Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АТОМИСТИКА

Орфографический словарь Лопатина
атом`истика, атом`истика, -и
Толковый словарь Ефремовой
[атомистика]
ж. разг.
То же, что: атомизм (1).
Новый философский словарь
атомизм — в первоначальном узком смысле слова А. — учение о дискретном (прерывном) строении материи. В зависимости от контекста термин "атомизм" может обозначать дискретность объекта, его свойств, процессов и т. п. Например, атомы электричества, атомы (кванты) действия, кванты света (фотоны), атомы пространства и времени, логический и социальный атомизм. Как философское учение, А., связанная не только с проблемой структуры бытия, но и с так называемым основным вопросом философии, может быть материалистической или идеалистической концепцией. В зависимости от отношения ее представителей к концепции развития А. может быть диалектическим или метафизическим учением. Уже античная А., опиравшаяся на весьма ограниченную эмпирическую базу, сформировала ряд представлений и понятий, используемых или переоткрытых позднейшим временем. Таковы, например, представления Демокрита о зависимости свойств тел от формы (очертания), порядка и взаимного положения атомов, эти тела составляющих. Таковы предвосхищение Эпикуром понятий атомного веса и атомного объема (атомы, согласно Эпикуру, отличаются величиной, формой и тяжестью), а также его догадки в отношении скорости света (Эпикур считал, что с поверхности предметов исходит непрерывный поток мельчайших атомов, движение которых происходит с величайшей скоростью; эти истечения порождают наши ощущения). Таково учение Эпикура о том, что прямолинейное движение атомов, происходящее вследствие тяжести, сочетается со спонтанным (внутренне обусловленным) их отклонением от прямой линии; таково же его признание объективной случайности. Проблема категорий прерывного и непрерывного также была поставлена античной А. Представления о линии (делимом) и точке (том, что не имеет частей), учение о соизмеримых и несоизмеримых величинах, рациональных и иррациональных числах, идея единого непрерывного бытия у элеатов и учение их противников о наличии многих (иногда бесконечно многих) начал; атомы Демокрита и гомеомерии Анаксагора, гераклитовское учение о единстве противоположностей и т.д. — все это не только попытки осознания, но и конкретные пути решения названной проблемы. В процессе развития науки и практики категории прерывного и непрерывного ставились в связь со всеми другими формирующимися категориями философского и научного познания: с категориями бытия и сознания, конечного и бесконечного, единичного и общего, части и целого, возможности и действительности, движения и покоя, пространства и времени, качества и количества, необходимости и случайности и т.д. Именно поэтому обычно в собственно естественнонаучных областях знания односторонне понятый и односторонне трактуемый определенными школами и направлениями атомизм неминуемо дополнялся противоположными учениями о существовании дальнодей-ствующих (непрерывных) сил (динамизм), непрерывной энергии (энергетизм). Так, корпускулярная теория света Ньютона дополнялась волновой теорией Гюйгенса. А. в настоящее время может быть обозначена как концептуальная модель, признающая неразрывную связь дискретных и континуальных форм существования материи.
Г.В. Беляев
Философский словарь
учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц). Первоначальная формулировка А. дана в древ-неинд. философских учениях ньяя, вай-шешика, но наиболее полно и последовательно — в философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Атомы рассматривались как последние, неделимые, предельно малые частицы, несо-творимые и неуничтожимые. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной всего многообразия качеств в мире. В период 17 — 19 вв. А. разрабатывается в трудах Гассенди. Ньютона, Ломоносова, Дальтона, Бутлерова, Менделеева и др. и превращается в физико-химическую теорию строения материи. А. почти всегда выступала как основа материалистического миропонимания. Однако старая А. была в значительной мере метафизической, т. к. абсолютизировала идею дискретности и допускала наличие последней, неизменной сущности материи, “первичных кирпичиков” мироздания. Совр. А. признает многообразие молекул, атомов, элементарных частиц и др. микрообъектов в структуре материи, их неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в др. В существовании различных дискретных микрообъектов она видит проявление закона перехода количественных изменений в качественные: с уменьшением пространственных масштабов качественно меняются формы структурной организации материи, ее свойства” связи между элементами в микросистемах, законы движения. Но совр. А. считает материю не только дискретной, но также непрерывной. Взаимодействие между микрообъектами осуществляется посредством непрерывно распределенных в пространстве полей: гравитационного, электромагнитного, ядерного и др., к-рые неразрывно связаны с элементарными частицами и образуют различные тела. А. отрицает наличие последней, неизменной сущности материи и исходит из признания количественной и качественной бесконечности материи.
Философский энциклопедический словарь
АТОМИСТИКА – см. АТОМИЗМ.
Философский энциклопедический словарь 2
        атомизм, учение о дискретном -(прерывистом) строении материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логич. атомизм и др.). А. возникла в антич. философии; одним из её основоположников был Демокрит, согласно которому материя состоит из мельчайших частиц — атомов. Атомарную природу, по Демокриту, имеет также и пространство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.
        Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с появлением химии и физики она стала естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточнение её осн. понятий: атом стал рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося носителем его химич. свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от атома, молекула представляет собой наименьшее количество вещества, вступающее в химич. реакцию, и состоит из атомных ядер и электронной оболочки, образованной внеш. валентными электронами атомов. Применение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих наук — объяснить механизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов (молекулярно-кинетич. теория теплоты), выявить статистич. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии).
        Своё дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что процессы излучения и поглощения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физич. поле имеет дискретную природу.
        А., неразрывно связанная с философией, подвергалась критике с идеалистич. позиций. Напр., следуя субъективно-идеалистич. критерию существования («существовать — значит быть воспринятым»), Э. Мах отверг идею реальности атомов, объявив их умозрит. конструкциями, подлежащими исключению из физики. С др. стороны, метафизич. реализм 18—19 вв., признавая реальность атомов, рассматривал их как абсолютно неделимые объекты. Подобное понимание атомов явилось одной из причин методологич. кризиса физики на рубеже 19—20 вв.
        Адекватное филос. понимание А. развивает диалек-тич. материализм, согласно крому А. не сводится к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только элемент дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие между дискретностью и непрерывностью оказывается относительным. А. может быть правильно понята только в свете учения о неисчерпаемости материального мира, которое отрицает существование абсолютно простых атомов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные части различных ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 608—09).
        Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1964; Панченко А. И., Континуум и физика, М., 1975; Г е р-штейн С. С., Лагунов А. А., Единство различных сил природы и строение элементарных частиц, в сб.: Ленинское философское наследие и современная физика, М., 1981, с. 458—501.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АТОМИСТИКА


будет выглядеть так: Что такое АТОМИСТИКА