходит и через эту область, окрашивая ее в сумеречные тона предсмертной безнадежности. Эти настроения сочетаются с мистическими переживаниями, также характерными для классов нисходящих, создавая противоречивый на первый взгляд образ А. героини «не то монахини, не то блудницы» [Б. Эйхенбаум (см.)], у к-рой «на шее мелких четок ряд» (а в другом месте: «все мы бражники здесь, блудницы») и клятвы любовные перемешиваются с церковными заклятиями: «Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенных чадом». «Anno Domini», стр. 19. Поэма «У самого моря», по определению Г. Лелевича («На посту», № 2–3, 1923) — «не что иное как мистическая повесть об ожидании таинственного жениха». Только в стихах, написанных А. после 1914, начинают звучать общественные мотивы, что вполне естественно, ибо даже стекла дворянских особняков не могли не отозваться на раскаты войны 1914–1918 и Октябрьского переворота. Война 1914–1918 дает скорбным интонациям поэтессы историческую мотивировку, это — причитания над убитыми и пробуждение общественного сознания по линии национализма, смыкающегося с империализмом отечественной буржуазии. В дворянском заточении вновь просыпается мечта об «орлах Екатерины», реющих над порабощенными народами («Белая стая», стр. 57),
282 над проливами, ведущими к «святой Софии» («Anno Domini», стр. 145). Гражданская война также достаточно недвусмысленно заставила откликнуться поэтессу: «Еще на западе земное солнце светит,
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят». «Anno Domini», стр. 82. «Все расхищено, предано, продано», и дворянской поэтессе остается только печалиться о том, что «на Малаховом кургане офицера расстреляли» («Белая стая», стр. 72). Касаясь формально художественной оценки творчества Ахматовой, следует сказать, что в ее лице мы имеем поэта с чрезвычайно сильным дарованием. В этом отчасти разгадка популярности А. в некоторых читательских кругах, воспринимающих ее творчество только в части интимных переживаний. Уже первая книга («Вечер») устанавливает после некоторых срывов чрезвычайно устойчивый стиль, развернутый в дальнейших книгах. Эмоциональную наполненность стихотворений А. облекает в форму разговора или рассказа присутствующему. Стараясь свою поэзию сделать конкретной, четкой, интимной, А., помимо того, что ограничивает свой тематический материал и облекает его в форму разговора с присутствующими, еще ограничивает также и размер своих стихов. Последние отличаются необыкновенной короткостью как отдельных фраз, так и стихотворения в целом. Фразы быстро сменяются одна другой, что определяет обилие точек в коротеньком стихотворении. Напр.: «Было душно от жгучего света. А взгляды его, как лучи. Я только вздрогнула. Этот может меня приручить. Наклонился. Он что-то скажет. От лица отхлынула кровь...» и т. д. Или: «Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье». Размер самого стихотворения определяется только тремя или четырьмя строфами; пять, шесть, семь строф появляются очень редко, а больше и не бывает. Стремление к лаконизму и усилению смыслового значения слова сказывается также и в синтаксисе. У А. часто фразы следуют друг за другом непоследовательно и не в связном порядке, что образует в речи скачки, к-рые рельефно подчеркивают смысловое значение каждой фразы. Стремление придать поэзии конкретность ведет у А. к ослаблению глагола и к усилению имени существительного. Часто в стихах А. глагол совершенно отсутствует, напр.: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле». Преобладание в стихотворной речи А. интонации, мимики ведет также к ослаблению рифмы. Концы строк обладают меньшим весом, чем начальные и средние части. Поскольку стих у А. мимичен, постольку слаба роль в нем согласных. Что касается поэтического словаря А., то он очень простой и обыденный, хотя в контексте он получает свое «ахматовское» наполнение. А. принадлежит к лит-ой группе акмеистов (см.).
283 Библиография: Осинский Н., Побеги травы, «Правда», № 148, 1922; Арватов Б., Гражд. А. и тов. Коллонтай, «Молодая гвардия», № 4–5, 1923; Коллонтай А., «Молодая гвардия», № 2/9, 1923; Лелевич Г., Анна А., «На посту», № 2–3, 1923; Эйхенбаум, Анна А., П., 1923; Виноградов В., Поэзия Анны А., Л., 1925. М. и С.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АХМАТОВА


будет выглядеть так: Что такое АХМАТОВА