Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АУЭРБАХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Auerbach)
        Бертольд (28.2.1812, Нордштеттен, — 8.2.1882, Канн), немецкий писатель. Родился в еврейской семье мелкого торговца. В юности участвовал в студенческом движении. Сотрудничал в «Рейнской газете» (См. Рейнская газета). Первые романы А. 30-х гг. — из еврейской жизни, объединены под названием «Гетто». В 1837 опубликовал роман «Спиноза» (рус. пер. 1894). В «Шварцвальдских деревенских рассказах» (1843—54; рус. пер. под названием «Повести и деревенские рассказы», 1871) А. создал яркие картины народного быта. Автор романов «Дача на Рейне» (1869, рус. пер. 1869—70, предисл. И. С. Тургенева), «На высоте» (1864. рус. пер. 1867).
         Соч.: Werke, neue Ausg., Bd I—12, Stuttg., 1911; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—6, М., 1900—01.
         Лит.: Тургенев И. С., Роман Б. Ауэрбаха «Дача на Рейне», Собр. соч., т. 11I, М., 1956; Коерреп A., Auerbach als Erzieher, Pyritz, 1912; Dietz W., Weltanschauung und Reflexion bei Berthold Auerbach, Wurzburg, 1925 (Diss.).
        Б. Ауэрбах.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Auerbach) Эрих (1892-1957) - нем. филолог и культуролог, специалист по роман, языкам и литрам, исследователь Данте и Джамбаттистьг Вико. История его жизни — перечень крупнейших ун-тов Европы и Америки: в Берлин, ун-те он изучал в 20-е гг. право и роман, филологию, в Марбург., а затем Йельском и Принст. ун-тах преподавал филол. дисциплины.
        А. определяет свою задачу филолога значительно шире, чем это принято в совр. науке. В первом исследовании — дис. “Техника новеллы раннего Возрождения в Италии и во Франции” (1921) — его интересует не только “техника” (или “стиль”) лит. произведения. Он рассматривает новеллу прежде всего как часть культуры: “Ее субъектом всегда является об-во, как ее объектом — земной мир вообще, мир, к-рый мы называем культурой”. Культура включает в себя всю историю, все “произведения” человека. Тогда новелла, с т.зр. А., должна не только отражать индивидуальность, “дух” создателя-автора, но становится “частью истории”, творением “духа народа”, или даже “самой историей” — появляется как точка пересечения “эпохи и национальности”, “времени и места”. Филолог, т.о., приобретает статус историка, изучающего историю “культуры” на основании литературно-худож. текстов. А. расширяет сферу филол. анализа до общегуманитарного исследования, в к-ром объединяются подходы лит.-ведения, социологии, психологии, историко-культурные и философско-эстетич. методы. “Толкование текста” приобретает первостепенное значение, ибо “слово”, “текст” — один из осн. способов сохранения культуры и одна из возможностей осмыслить историю. Развивая идеи Вико, А. рассматривает познание как творчество. Как “мир природы” сотворен Богом, к-рый этим раскрывает свой “замысел”, так и “мир народов” создается человеком, к-рый в творчестве способен познать “смысл” своего (земного) мира, явленного в истории и культуре.
        Собств. “метод” А. определяет сл. образом: “Абсолютно точно выбрать единичные вопросы для изложения и толкования, развернуть и комбинировать их так, чтобы они стали ключевыми проблемами и могли открыть целое”. “Целое” в данном контексте — история и культура. Но “целое” для А. — некий синтез, “диалектич. единство”, “драма”, “серьезная поэма” (термин Вико). А. рассматривает “земной мир” (“мир народов”) как некую “живую” систему: ее элементы существуют и действуют только в целостном единстве. Сущность подобного синтеза, “целостности” истории и культуры А. связывает с понятием “поэтич.”, т.е. художественно-творч. начала. Особое значение он придает метафоре, одновременно и конкретной, и универсальной. “Поэтич. науками” становятся все науки, изучающие человека и его “земной мир” (метафизика, логика, мораль, политика, экономика, филология и др.). “Мир народов” не является для А. лишь полит, историей, но историей мысли, историей средств выражения (язык, поэзия и изобразит, искусства), историей религии, права, экономики, т.к. все это вытекает из единого первоисточника — совр. культурного состояния человеч. об-ва.
        А. идет вслед за Вико, к-рый в реальной истории видел модификацию “идеальной вечной истории”; если Вико изучал “самую трудную, но и самую важную ступень” — ранние формы культуры и занимался не “эстетикой”, а “миром, к-рый лежал в ее основании (языком, мифологией, эпосом...), то задача совр. исследователя — продолжить изучение сущности “человеческого” (т.е. “смысла” истории-культуры) на новом этапе, в совр. эпоху. Идея “целостности истории” (“вечное платоновское гос-во”) приобретает особую ценность для филологии, когда историзм Вико “получает подкрепление” на нем. почве — в лице Гердера и его последователей, открывших “индивидуальный дух народов”. Это открытие Гердера в гуманитарной сфере А. сравнивает с открытием Коперника.
        Историзм А., несмотря на то, что он ссылается на ушедшие в прошлое теории, вполне современен. Это не антикварное собрание документов и не биогр. метод, но признание того, что любое “произведение”, созданное человеком, проистекает из его бытия, из его “переживания жизни”. В произведении искусства мы понимаем и любим возможность осуществления нас самих, бытия человека в его изначальном смысле. Все труды А. свидетельствуют о редкой в филол. науке 20 в. широте и смелости научных исканий и интересов. Наиболее целостное произведение А. — “Мимесис” (1946), где европ. история культуры отражена в лит. текстах трех последних тысячелетий. Единство этого “совр.” этапа развития Европы он находит в общем “антично-христ. субстрате”, к-рый составляет сущность европ. ментальности. Гл. тема книги, для названия к-рой автор использовал термин “мимесис” (“подражание”, “воспроизведение”), — воссоздание и истолкование действительности в лит-ре разл. истор. эпох. Само слово “мимесис” А. трактует достаточно широко как “способы отражения действительности”, формы ее интерпретации в лит. текстах. А. близок в своих интуициях Гадамеру, для к-рого “мимесис” имеет смысл “узнавания”.
        Всякое лит.-худож. произведение, по А., ставит задачей воспроизведение и вместе с тем интерпретацию (осмысление) действительного мира — природы, об-ва, человеч. характеров, отношений, складывающихся между людьми в опр. эпоху. “Миметич.” способность лит-ры (т.е. ее способность воспроизводить жизнь) является ее наиболее общим, широким и универсальным родовым свойством. Анализируя истор. ход овладения лит-рой реальной действительностью, сферой повседневной жизни, формирования ее представления о сложности и многослойности внутр. жизни отд. человека и структуры человеч. об-ва в целом, А. обращается к “Сатирикону” Петрония и “Метаморфозам” Апулея, к позднерим. и раннеср.-век. историографии, к Бл. Августину и Франциску Ассизскому, к ср.-век. эпосу (“Песнь о Роланде”), рыцарскому роману, к ср.-век. драме, к произведениям Данте и Боккаччо, Сервантеса и Шекспира, Лабрюйера, Мольера, Расина, Вольтера, Гёте, Флобера, Пруста, Вирджинии Вулф.
 
Соч.: Epilegomena zu “Mimesis” // Romanische For-schungen, Fr./M., 1953. Bd. 65. H. 1-2; Mimesis: Dargestellte Wirklichkeit in der abendlandischen Literatur. Bern; Munch., 1967; Мимесис. М., 1976.
 
И. H. Лагутина
Литературная энциклопедия
Бертольд [Berthold Auerbach, 1812–1882] — немецкий романист. Р. в бедной еврейской семье, в студенческие годы примыкал к студенческому движению — «буршеншафтен» и несколько месяцев отбывал наказание в крепости. В 40-х и 50-х гг. был либералом, сотрудничал в известной «Рейнской газете», дружил с основателем философского и «истинного» социализма М. Гессом. С 1850 жил в Дрездене, а с 1859 преимущественно в Берлине. Первые произведения А. посвящены жизни и истории еврейства, одной из злободневных проблем предмартовской Германии. Он предпринял серию романов на еврейские темы, под общим заглавием «Гетто», из к-рых первый носит имя его любимого философа, оказавшего влияние на творчество А. — Спинозы (2 тома, 1837), а второй — «Поэт и купец» (Dichter und Kaufmann, 2 тома, 1839). А. также
278 перевел сочинения Спинозы на немецкий яз. (5 томов, 1841; 2 тома, 1871). Скоро однако он принялся изучать родную ему деревенскую жизнь Шварцвальда и написал свои знаменитые «Шварцвальдские деревенские рассказы» (Schwarzwalder Dorfgeschichten, 4 тома, 1843) — переведенные почти на все европейские яз. и доставившие ему в мировой лит-ре славу отца художественной беллетристики на народно-бытовые темы. Этими рассказами А. продолжал в немецкой лит-ре линию, начатую поэтессой А. фон Дросте-Гюльсгоф (см.) и писателем Иммерманом (см.); но если первая противопоставила растущему промышленному городу как идеал — рейнскую дворянскую усадьбу, а второй — поместье крепкого крестьянина кулака, то А. противопоставляет городу — в соответствии с его идеологией мелкобуржуазной народнической интеллигенции — экономически менее сильного крестьянина, крестьянскую массу в целом. Ярче всего этот контраст между городом и деревней выражен в повестях «Жена профессора» (Frau Professorin) и «Ivo, der Hajrle». Особым успехом, еще бо?льшим, чем «Шварцвальдские рассказы», пользовались его повести: «Barfusse» [1856], «Joseph im Schnee» [1861] и «Edelweiss» [1861]. Популярны кроме того были крестьянские календари, к-рые А. почти до конца своей жизни издавал: «Der Gevattersmann» [1845–1848], «Volkskalender» [1858–1869] и др. В рассказах А. с удивительной простотой и юмором рисует быт деревни и дает тонкий психологический анализ ее жителей. Эта сторона творчества А. делает его наравне с Г. Бюхнером (см.), Граббе (см.), Иммерманом и др. родоначальником раннего реализма в немецкой лит-ре. Рост капитализма в Германии, развертывание мировой торговли и экспансия Европы на Восток — все это должно было отразиться в лит-ре: был введен экзотический жанр, участилось реалистическое описание промышленных городов и деревни. Но в творчестве А. это завоевание деревни, диктуемое реалистическими идеями эпохи, пропущено через призму идеологии народника-интеллигента. Крестьянские герои А. слишком идеализированы, насыщены младогерманскими проблемами и настолько сентиментально очерчены, что большинство рассказов А. в настоящее время с трудом читается. Идеализация деревни и противопоставление крестьян как носителей правды, утраченной в других слоях населения, промышленному, «испорченному» городу, способствовали большому успеху А. И не только в кругах интеллигенции, в XIX в. близкой к тому крылу прусской консервативно-помещичьей (бисмарковской) партии, к-рая носит название «феодальный социализм», но и особенно в промышленно отсталых странах (Россия и Скандинавия). Несомненным и установленным напр. можно считать влияние А. на
279 «Записки охотника» и др. рассказы Тургенева (см.), а также и на некоторые произведения Толстого (см.). Начиная с 60-х гг. А. перешел к роману. В романе «На высоте» (Auf der Hohe, 1865) он мастерски изображает высшие круги общества со всеми их недостатками, противопоставляя им здоровое крестьянство. В романе «Дача на Рейне» (Das Landhaus am Rhein, 1868) он затрагивает злободневные вопросы дня; но наряду с известной романтизацией природы и выпадами против материализма здесь впервые намечается примирение бывшего либерала А. с бисмарковской империей, к-рая является темой третьего известного большого романа «Вальдфрид» [1874]. Библиография: I. Собр. сочин., Schriften, 20 тт., 1851–1859; Ausgewahlte Werke, hrsg. von A. Bettelheim, 51 тт., 1907–1913; Werke, 12 тт., 1911 и мн. др. II. Русск. собр. сочин., 6 т., М., 1912; Lasker Ed., B. A., Gedenkrede, 1882; Auerbachs Briefe an seinen Freund Jakob A., 1884, 2 т.; Bettelheim Ant., B. A., 1907; Koeppen, A. als Erzieher, 1912. Ф. Шиллер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АУЭРБАХ


будет выглядеть так: Что такое АУЭРБАХ