Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        раздел гражданского права (См. Гражданское право), регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, т. е. результатов творческой деятельности людей в этих областях.
         Социалистическое А. п., исходя из принципа сочетания личных и общественных интересов, обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественно полезных произведений и распространение в массах научных и культурных ценностей. В СССР нормы А. п. содержатся в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в Гражданском кодексе, в типовых авторских договорах (См. Авторский договор), в актах Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, а также ведомств СССР и союзных республик.
         Автору в СССР принадлежат: право на опубликование, воспроизведение и распространение произведений всеми дозволенными законом способами (т. е. без согласия автора и заключения с ним авторского договора использование произведений не допускается); право на авторство и авторское имя, в частности на публикацию произведений под условным именем (псевдонимом) или анонимно; право на неприкосновенность произведений, означающее, что только сам автор может вносить в своё произведение изменения или разрешать вносить их другим лицам. Все эти правомочия (субъективные А. п.) относятся к категории личных неимущественных прав. Кроме того, автор имеет субъективное А. п. на получение вознаграждения за использование произведений другими лицами, кроме случаев, прямо указанных в законе. Перечень случаев, когда в интересах общества допускается использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, включает, в частности, воспроизведение опубликованных произведений в газетах, кино, по радио и телевидению, перепечатку изданных произведений в определённом объёме в научных и критических работах, учебных и политико-просветительских изданиях, переделку в новые, творчески самостоятельные произведения и т. д. Не требуется согласия автора, но выплачивается вознаграждение при публичном исполнении изданных произведений, выпуске опубликованных произведений на грампластинках и др. В целях расширения культурного обмена между народами СССР перевод на языки разных народов СССР изданных произведений разрешается без согласия, но с уведомлением автора (т. н. свобода перевода). Законодательство союзных республик нередко сохраняет за автором право на получение гонорара при использовании его произведений в переводе, в частности в переводе на русский язык. Права автора сохраняются за ним и в том случае, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, однако авторское вознаграждение выплачивается сверх заработной платы, лишь если это специально предусмотрено законодательством (например, за издание учебников и учебных пособий).
         А. п. принадлежит автору пожизненно; право на опубликование, воспроизведение и распространение произведений и право на получение вознаграждения переходят по наследству сроком на 15 лет. Кроме того, за наследниками и определёнными общественными организациями (например, за Союзом писателей СССР) закрепляются после смерти автора правомочия по охране неприкосновенности произведения.
         За иностранцами А. п. признаётся на произведения, впервые опубликованные в СССР или не опубликованные, но находящиеся на советской территории. Другие произведения иностранцев могут охраняться только на основании и в пределах заключённых Советским Союзом с другими странами международных соглашений (например, соглашение от 17 ноября 1967 с Венгрией, СП СССР, 1967, № 30, статья 213).
         Нарушенное А. п. может быть защищено иском о восстановлении права (путём публикации в печати об авторстве, внесения исправлений и т. д.), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения или о возмещении убытков, возникших в результате нарушения А. п., обычно в размере неполученного вознаграждения. Плагиат карается как уголовное преступление.
         А. п. социалистических стран, преследуя те же цели и основываясь на тех же принципах, что и советское А. п., имеет свои особенности. Например, А. п. этих стран значительно уже определяет сферу свободного использования произведений и не знает свободы перевода, устанавливает более длительные сроки действия А. п. после смерти автора (20—50 лет) и т. д.
         Основная функция буржуазной А. п. — установление монополии на сбыт произведения, выступающего как товар. Как правило, монополия на распространение и использование произведения передаётся автором предпринимателю (издателю, антрепренёру, кинопродюссеру и т. д.). В буржуазном законодательстве личные имущественные права автора занимают подчинённое место, их реальный объём в ряде случаев сужен (так, в США не признаётся право автора на неприкосновенность произведения). Во многих странах допускается отчуждение монополии (исключительные права) на использование произведения тем или иным способом на весь срок действия А. п. (обычно не менее 50 лет после смерти автора).
         Большинство капиталистических государств и все социалистические страны Европы (кроме Албании) обеспечивают взаимную охрану А. п. на произведения своих граждан и другие произведения, выпущенные на их территории, при помощи многосторонних международных конвенций, из которых наиболее широко применяются Бернская (1886) и т. н. Всемирная (1952) конвенции (см. Конвенции международные по охране авторских прав).
         Лит.: Научно-практический комментарий к ГК РСФСР, М., 1966 (раздел IV); Антимонов В. С., Флейшиц Е. А., Авторское право, М., 1957; Иоффе О. С., Советское гражданское право, ч. 3, Л., 1965; Серебровский В. И., Вопросы советского авторского права, М., 1956; Гражданское и торговое право капиталистических государств, под ред. К. К. Яичкова, М., 1966, гл. XXV.
         И. А. Грингольц.
Современная Энциклопедия
АВТОРСКОЕ право, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т.д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. По российскому законодательству автору принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, его опубликование, использование, а также право на вознаграждение за разрешение использовать и использование произведения. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведений охраняются бессрочно. Смотри также Интеллектуальная собственность.
Литературная энциклопедия
или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда — возникло прежде всего в отношении произведений лит-ры в связи с усовершенствованием книгопечатания в XV в. Гутенбергом. Впоследствии оно было распространено на другие произведения искусства и науки: музыкальные произведения, произведения изобразительных искусств, фотографии. Техника продолжает создавать новые области авторского права: кино, радио. Значение авторского права в издательстве заключается в следующем. Необходимым условием нормального развития всякого издательства является защита от перепечаток; эта защита основывается на авторском праве. Конкуренция добросовестных издателей с издательствами, занимающимися перепечатками, экономически невозможна, потому что первоиздатель: 1. уплачивает вознаграждение автору, 2. несет риск выпуска книг, к-рые могут и не получить распространения. Перепечатки возможны без уплаты авторского гонорара, поэтому перепечатанная
32 книга будет стоить гораздо дешевле; кроме того перепечатывать можно одни лишь ходкие книги, обеспеченные распространением. Защита издателей против перепечаток шла сначала путем предоставления издательствам органами власти привилегий печатать то или иное издание. Чаще всего такие привилегии выдавались типографщикам и издателям. Но выдавались они и авторам: древнейшая из известных нам привилегий была выдана 3 января 1491 юристу Петру Равенскому, магистру канонического права, на издание его сочинения «Феникс». С течением времени привилегия изменила свой смысл и превратилась в разрешение на издание. Такие разрешения давались ограниченному кругу лиц — издателей-монополистов (Англия, Франция). Возникшая отсюда эксплоатация авторов и стесненное положение части издателей, боровшихся с издателями-монополистами, создали идею о том, что автору принадлежат «естественные» права на его произведения, а издатель может получить свои издательские права только от автора. Вместо защиты продукта авторского труда начали защищать самое творчество автора. Признавая права за авторами, издательства вместе с тем получили возможность приобретать эти права по договорам от авторов и на этих договорах основывать свою защиту от перепечаток. Так. обр. в отношении интересов издателей смысл признания авторского права сводится к защите издательств от недобросовестной конкуренции. В отношении же интересов общества смысл признания авторского права заключается в создании экономических условий, благоприятствующих развитию лит-ры, науки, искусства путем защиты имущественных и не-имущественных интересов автора. В дореволюционной России авторское право рассматривалось первоначально с точки зрения цензуры (ценз. устав 22 апр. 1828) и как право собственности сочинителей, переводчиков и издателей (закон 8 янв. 1830). Лишь закон от 20 марта 1911 изменил положение. Это был в то время один из наиболее совершенных буржуазных законов об авторском праве. Во главу угла этот закон ставил интерес автора, устанавливая длинный срок действия авторского права (50 лет после смерти автора-писателя) и не создавая средства воздействия на автора и его наследников в общественных интересах. Революция 1917, не отменяя этого закона, тотчас же после Октябрьского переворота поставила на первом месте общественный интерес, установив порядок признания научных, лит-ых, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием (С. У. 1918, № 85, ст. 900). На основе этого декрета было объявлено монополией государства право издания классиков. Тем же декретом было запрещено издавать при жизни автора без его
33 согласия произведения, государственным достоянием не объявленные. В 1919 (С. У., № 51, ст. 492) были объявлены недействительными договоры о приобретении в полную собственность авторских прав. В это время авторы стали получать вознаграждение за свой труд по тарифу Профсоюза работников просвещения. С возникновением нэпа авторское право было признано одним из основных частных имущественных прав граждан РСФСР (Пост. 3-й Сессии ВЦИКа 9-го созыва от 22 мая 1922). В 1925 был издан общесоюзный закон об основах авторского права (С. З. СССР 1925, № 7, ст. 67). Этот закон был изменен 16 мая 1928 постановлением ЦИКа и СНК СССР о введении в действие Основ авторского права в новой редакции (С. З. СССР 1928, № 27, ст. 246). Защита прав автора в советском государстве имеет следующие основания: Труд автора не может быть оценен тотчас же после того, как исполнен. Книга может привлечь внимание читателя, получить распространение среди читательских масс и обогатить издателя. Оказалось бы, что творчество автора неосновательно обогатило издателя, а сам автор не получил достаточной оплаты своего труда. Средством для того, чтобы оплата авторского труда была связана с мерой внимания, уделенного труду автора читателем, является признание за автором исключительного права всеми законными способами распространять и воспроизводить свой труд. Законодатель устанавливает правило, по к-рому связь между автором и его произведением не подлежит разрыву. Так. обр., если произведение писателя получает широкое распространение, то оплата труда писателя издательством не может быть сведена к произвольно определенной вперед денежной сумме. Оплата труда писателя должна быть установлена договором в неразрывной связи с числом печатаемых экземпляров издания. Смысл установления авторского права с этой стороны сводится в первую очередь к защите имущественного интереса автора, к предоставлению ему возможности получить дополнительно ту оплату его труда, к-рая не может быть учтена до выпуска произведения в свет. С этой точки зрения авторский гонорар приближается к заработной плате. Во вводном законе к Основам авторского права от 16 мая 1928 устанавливается порядок взыскания вознаграждения, причитающегося авторам за полное или частичное отчуждение их исключительного права, наравне с зарплатой. Приравнение к зарплате авторского гонорара полностью проведено для случаев обращения кредиторами взыскания на авторский гонорар. Этим установлена новая черта в самом подходе законодательства к авторскому праву, в резкое отличие от приравнения авторского права к праву собственности.
34 Связь автора с его произведением имеет еще другой, не-имущественный смысл. Законодатели защищают авторов против искажения произведений. Такие искажения могут последовать и со стороны издателей и со стороны других авторов, пользующихся выпущенными в свет произведениями в своих собственных интересах. Имущественный интерес автор может защищать от нарушений иском об убытках, не-имущественный — в уголовном порядке. Охрана авторских прав от нарушений допускается лишь не в ущерб интересам общества. Противоречия между интересами авторов и интересами общества определяют собой меру исключительности прав автора. Первое ограничение заключается в срочности авторского права. Право автора на извлечение имущественных выгод из своего произведения заранее ограничивается законодателем. Пост. ЦИКа и СНК СССР 30/I 1925 установило срок авторского права в 25 лет для каждого произведения в отдельности. По истечении 25 лет жизни произведения права автора на это произведение падали. Для наследников автора было введено еще второе ограничение: их право не могло существовать долее 15 лет после смерти автора. Создавалась необходимость точной регистрации дня появления произведения в свет для внесения ясности в вопрос о том, имеет ли автор право на свое произведение. 16 мая 1928 этот способ исчисления оставлен. За автором признается право на все его произведения, когда бы они ни вышли в свет. К наследникам после смерти автора авторское право переходит на 15 лет на все произведения. Вторым ограничением исключительности прав автора является выкуп авторских прав государством. Если произведение получило общественное значение, благодаря к-рому оно уже не может рассматриваться как предмет частного права автора, государство может в принудительном порядке закрепить за собой право на воспроизведение и распространение произведения. Автор или его наследники получают от государства денежное вознаграждение. Порядок выкупа авторских прав установлен Основами 30/I 1925. Закон об авторском праве РСФСР от 11 октября 1927 кроме выкупа авторских прав устанавливал еще национализацию («переход в государственное достояние») произведений, имеющих государственное или общественное значение. В этом случае речь идет уже не о передаче (в принудительном порядке) автором государству признаваемых за автором прав, а об установлении монополии государства на издание произведений (или произведения) автора. Такая монополия может быть бессрочна. Она не связана со сроком существования авторского права и прекращается лишь по постановлению того органа, к-рый имеет право ее устанавливать. В Основах 1925 и 1928 о признании произведений
35 государственным достоянием упоминаний не имеется. Третье ограничение исключительности интересов автора заключается в содержании, составе авторского права, установленном законодателем. Авторское право на лит-ое произведение может заключать в себе право перевода на другие яз., право переделки повествовательного произведения в произведение, предназначенное для публичного исполнения, и т. д. В отношении произведений драматических в состав авторского права может быть включено право запрещать публичное исполнение и т. д. Развитие авторского права в буржуазных государствах направляется в сторону расширения состава авторских прав. Наши Основы 30/I 1925, а затем и 16/V 1928 ограничили меру исключительности авторского права по содержанию его следующим образом. В состав авторского права не включено право перевода. У нас установлена свобода переводов, причем автором перевода признается переводчик. Автор переведенного произведения не имеет права на перевод. В отношении переделок повествовательных произведений в драматическую и кино-форму Основы 1925 указаний не содержали. Основы 1928 включили это право в состав прав автора. В отношении произведений, предназначенных для публичного исполнения, до 16 мая 1928 был установлен такой порядок, что пьеса, раз поставленная в каком-либо театре или же опубликованная в печати, могла быть поставлена и в других театрах без разрешения автора, но с уплатой ему поспектакльного вознаграждения по установленным ставкам. Благодаря этому были невозможны договоры между автором и театром о постановке пьесы только в одном театре, избранном автором. После введения в действие Основ 16/V 1928 такое положение сохранилось лишь в отношении напечатанных пьес. До тех пор пока пьеса не вышла из печати, всякий театр может поставить ее только лишь с разрешения автора. Одновременно введено правило, по к-рому театры не вправе вносить изменений в текст пьесы, принятой к постановке, без разрешения автора. Договоры между авторами произведений, предназначенных для публичного исполнения, и зрелищными предприятиями, по Основам 16 мая 1928, принудительно регулируются законом как договоры издательские. Переход авторского права по наследству имеет следующие особенности: Авторское право не является имуществом и очень трудно поддается оценке. Суммы, получаемые писателем от издания его лит-ых трудов, хотя и могут представлять собой ежегодный доход, лишены устойчивости. Расходимость книги является следствием целого ряда обстоятельств, независящих от воли автора и издателя. Попытка капитализировать неполученные суммы
36 авторского вознаграждения на основании данных о расхождении книги в прошлом была бы неправильна. Так. обр. первая особенность заключается в невозможности оценки авторских прав при оценке наследственной массы. По нашему законодательству такая оценка исключается. Вторая особенность заключается в том, что авторское право является правом личным. Другим лицам, в том числе и наследникам, личные права автора не могут быть переданы. Однако некоторая сумма личных прав автора признается законом, в том числе и нашим, за наследниками. Это основано на предположении (не всегда правильном), что наследники лучше других могут судить, как использовал бы автор в том и другом случае свое личное право. В последнее время выдвигается мысль о предоставлении некоторой доли личных прав автора после его смерти не наследникам, а литературным опекунам, — например соответствующим общественным организациям. Срочность авторского права для наследников устанавливается особо (у нас — 15 лет после смерти автора). Наконец авторское право, по нашему законодательству, может перейти по наследству только однажды: со смертью последнего из наследников авторское право прекращается. Отчуждение авторских прав по нашему законодательству допускается как по завещанию, так и по договору. Договор должен быть письменный, условия использования отчуждаемого авторского права должны быть в точности указаны в договоре. Отчуждение имеет пределы в самой сущности авторского права. Отчуждение личных прав ограничено их личным характером. Напр. нельзя продать другому лицу право выпустить произведение под именем приобретателя, а не под именем действительного автора. Можно было бы сказать, что имущественные права автора допускают отчуждение, а не-имущественные не допускают. Однако при этом следует учитывать, что установить точно разграничение имущественных и не-имущественных прав затруднительно. Часто права авторов двусторонни, имея и имущественное и не-имущественное значение. Основы 16 мая 1928 вступили на путь законодательного регулирования издательского договора. Ранее взаимоотношения между автором и издателем определялись соглашением между ними. В силу экономического неравенства сторон на самом деле условия издательского договора в массе случаев определялись односторонне издательством. По закону 16 мая 1928 союзным республикам было предложено установить нормы, регулирующие издательский договор на литературные произведения, в частности: обязательное содержание договора, предельный срок его действия,
37 минимальный размер гонорара при определенном тираже, а также предельный срок, в течение к-рого должно быть выпущено — единовременно или частями — все обусловленное договором издание. Так. обр. уже в общесоюзном законе были перечислены все основные моменты, к-рые должны быть внесены в издательский договор и внесением к-рых устраняется большинство недоговоренностей в отношениях между авторами и издательствами. Практически это значит, что и сроки действия издательского договора и ставки авторского гонорара устанавливаются соглашением сторон, но не могут выйти из пределов, определенных законодательством союзных республик. Международная защита авторских прав может производиться лишь на основании особых соглашений Союза ССР с иностранными государствами и лишь в пределах таких соглашений. Условием признания авторского права является выход произведения в свет на территории СССР; поскольку произведение не появилось в свет — нахождение его на территории СССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме. Гражданство автора в этом отношении значения не имеет. Но если произведение появилось в свет (или находится) за границей, авторское право на это произведение признается нашим законодательством лишь в случае, когда автор состоит в гражданстве СССР, и лишь в отношении самого автора и его наследников, но не правопреемников. Н. Николаев
Большой юридический словарь
1) (в объективном смысле) раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. В состав А.п. входят соответствующие нормы национального гражданского законодательства, а также нормы международных конвенций по охране А.п.; 2) (в субъективном смысле) совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении произведений литературы, науки и искусства. К личным А.п. (правам автора) относятся: право авторства, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения; к имущественным - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу его содержания и формы и др. Распространяются на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет и относятся к числу объектов интеллектуальной собственности.
Энциклопедия Юриста
часть
гражданского права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения по поводу использования произведений науки, литературы и искусства;
А.п. устанавливает, что лицо, создавшее произведение науки, литературы или искусства, т.е. автор, приобретает на свое произведение определенные личные и имущественные права. Эти права, подобно праву собственности и другим вещным правам, имеют исключительный характер: они запрещают использовать произведение любому третьему лицу (кроме автора). Использование произведения осуществляется на основе авторских договоров.
А.п., принадлежащее автору, включает в себя личные права (они всегда принадлежат автору и непередаваемы;
их действие не ограничено каким-либо сроком), а также имущественные права. Последние имеют срочный характер и могут переходить от автора к другим лицам по закону или по договору.
А.п. возникло в первой четверти XVII в. в Великобритании как право издателя на издание зарегистрированной книги, т.е. как право на изготовление копий (от англ. copyright - А.п.).
В настоящее время существуют две системы А.п.: англосаксонская и континентальная (европейская).
По англосаксонской правовой системе автором может считаться как физическое, так и юридическое лицо; А.п. (правомочия) в основном сводятся к имущественным правам, которые могут свободно передаваться или переходить по закону к другим лицам.
По континентальной (европейской) правовой системе (Франция, ФРГ и другие страны) автором может быть только физическое лицо; А.п. четко делятся на личные и имущественные. Личные права всегда принадлежат только автору, а имущественные могут предоставляться другим лицам, но с ограничениями.
Действующее А.п. РФ строится по модели континентальной системы; оно ближе всего к праву ФРГ.
Источником А.п. РФ прежде всего является Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Важное значение для А.п. имеют нормы ГК РФ.
Произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются на основе международных договоров по А.п. РФ - участница Всемирной конвенции об А.п. (с 27 мая 1973 г.), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с 13 марта 1995 г.), а также целого ряда двусторонних соглашений (с Австрией, Венгрией, Швецией и другими странами). На основе этих конвенций и двусторонних соглашений иностранные авторы пользуются в РФ нацио-
нальным режимом, т.е. теми же правами, что и российские авторы.
Объект (или предмет) А.п. - произведения науки, литературы и искусства. Под произведением понимается результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме. Практически охраняются только оригинальные результаты, не повторяющиеся при параллельном творчестве. Оригинальность проявляется в форме выражения творческого результата (язык, образы, последовательность изложения и т.п.). Содержание произведения (идея, метод, принцип, открытие, факты, содержащиеся в произведении) само по себе А.п. не охраняет. Примеры произведений, охраняемых А.п.: произведения художественной и научной литературы (включая математические формулы и программы для ЭВМ), драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, в том числе с текстом; аудиовизуальные произведения (кинотелефильмы и т.п.);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, а также пластические произведения, относящиеся к различным наукам.
Объектами А.п. являются также переводы, переработки и составные произведения (сборники, базы данных и т.п.).
Любая часть произведения, являющаяся оригинальным творческим результатом, охраняется А.п.
А.п. на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В частности, передача права собственности или других вещных прав на такой материальный объект не означает предоставления получателю А.п.
Не охраняются в качестве произведений официальные документы (законы, судебные решения), государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки, ордена), а также произведения народного творчества, авторы которых неизвестны. А.п. не охраняет также те объекты, которые не являются оригинальными творческими результатами, и произведения, срок охраны которых истек.
А.п. на произведение возникает автоматически, с момента создания произведения (выражения его в объективной форме, дающей возможность другим лицам ознакомиться с произведением). Никакой регистрации произведения в госу-
дарственных или иных органах не требуется. Не требуется и публикации произведения: А.п. охраняет и неопубликованные работы. Знак охраны А.п. (буква "С" в окружности, наименование правообла-дателя, год первого выпуска произведения в свет), часто проставляемый на произведении, правового значения не имеет: он лишь оповещает о наличии А.п.
А.п., принадлежащее автору, называют первоначальным субъективным А.п. Оно состоит из отдельных прав (правомочий): личных (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации) и имущественных (исключительное право на использование произведения способами, указанными в Законе).
Право авторства есть право признаваться автором; нарушение этого права - присвоение другим лицом А.п. преследуется как по гражданскому, так и по уголовному праву.
Право на имя - это право обозначать произведение своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдоним) или вообще опускать ссылку на имя автора (анонимное использование).
Право на обнародование - это право допустить к ознакомлению с произведением широкий круг лиц. Обычно это право реализуется только один раз, но при определенных условиях обнародование может быть отозвано (право на отзыв).
Право на защиту репутации - право препятствовать искажению произведения, способному нанести ущерб чести и достоинству автора.
Личные права не ограничены каким-либо сроком действия. После смерти автора их защиту осуществляют наследники автора. Личные права к другим лицам перейти не могут.
Исключительные имущественные А.п. состоят в праве автора использовать произведение следующими способами:
воспроизведение, например тиражирование (право на воспроизведение); распространение, например продажа, сдача в прокат экземпляров произведения (право на распространение); публичный показ произведения; публичное исполнение, например в театре, на эстраде (право на публичное исполнение); сообщение путем передачи в эфир, т.е. по радио или телевидению (право на передачу в эфир). Имущественные А.п. относятся как к произведению, выраженному в первоначальной форме, так и к переведенному на другой язык или переработанному (инсценировка, переделка). Имущественные А.п. могут переходить от автора к другим лицам по закону, например
на служебные произведения; они могут быть также предоставлены автором другим лицам на основе авторского договора.
В некоторых случаях (они перечислены в Законе) произведение может быть использовано без согласия автора или иного обладателя имущественных А.п., т.е. свободно. Прежде всего допускается свободное использование произведения в личных целях (перезапись гражданином для себя звукозаписи, видеозаписи, телепередачи, изготовление копии журнальной статьи на своем ксероксе и т.п.). Эта норма не распространяется, однако, на воспроизведение программ для ЭВМ, баз данных, нотных текстов и воспроизведение книг целиком. Произведение может быть свободно использовано в виде цитаты. Опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим и социальным вопросам и переданные в эфир аналогичные тексты могут быть воспроизведены в газетах или переданы в эфир, если только такое свободное использование прямо не запрещено автором. В обзорах текущих событий могут быть использованы произведения, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий. Допускается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях репродуцировать в единичном экземпляре отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках и периодических изданиях. Организации эфирного вещания вправе свободно записывать правомерно использованные ими произведения при условии, что такая запись делается самой организацией эфирного вещания и будет уничтожена в течение 6 месяцев после ее изготовления. Закон предусматривает и некоторые иные случаи свободного использования произведений.
Действие имущественных А.п. прекращается по общему правилу через 50 лет после смерти автора; при этом неполный календарный год продлевается до 31 декабря. Для произведений, созданных в соавторстве, срок охраны исчисляется с момента смерти того соавтора, который пережил остальных. Если произведение опубликовано анонимно, то оно охраняется в течение. 50 лет с даты первой публикации.
После истечения срока охраны произведение становится общественным достоянием и может свободно использоваться всеми гражданами и организациями.
Если охраняемое А.п. произведение используется неправомерно, то автор или иной владелец исключительных А.п.
может потребовать от нарушителя как прекратить правонарушение, так и признать факт нарушения им А.п. и выплатить причиненные убытки. Вместо взыскания убытков, которые должны быть доказаны владельцем исключительных прав, от нарушителя может быть потребована законная компенсация в сумме до 50 тыс. МРОТ. Конкретная сумма этой компенсации устанавливается судом или арбитражным судом с учетом всех обстоятельств правонарушения. Потерпевший может требовать также конфискации "пиратских" экземпляров произведений либо передачи их в свою пользу (в счет возмещения убытков), а также конфискации материалов и оборудования, используемых при правонарушении.
В некоторых сферах культуры и информации имеет место массовое использование большого числа ранее известных произведений (радио, телевидение, концертные залы и т.п.). При этом заключение индивидуальных авторских договоров на использование произведений, как правило малообъемных, сильно затруднено или фактически неосуществимо. Поэтому закон допускает для этих сфер применение системы коллективного управления авторскими имущественными правами. На практике такая система осуществляется в настоящее время Российским авторским обществом (РАО).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АВТОРСКОЕ ПРАВО


будет выглядеть так: Что такое АВТОРСКОЕ ПРАВО