АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
Большой юридический словарь |
по определению Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; А.п. включают кинематографические и другие произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Авторами А.п. являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого А.п. (композитор). |
Энциклопедия Юриста |
один из видов произведений, охраняемых авторским правом. А.п. представляет собой зафиксированное на материальном носителе произведение, состоящее из движущихся изображений, воспринимаемых зрительно;
наличие звука при этом необязательно. К А.п. относятся кино-, теле- и видеофильмы, зафиксированные на материальном носителе телепередачи, клипы, диафильмы, слайд-фильмы и т.п. Отдельный кадр фильма (передачи) не входит в понятие А.п.
А.п. имеет две особенности: в их создании участвует большое число авторов; для их создания требуются большие материальные затраты, которые обычно осуществляют не авторы, а изготовители - физические или юридические лица, оплачивающие создание А.п. В этой связи законодательство РФ об авторском праве устанавливает особые правила, касающиеся А.п. Авторами А.п. считаются только следующие лица: режиссер-постановщик; автор сценария;
автор музыкального произведения, специально созданного для этого А.п. Все остальные лица, внесшие творческие вклады в создание А.п. (автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор слов использованной песни) не считаются авторами А.п.
Авторы А.п., заключая авторский договор или трудовой договор с изготовителем А.п., предоставляют по нему изготовителю исключительное право на воспроизведение.распространение,публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю А.п., а также право на дублирование А.п. или снабжение его субтитрами. Вместе с тем указанные договоры могут ограничить эти права либо даже вовсе исключить их предоставление изготовителю.
. Но если таких особых указаний в договорах нет, то все упомянутые права переходят к изготовителю, причем на весь срок действия авторского права. Переходящее к изготовителю право распространять произведение включает в себя право проката. К изготовителю не переходит право на переработку (переделку) произведения. Несмотря на переход к изготовителю практически всех имущественных авторских прав на использование А.п., закон предусматривает право автора музыки,использованной в А.п. (композитора), на вознаграждение при публичном исполнении А.п. Норма о выплате вознаграждения композитору может быть изменена соглашением между ним и организацией, имеющей право на прокат А.п.Такой организацией является изготовитель или другое лицо.
Публичным исполнением считается показ А.п. в кинотеатре, видеосалоне и т.п., но не показ А.п. по телевидению.
А.п., созданное за рубежом, охраняется в РФ обычно в соответствии с международными договорами РФ по авторскому праву. Однако при использовании такого А.п. в РФ его автор (носитель ав-. торских прав) определяется в соответствии с законодательством РФ. Когда российское А.п. используется за рубежом, то его автор (носитель авторских прав) определяется на основе национального законодательства соответствующей страны. В зарубежных странах носителями авторских прав на А.п. признаются либо режиссер-постановщик, либо организация, осуществившая съемку.
ГавриловЭ.П. |
|
|