Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788), противопоставляя её теории французских просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, и выяснить специфическую природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений общественных авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравственных требований (см. Категорический императив) Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).
        
         Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIXв.,СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ. [1905]; Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33—66, 77—82, 100—41, 184—218, 240—53, 271—306, 337—48.
         О. Г. Дробницкий.
Философский словарь
АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА
(греч autos — сам и heleros — иной) — распространенные типы этической теории. А. э. выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э. развивал Кант в “Критике практического разума”, где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др. К разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, к-рые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и нек-рые др. системы. С т. зр. марксизма дилемма автономности и ге-терономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объектив-. ных и субъективных детерминант морали.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АВТОНОМНАЯ ЭТИКА


будет выглядеть так: Что такое АВТОНОМНАЯ ЭТИКА