Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АВГУСТИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики (См. Патристика). Прошёл через увлечения Манихейством и Скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют Неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных «бездн» души А. пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии (См. Теократия), в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
         Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики (См. Схоластика). Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний Протестантизм — переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике (См. Неосхоластика) к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью Томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
         Соч.: Opera omnia, t. 1—11, P., 1864—65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32—47); в рус. пер. — Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1—7, К., 1901—12.
         Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, «Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391— 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. — Kоln], 1955; Jaspers K., Die groen Philosophen, Bd I, Munch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.—L., 1963.
         С. С.Аверинцев.
        А. Августин.
Современная Энциклопедия
АВГУСТИН, Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 - 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (сочинение "О Граде Божием"): "земному граду" - государству - Августин противопоставлял мистически понимаемый "Божий град" - церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия (смотри Пелагианство). Автобиографическая "Исповедь" Августина, изображающая становление личности, отличается глубиной психологического анализа. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 в.
Мультимедийная энциклопедия
СВ. (ум. 604), первый архиепископ Кентерберийский. Августин был приором монастыря св. Андрея в Риме, и в 595 ему было поручено возглавить группу приблизительно из 40 миссионеров, которых папа Григорий Великий направил в Англию. Король Этельберт позволил им обосноваться в Кентербери, а впоследствии и сам был крещен. На Рождество 597 "первым архиепископом англов" было крещено около 10 000 человек. В конце жизни Августин занимался созданием церковной иерархии у саксов и безуспешно пытался сохранить католическое единство с кельтскими епископами. Умер Августин 26 мая 604, и в этот день его память чтут в Англии и Уэльсе.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АВГУСТИН Аврелий (в 354 в Тагасте — 28.07.430 в Гиппоне, Нумидия) — сын языч. городск. магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В теч. мн. лет явл. сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочт. скептикам, позднее исповед. неоплатонизм. Глубокое влияние, оказан. на А. епископом Амвросием, в учении к-рого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его много-числ. произв., затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» в 13 кн.; напис. в 397 — 401 авто-биографич. труд, в к-ром А. глубоко и беспристр. оценивает собств. жизн. путь, и «О граде божьем» в 22 кн., посвящен. событиям, связанным с завоев. Рима Аларихом.
Античные писатели
    Августин, Аврелий; Augustinus, Aurelius, св., философ, христианский латинский писатель, Отец Церкви, 354-430. Родился в Тагасте в Нумидии от отца язычника, принявшего христианство лишь перед смертью, и матери, ревностной христианки. Вначале он учился в Тагасте, затем в Мадавре, а в конце концов - в Карфагене (371 г.). Там же он вступил в секту манихеев. После окончания учебы занял должность учителя риторики сначала в Тагасте, а уже на следующий год в Карфагене, чтобы наконец в 383 г. переселиться в Рим. В 384 г. при посредничестве префекта города, язычника Симмаха, получает должность преподавателя риторики в тогдашней столице Западной Империи Медиолане. Здесь, проводя свои занятия, он сам делается слушателем местного епископа Амбросия. Под его влиянием он окончательно решает порвать с манихейством и принять христианство (25 апреля 387 г.). Осенью 388 г. возвращается в Тагасту, где проводит два года в монастырском уединении. Получив в 391 г. священнический сан из рук епископа и верующих Гиппона, в 396 г. был избран епископом этого города. А. в качестве епископа Гиппона повел энергичную борьбу с манихейством, затем с донатистами, а также, в конце жизни, с пелагианами. Помимо забот о пастве, итогом которых явились многочисленные наставления и циклы гомилий (бесед), А. посвятил себя научной работе, писал письма и отвечал бесчисленным корреспондентам либо в форме трактатов, либо в форме писем. Он жил в монастыре, однако подлинность 3 приписываемых ему монастырских уставов подвергается сомнению. Умер 28 августа 430 г. во время осады Гиппона вандалами. - А. начал писать ок. 380 г. и писал почти до самой смерти, оставил после себя 93 произведения (из которых 10 сочинений погибли), наставления и письма. К наиболее значительным трудам А. мы причисляем объемную автобиографию Исповедь (Confessiones) в 13 книгах, одно из наиболее известных и значимых произведений всей патристической литературы, описывающее с необычайной глубиной историю его обращения. В написанных под конец жизни Опровержениях (Retractationes; 427) А. оценивает свое творчество и вносит поправки в некоторые провозглашенные им прежде теологические взгляды. Философией А. занимался больше в ранний период своей писательской деятельности. В то время был написан труд Против академиков (Contra Academicos) в 3 книгах и этические сочинения: О счастье (De beata vita), О порядке (De ordine), короткое незаконченное сочинение О бессмертии души (De immortalitate animae). Эту тему продолжает трактат О величии души (De quantitate animae). Об учителе (De magistro) оговаривает отношения учителя и ученика, О музыке (De musica) в 6 книгах, помимо теоретических вопросов, поднимает проблему влияния музыки на формирование культуры мысли. Среди догматических сочинений А. особого внимания заслуживает обширное (15 кн.) произведение О Святой Троице (De Trinitate), которое породило отдельное учение о Святой Троице, изложенное на соборах: Никейском I и Константинопольском I. Не менее важен труд О граде Божием (De civitate dei) в 22 книгах, созданный в 413-427 гг., задуманный как апология против язычников, которые в разорении Рима в 410 г. видели доказательство слабости Бога христиан. А. представил здесь историю человечества как борьбу «царства Бога» и «царства Сатаны». Это первое произведение христианской историологии, которое пользовалось огромным авторитетом, особенно в эпоху средневековья. А. был также автором сочинений: О вере и символе (De fide et symbolo), Об истинной религии (De vera religione), Руководство для Лавра или О вере, надежде и любви (Enchiridion ad Laurentium seu de fide, spe et caritate), в которых доказывает необходимость веры в Бога и истины, Им объявленные, обосновывает истинность католической религии, поясняет содержание Символа Веры, а также называет 3 божественные добродетели: веру, надежду и любовь - фундаментом христианской жизни. Среди важнейших полемических сочинений надо назвать О ересях (De haeresibus), содержавшее обсуждение 88 ересей, от Симона Волхва до Пелагия (которого А. оспаривал и в отдельных сочинениях). В произведении Об укладе католической Церкви и об обычаях манихеев (De moribus Ecclesiae Catolicae et de moribus Manichaeorum) А описал структуру манихейства и изложил взгляды на мораль тогдашней Церкви. В сочинениях О пользе веры (De utilitate credendi) и Против Секунда Манихея (Contra Secundinum Manichaeum) А. обосновал свой отход от манихейства. Долгие годы А. боролся также с донатистами, которые между прочим не считали недействительным крещение, произведенное еретиком, оспаривали первенство Римской Церкви и т.д. Против них А. направил прежде всего сочинения О крещении против донатистов (De baptismo contra Donatistas), Против посланий Пармениана (Contra epistulam Parmeniani), Послание к католикам против донатистов или О единстве Церкви (Epistula ad catholicos de secta Donatistarum seu De unitate ecclesiae), К донатистам после встречи (Ad donatistas post collationem), Против Гауденция (Contra Gaudentium). Он полемизировал также с учением Пелагия. Здесь следует назвать сочинения О душе и ее происхождении (De natura et origine animae), О духе и букве (De spiritu et littera), О милости Христа и первородном грехе (De gratia Christi et de peccato originali), Против Юлиана VI книг (Contra Iulianum libri VI), Неоконченное сочинение против другой проповеди Юлиана (Contra secundam Iuliani responsionem imperfectum opus), О милости и свободе воли (Liber de gratia et libero arbitrio). Против ариан (см. <<Арий>>) А. выступал многократно, среди прочих в работе Против еретика Максимина, епископа ариан. Много времени и труда А. посвятил комментированию Священного Писания. Плодом этого труда были прежде всего сочинения О Книге Бытия в дословном значении (De Genesi ad litteram libri XII), Введение в Псалмы (Enarrationes in psalmos), О Нагорной проповеди (De sermone Domini in monte libri II), Трактат о Евангелии от Иоанна (Tractatus in Evangelium Ioannis), а также другие комментарии к книгам Ветхого и Нового Завета. Заслуживают внимания еще работы О согласии евангелистов (De consensu Evangelistarum) и О христианском учении (De doctrina christiana). Пастырская деятельность А. поставила перед ним множество практических вопросов: желая на них ответить, он создал многочисленные аскетико-практические сочинения, из которых наиболее значительны О борьбе христиан (De agone Christiano), описывающее каждодневную борьбу добра со злом в жизни христианина, О терпении (De patienta), О браке (De bono coniugali), О прелюбодеянии (De adulterinis coniugiis), О тоске по умершим (De cura gerenda pro mortius), О научении основам веры людей, незнакомых с учением Христа (De catechizandis rudibus). Под именем А. мы находим в рукописях собрание 277 писем (между ними есть также письма к нему) и большое число наставлений, среди которых многие не являются подлинными. Числом своих сочинений А. превосходит других латинских церковных писателей того периода. А. имел основательную риторическую подготовку, блестяще знал латинскую литературу. Был прекрасно начитан в классических авторах, а также в более поздних. Благодаря этому он мог передать интеллектуальное наследие античности средним векам, ему удалось также «окрестить» некоторые элементы языческой философии и самостоятельно развить мысли своих предшественников, христианских писателей. В своем творчестве он руководствовался прежде всего практическими целями, в частности задачами пастырской деятельности. Именно ими мотивировано использование А. простого, живого, образного языка. Огромный писательский талант и остроумие А. сделали его известным, хотя излишняя риторика и могла порой утомить читателя. А. оказал сильное влияние на теологию, в особенности своим учением о благодати, о Церкви и некоторых вопросах морали. Его творчество отразилось и на дальнейшем развитии историософии и некоторых философских концепций. Язык А. повлиял в значительной степени на формирование церковной латыни. Характер и личность А. определили то, что в трактовке многих вопросов он допустил преувеличения. Чересчур эмоционально он подходил к проблемам, требующим для своего решения спокойствия и рассудительности, не раз забывая о важных вещах ради частностей. Но он умел также критически оценивать свою деятельность.
Литературная энциклопедия
(Аврелий) [354–430] — один из видных деятелей христианской церкви в эпоху ее огосударствления — так наз. «отцов церкви». Из его сочинений гомилетико-экзегетического и полемического характера особенно важен трактат «О государстве божием» (De civitate Dei), оказавший огромное влияние на оформление идеологии христианского средневековья. Для истории литературы наиболее интересна автобиографическая «Исповедь» (Confessiones) А., определившая форму автобиографии не только в средневековых, но и в новых западно-европейских литературах («Confessions» Руссо). Характерно, что А. — большой мастер латинского стиля — в своих полемических сочинениях прибегает иногда к народному ритмическому стиху («Против донатистов»). Библиография: Собр. сочин., 22 тт., Париж, 1835–1840; Русск. перев. появляются с конца XVIII в. В новейшее время: Киев, 1879–1887 (6 частей), см. еще «Творения отцов и учителей церкви западной», Киев, 1901 и сл.
Краткий психологический словарь
(354–430) — религиозный мыслитель. В центре учения А. находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно А., все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в Боге.
Философский словарь
Блаженный Аврелий (354 — 430) — епискоо гнппонский (в Сев. Африке), христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: “Без веры нет знания, нет истины”. Воззрения А. — один из источников схоластики. В соч. “0 граде бо-жием” (426) А. развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. “Зем-ному граду”, “греховному” светскому государству он противопоставляет “град божий”, всемирное господство церкви. Это учение сыграло большую роль в борьбе пап против светских феодалов. Влияние А. на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августи-низм широко используется как протестантскими, так и частью католических богословов. В православной церкви иррационалистические построения А. пользовались особой популярностью.
Философский энциклопедический словарь
АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия – ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении (см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ):человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). При этом он отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь». Она и «О граде божием» вошли в собр. соч., изданное Минье («Patrologia latina», Париж, 1845, т. 32 – 47). На рус. языке см. «Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского», изд. 2-е, Киев, 1901 – 1912.
Философский энциклопедический словарь 2
        Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, Нумндия,—'. 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христ. теолог, представитель зап. патристики. Прошёл через увлечение манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона.
        Онтология А. и его учение о боге как абс. бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеч. мышления. Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Анселъму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корреляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо крых прошла антич. мысль: динамики человеч. личности и динамики общечеловеч. истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирич. автобиография, рисующая внутр. развитие А. от младенчества до окончат, утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для антич. литературы и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. От констатации тёмных «бездн» души А. пришел к выводу о необходимости божеств, благодати, которая выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеч. общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали учение А. в ср. века идеологи католицизма. А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантич. цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собств. городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до гос. насилия — для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость гос. власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
        Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация ранней схоластики. Протестантизм искал у А. обоснования религ. индивидуализма и своей веры в предопределение. В совр. католич. неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма; представители экзистенциализма видят в А. одного из своих предшественников.
        Opera omnia, t. 1—li, P., 1864—65 (Migne, PL, t. 32—47); в рус. пер.— Творения Блаженного Августина, ч. 1—7, К., 1901—122; Исповедь, в кн.: Богословские труды, т. 19, М., 1978.
        Г е p ь е В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391—96; Jaspers К., Die gro?en Philosophen, Bd l, Munch., 1967; Armstrong A. H., St. Augustine and Christian Platonism, Villanova, 1967; Markus R. ?., Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine, Camb., 1970.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АВГУСТИН


будет выглядеть так: Что такое АВГУСТИН