Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АСТРОЛОГИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от Астро... и греч. logos — учение)
        ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов. А. возникла в глубокой древности в результате обожествления небесных светил и загадочных для древних людей небесных явлений — таких, как движение планет, Луны, Солнца, затмения и т. п. Многие явления природы, от которых зависела жизнь общества (например, смена дня и ночи, смена времён года, наступление удобных для охоты и выпаса скота периодов года, разливы рек, определяющие сроки земледельческих работ, и т.д.), связаны с закономерностями вращения Земли вокруг оси и обращения её вокруг Солнца. От этих же движений зависят и видимые перемещения небесных светил в течение суток и года. Кажущаяся причинная связь между положениями небесных светил и явлениями природы и породила идею о сверхъестественном влиянии небесных светил на жизнь людей.
         В древности А. получила значительное развитие в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции, Риме. Семи планетам древних, а именно — Солнцу, Луне, Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну — приписывалось влияние на судьбу людей. На основании их взаимного расположения и положения относительно 12 «домов» (созвездий) и частей горизонта в момент рождения человека составлялся Гороскоп, якобы определявший его судьбу. Гороскоп составляли и для момента предполагаемого действия (например, сражения). А., несмотря на свою ложность, объективно стимулировала на определённом этапе развитие наблюдательной астрономии. В средние века в Зап. Европе получила распространение астрологическая метеорология — предсказание погоды с помощью астрологических методов.
         Учение Коперника о гелиоцентрической системе мира (См. Системы мира) обусловило упадок А. Однако она до настоящего времени распространена в ряде капиталистических стран, где имеются астрологические общества, издаются журналы по А. и т.п.
         Лит.: Гурев Г. А., Астрология и религия, М., 1940; Bottcher Н. М., Sterne, Schicksal und Propheten. Dreissigtausend jahre Astrologie, Munch., 1965.
         Н. П. Ерпылёв.
Мультимедийная энциклопедия
дисциплина, предлагающая общую концепцию мироздания, основанную на допущении существования соответствий между движениями небесных светил (Солнца, Луны и планет) и событиями в земной жизни. Архаический период. Возникновение астрологии связано с осмыслением первобытным человеком изменения лунных фаз и затмений и осознанием связи между сменой времен года и прохождением Солнца через точки равноденствия и солнцестояния. Эти явления были легко доступны наблюдению и приобрели особую значимость с того момента, как люди научились возделывать землю. В Шумере и Вавилоне, где астрономические наблюдения велись приблизительно с начала III тыс. до н.э., в Китае, где они производились по крайней мере с середины II тыс. до н.э., и в цивилизации майя (хронология которой остается предметом споров) астрология первоначально подразумевала лишь наблюдения за движением Солнца и Луны и составление таблиц, позволявших предсказывать время и обстоятельства их обращения и затмений. Однако за этими наблюдениями в скором времени последовали попытки соотнести данные, касающиеся движения Солнца и Луны, с изменениями погодных условий. Отсюда оставался всего один шаг до попытки найти связь между небесными явлениями и событиями земной жизни - такими, как голод, природные катаклизмы, война и мир, победы и поражения, жизнь и процветание земных правителей. На той стадии развития цивилизации, когда существовала вера в божественный характер Солнца и Луны, перемещения этих светил по небесному своду осмыслялись в контексте астральных религий. Данные наблюдений становились прежде всего средством, позволявшим предугадать волю богов, в результате чего астрология постепенно приобрела характер религиозного учения, что способствовало расширению астрономических исследований и обеспечило поразительную (если принять во внимание отсутствие необходимых приборов и развитой математической теории) точность наблюдений. Все древнейшие астрологические системы содержат в принципе одинаковый материал: это своды правил предсказания погоды и важных событий, определения счастливых и несчастливых дней и регулирования традиционных форм человеческой деятельности и религиозных обрядов. Астрология у майя и в Древнем Китае, по-видимому, так и осталась на этой ступени развития; нет почти никаких свидетельств, что в вавилонской астрологии предпринимались попытки расширить ее горизонты, во всяком случае - до того момента, пока она не испытала влияние греческой мысли. Вместе с тем бесспорен огромный вклад вавилонян в развитие техники астрономических наблюдений. Уже ко 2 в. до н.э. они умели составлять эфемериды - астрономические таблицы расположения планет в знаках Зодиака, восходов и заходов Солнца, а также - времени и места соединений и противостояний планет. Греческая и эллинистическая астрология. В ходе расширившегося культурного обмена между Грецией и Ближним Востоком после завоеваний Александра Македонского в начале 4 в. до н.э. с вавилонской астрологией познакомились греческие философы. Четыре "стихии" Эмпедокла - огонь, воздух, вода и земля - были соотнесены с четырьмя "элементами" небесного круга, носящими те же имена. Космогония Платона и метафизика Аристотеля обеспечили астрологии статус почти божественной науки. Именно с этими космогоническими теориями и был связан высокий авторитет астрологии не только в классическую и средневековую эпоху, но и в эпоху Ренессанса. Но, пожалуй, еще более важное значение для последующего развития астрологии имело стоическое учение о взаимосвязи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), служившее философским обоснованием причинно-следственной связи между движениями светил и человеческой жизнью. В результате греки, включив в сферу компетенции астрологии (дотоле распространявшуюся только на метеорологические явления и события, касавшиеся жизни целых народов) жизнь отдельного человека, вдохнули в астрологию новую жизнь, положив начало новому направлению - гороскопической астрологии. Последний великий греческий астроном, Клавдий Птолемей, живший во 2 в. н.э., немало сделал для ее развития. Два наиболее известных его сочинения, Альмагест и Тетрабиблос, на протяжении двенадцати последующих веков оставались основными астрономическими и астрологическими источниками; последнее и сегодня используют в качестве учебника астрологии. Гороскопическая астрология, существовавшая в развитой форме уже в эпоху Птолемея, устанавливает соответствия между расположением Солнца, Луны и планет и событиями жизни отдельного человека. В ее основе лежит философское представление о подобии человека космосу: в силу этого в личности и обстоятельствах жизни человеческого индивида запечатлен тот образ Вселенной, который она имела в момент его рождения, так что по расположению светил можно судить о его личности и судьбе. Гороскоп. Гороскоп представляет собой схему расположения Солнца, Луны и планет на определенный момент времени для данной географической широты и долготы. Человек в астрологии помещался (и помещается до сих пор) в центр Вселенной, поскольку Птолемеева астрономическая система была геоцентрической и рассматривала Землю как сферу, вокруг которой обращаются небесные тела. Круг гороскопа подразделяется на 12 равных частей, а небесная сфера делится в двух направлениях на 12 сегментов, каждый из которых проецируется на плоскость. Зодиак. Исходное деление небесной сферы называется зодиакальным. Зодиак представляет собой пояс, отступающий от эклиптики (видимый путь движения Солнца по небесной сфере) на 8° в обе стороны и разделенный на 12 равных частей - знаков Зодиака - по 30° каждая. Вавилоняне открыли зодиакальный круг приблизительно на рубеже 5 и 6 вв. до н.э. и присвоили каждой его части имя созвездия, занимавшего в то время бльшую часть данного 30-градусного отрезка. Отсчет знаков Зодиака ведется от созвездия Овна (0°), за которым с 30-градусным интервалом следуют Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. В результате смещения точек равноденствия нулевой градус ныне уже не совпадает с созвездием Овна, однако астрологи продолжают исходить из того, что начало зодиакального круга, которое первоначально устанавливалось по движению Солнца, должно по-прежнему совпадать с точкой весеннего равноденствия (т.е. с точкой пересечения эклиптики и небесного экватора, через которую Солнце проходит в своем движении к северу). Зодиакальный круг разделяется на четыре "элемента", в них вписываются четыре равносторонних треугольника, вершины которых совпадают с точками равноденствий и солнцестояний и объединяют знаки Зодиака, находящиеся в вершинах каждого треугольника, в самостоятельные группы, соответствующие определенной "стихии". Отсчет ведется от точки весеннего равноденствия, так что образующие первый треугольник знаки Овна, Стрельца и Льва считаются "огненными" знаками, Рак, Скорпион и Рыбы, образующие треугольник с вершиной в точке летнего солнцестояния, - "водными", Весы, Водолей и Близнецы, образующие треугольник с вершиной в точке осеннего равноденствия, - "воздушными", а Козерог, Овен и Дева (треугольник с вершиной в точке зимнего солнцестояния) - "земляными". Дома. Радиусы зодиакального круга служат разделительными линиями между "домами" гороскопа. Деление на "дома" представляет собой способ деления видимой и невидимой полусфер во времени и в пространстве. Оба метода предполагают деление на три части небесной дуги, расположенной в данный момент времени и для данной широты между восточным горизонтом (асцендентом) и верхней кульминацией на меридиане. Поэтому в основе двенадцатеричного деления на "дома" лежит суточное движение Земли вокруг своей оси, тогда как двенадцатеричное деление на "знаки" Зодиака основано на видимом с Земли годичном обращении Солнца. Поэтому перемещение по зодиакальному кругу считается основным и связывается прежде всего с типом и характером человека (например, тип Овна, "огненный" тип и т.д.). И напротив, перемещение по "домам", соответствующее 24-часовому суточному кругу, связывается с индивидуальными особенностями человека и обстоятельствами его жизни: первый "дом" определяет свойства его личности, второй - его финансовые перспективы и т.д. Каждая из планет соотносится с определенным видом деятельности: например, положение Меркурия влияет на умственные способности, красноречие и литературную одаренность, а положение Венеры - на чувственность человека. Луна управляет эмоциями. Каждая из семи планет правит двумя знаками Зодиака (за исключением Солнца и Луны, в управлении у которых находится по одному знаку). Кроме того, планета, правящая знаком, находящимся в некотором "доме", считается правящей этим домом и обстоятельствами, которые определяются данным домом. Интерпретация расположения планет уточняется далее с учетом угла расположения планет по отношению друг к другу (т.н. аспекты): основными аспектами считаются углы в 0°, 60°, 90°, 120° и 180°. Существует также значительное число более мелких подразделений и способов уточнений расположения планет в знаках Зодиака и "домах", употреблявшихся древними астрологами и употребляемых сегодня в индусской астрологии. Типичный гороскоп. На иллюстрации показан гороскоп человека, родившегося на территории США в 2 ч 21 мин по местному времени 4 июля 1776 в Филадельфии на 75°8ў западной долготы и 39°57ў северной широты. Буквой A обозначен восточный горизонт, или асцендент, буквой B - западный горизонт, или десцендент, а буквой C - верхняя кульминация. Цифры, помещенные вокруг центра гороскопа, обозначают "дома"; соответственно, первый дом располагается ниже горизонта, второй - под ним и т.д. Цифрами, помещенными справа от символов планет, обозначена их геоцентрическая долгота в градусах и минутах дуги от начала указанного между ними знака Зодиака, а цифрами и символами во внешнем круге - долготы на Зодиаке, по которым проходят большие круги, разделяющие дома. июля 1776. Применение астрологии в исследовании неорганической материи и в медицине. Греки считали, что планеты и знаки Зодиака управляют определенными минералами, растениями, драгоценными камнями, цветами и т.п. Согласно концепции микро- и макрокосма, каждому знаку Зодиака соответствуют определенные части и органы человеческого тела, а планеты "отвечают" за те или иные физиологические функции. Медицинская астрология была столь широко распространена, что в Средние века считалось невозможным заниматься врачебной практикой без знания и использования астрологических принципов. Гадательная астрология. С закатом Римской империи астрология пришла в упадок и развивалась лишь как эзотерическая дисциплина еврейскими учеными александрийской школы, которые, вероятно, и познакомили с астрологией мусульманский мир. В 8 в. Харун ар-Рашид приказал перевести на арабский язык Альмагест Птолемея. Вскоре после этого были выстроены обсерватории в Багдаде, где в 9 в. обучался величайший из арабских астрологов, Альбумазар, а также - в Кордове и Толедо (после завоевания Испании маврами). Однако у арабов, с их фаталистическим взглядом на мир, греческая гороскопическая астрология была оттеснена на второй план, уступив место дивинационной (гадательной) астрологии. Астрология этого типа помогала осуществить правильный выбор (например, выбрать надлежащее время для какого-нибудь начинания) и давала ответы на самые разные вопросы (например, как возместить убытки или выгоднее вложить деньги). Гороскоп составлялся на тот час и минуту, когда был задан вопрос, и ответ зависел от расположения планет на этот момент времени. Советы относительно разного рода начинаний заключались в определении точного времени, когда расположение светил будет обещать наиболее успешное осуществление данного предприятия. Хотя дивинационная астрология основана на тех же принципах, что и греческая гороскопическая астрология, она регламентирована бесчисленным множеством правил, оставляющих очень мало свободы как для интерпретации гороскопа, так и для выполнения его инструкций. Упадок астрологии. Астрология проникла в средневековую Европу через испанские университеты, служившие в 11 и 12 вв. центрами учености. Там были осуществлены переводы Альмагеста и Тетрабиблоса Птолемея и Введения в науку о звездах (Introductorium in astronomiam) Альбумазара. Приоритетом пользовалась дивинационная астрология: гороскопическая астрология испытала сильное влияние мистицизма, а к концу 16 в. стала все больше сближаться с магией. Возникновение в 16 в. гелиоцентрической системы Коперника и развитие научного естествознания в 17 и 18 вв. привели к дискредитации астрологии, первоначально в среде астрономов, а позднее в научной среде в целом. Кроме того, репутация астрологии оказалась подорванной из-за процветавшего шарлатанства. Примечателен тот факт, что не сохранилось никаких оригинальных астрологических сочинений, написанных в Европе в период времени, отделяющий Тетрабиблос Птолемея (2 в. н.э.) от сочинений Уильяма Лилли и его ученика Джона Гэдсбери (середина 17 в.). СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ Моралистическая. Интерес к астрологии сохранялся (особенно в Англии) на протяжении эпохи Возрождения и до конца 18 в., однако начало современному этапу в развитии астрологии было положено в 1820 и 1822, когда появилось сразу два английских перевода Тетрабиблоса. Позднее, с расцветом в конце 19 в. теософских учений, астрология получила новый импульс для своего развития, особенно после публикации сочинений Алана Лео в Англии. В Америке пробуждению нового интереса к астрологии способствовало движение розенкрейцеров. Именно эти два течения породили ту полурелигиозную астрологию, которая и по сей день имеет своих приверженцев. Однако два главных направления в развитии современной астрологии, возникшие после Первой мировой войны, имеют американские корни: это, во-первых, астрологическая физика и астрологическая метеорология, представляющие собой попытку возродить традицию "естественной" халдейской астрологии, и, во-вторых, психологическая астрология, приближающаяся к греческой астрологической традиции, хотя и использующая терминологию современной психологической науки. Физическая астрология. Термин "физическая астрология" используется для обозначения всех астрологических систем, основанных на презумпции существования причинно-следственных связей между небесными планетами и физическими явлениями на Земле. Астрологическая физика использует некоторые принципы современной космической физики и электродинамики, в частности - теорию, согласно которой человек, Земля, Солнце, неподвижные звезды и планеты обладают электромагнитными полями различной интенсивности, так что движение Солнца и планет в космическом пространстве вызывает изменения фазовых углов взаимодействующих магнитных полей и, соответственно, изменения "силового фактора". Астрологическая метеорология. Астрологическая метеорология, основанная на теории приливного влияния гравитационного поля Солнца, Луны и других планет на земную поверхность, является единственным направлением в современной астрологии, которое сохраняет сходство с современными естественными науками. Она базируется на эмпирических данных, полученных в ходе многолетних ежедневных наблюдений за погодой и зведным небом, и стремится установить определенные закономерности. По своему методу и задачам астрологическая метеорология больше всего напоминает древнюю астрологию вавилонян. Астрологическая биология. Астрологическая биология, которую лишь с определенной натяжкой можно рассматривать как одну из областей физической астрологии, представляет собой теорию, соотносящую минеральные соли с Солнцем, Луной и другими планетами, а в некоторых случаях - и с Землей. Определение солей, необходимых для поддержания баланса в человеческом организме, осуществляется исходя из анализа расположения и соотношения планет в гороскопе, составленном на основе сведений о месте и времени рождения данного человека. Лунный календарь посевов, предполагающий, что растения нужно сеять тогда, когда Луна пребывает в определенной фазе и знаке Зодиака (Луна в "водяных" и "земляных" знаках и в первой и второй фазе считается особенно благоприятствующей посадкам), также может рассматриваться как одна из форм физической астрологии. Психологическая астрология. Психологическая астрология, по сути, близка к гороскопической астрологии птолемеевской эпохи: в ней используются те же принципы интерпретации, но при этом учитываются и особенности современной жизни. Основное отличие заключается в акценте на индивиде; ритмы человеческой жизни по-прежнему считаются совпадающими с ритмами движения небесных светил, однако универсальные и архетипические характеристики, получаемые в результате интерпретации расположения планет, в психологической астрологии приобретают скорее потенциальный, чем действительный смысл, и указывают на возможности самой человеческой личности и ее судьбы. Таким образом, человек может развивать и использовать те потенции, которые заданы его гороскопом (хотя противники астрологии утверждают, что само установление прямых связей между движением светил и личностью и судьбой человека априори отрицает свободу воли). Плотин и его современники (3 в. н.э.) двигались именно в этом направлении, утверждая, что звезды - это знаки, или знамения, но не причины. С точки зрения гештальт-психологического подхода, гороскоп рассматривается не как структура, состоящая из отдельных элементов, но как целостная архетипическая парадигма. Кроме того, предпринимались попытки интерпретировать в контексте астрологического символизма психологические комплексы (комплексы превосходства и неполноценности, мужского насилия и патологических связей между родителями и детьми в теории Адлера), основные психологические типы и структуру личности (четыре психологических типа, анимус и анима в теории Юнга) и т.д. И наконец, современный интерес к исследованию циклов привел к возникновению нового метода астрологических "предсказаний", напоминающего прогностические методы современной науки: циклическое обращение планет связывается с событиями и явлениями, превалировавшими в предыдущих фазах этого обращения. Основное различие между средневековым и современным психологическим способом интерпретации астрологических данных можно пояснить следующим образом: с точки зрения средневекового астролога, человек, родившийся в момент восхода Сатурна над горизонтом, обречен на всевозможные тяготы, болезни и, быть может, нищету; современный астролог истолковал бы это обстоятельство как указание на возможное чувство неуверенности в себе и чрезмерное желание понравиться и угодить другим, толкающее человека к поступкам, с помощью которых он пытается доказать свою компетентность или добиться ощущения своей нужности. Соотнося положение Сатурна с положениями других планет по гороскопу, астрологический психолог может объяснить этот комплекс неполноценности разрушением семьи, патологической связью с одним из родителей, превосходством братьев или сестер и т.д. Таким образом, если средневековый астролог ставил во главу угла предуготованную человеку судьбу, оставляющую ему в лучшем случае возможность отыскать средства, которые позволили бы избежать худшего, то современная астрологическая психология делает упор на самопознании личности как средстве психотерапии и на возможности развития или преодоления потенций, указанных в гороскопе. ЛИТЕРАТУРА Вронский С.А. Астрология: суеверие или наука? М., 1990 Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. М., 1991 Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994
Современная Энциклопедия
АСТРОЛОГИЯ (от астро... и...логия), представления о воздействии небесных тел на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось астрологами на основе видимого движения и взаимного расположения светил в данный момент времени (смотри Гороскоп). Возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы - на рубеже 2 - 1 вв. до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9 - 10 вв., с 12 в. проникает в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 в. и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира. Возрождение интереса к астрологии отмечено после 1-й мир. войны и в конце 20 в.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АСТРОЛОГИЯ — в античности и ср. века широко употреблявш. термин для обознач. основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказат. науки о небесных телах и светилах. Напр., составным элементом вавилонской астрал. религии, к к-рой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их располож.     Систематизир. А. у вавилонян отсутств. Их предсказания, б.ч. к-рых сохран. на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюд. за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменов. чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т.е. в то время еще не было индивидуал. гороскопов). В ранней и класс. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основан. им в 280 до н.э. астрологич. школой на Косе.     Этнич. термин «халдей» (к-рым обознач. вавилоняне), пришедший с Бл. Востока, в антич. времена стал профессионал. назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н.э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый древ. житель обращ. к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религ.-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н.э.) и ходившие по рукам книги, авторство к-рых приписыв. Гермесу Трисмегисту (1 — 3 вв. н.э.). На них основыв. позднее антологии Веттия Валента (2 в. н.э.) и Фирмика Мастерна (ок. 335). Птолемей охар-ризовал свой труд в 4 книгах, как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основыв. на астрологич. принципах.
Орфографический словарь Лопатина
астрол`огия, астрол`огия, -и
Словарь Ожегова
АСТРОЛ’ОГИЯ, -и, жен. Учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей и народов, о возможности предсказания будущего по положению звёзд.
прил. астрологический, -ая, -ое. А. прогноз.
Словарь Ушакова
АСТРОЛ’ОГИЯ, астрологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. astron - звезда и logos - Учение) (·ист. ). Учение о звездах, основанное на вере, что по расположению звезд можно предсказывать будущее (в древности и в средние века). Наука астрономия мало-по малу вытеснила лженауку астрологию.
Толковый словарь Ефремовой
[астрология]
ж.
Учение, согласно которому расположение небесных светил оказывает влияние на предназначение и судьбы людей, позволяет предсказывать будущее.
Словарь практического психолога
— Древнее учение о влиянии небесных тел на земную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека. С нею тесно связана хиромантия. Астрология использовалась халдеями, древними ассирийцами, египтянами, греками, арабами и долгое время была достоянием узкого круга посвященных. Позднее она разделилась на экзотерическую, доступную массам, и эзотерическую, ключи от коей сохранялись в тайне и частично утеряны. В Европе она распространилась в средние века в виде одной из модификаций индийской астрологии. Астрология — внутренне логичная система, опирающаяся на древнюю идею о тождестве и взаимосвязи Макрокосма и микрокосма. В ее основу положено несколько базовых принципов. Главные из них: принцип цикличности, отражающий циклы или фазы развития объектов, и принцип резонансов, отражающий закономерность развития взаимодействия различных циклов. Отечественная психология не склонна признавать данные астрологии за достоверные научные знания, хотя в рамках космобиологии изучается связь Земли и Космоса, влияние космических циклов на здоровье человека, его биоритмическая активность (см. <<активность психическая: биоритм>>).
Теософский словарь
    (Греч.) Наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и претендующая на предсказывание будущих событий по расположению звезд. Ее древность такова, что ставит ее среди самых ранних рекордов человеческого познания. Много веков она оставалась тайной наукой на Востоке, и в своем высочайшем аспекте остается таковой и в наши дни; на Западе ее экзотерическое применение было доведено до какой-то степени совершенства лишь в период времени с того момента, когда Вараха Мухира написал свой труд по Астрологии примерно 1400 лет тому назад. Клавдий Птолемей, знаменитый географ и математик, около 135 г. н.э. написал трактат "Tetrabiblos", по-прежнему являющийся основой современной астрологии. Наука Гороскопии теперь изучается, главным образом, в четырех направлениях: т.е. 1) Земная - в ее применении относительно метеорологии, сейсмологии, земледелия и т.д.; 2) Государственная или гражданская - относительно судеб наций, царей и властителей; 3) Ежечасная - в отношении развеивания сомнений, возникающих в уме по какому-то вопросу; 4) Гороскопическая - в ее применении к судьбам личности с момента их рождения до смерти. Египтяне и халдеи были одними из самых древних приверженцев Астрологии, хотя их методы чтения звезд и современная практика значительно различаются. Первые утверждали, что Бэлус, Бэл или Элу халдеев, потомок божественной Династии или Династии царей-богов, был родом из страны Хеми, и покинул ее, чтобы основать колонию Египта на берегах Евфрата, где был построен храм, обслуживавшийся жрецами, находившимися на службе у "владык звезд"; эти жрецы приняли название халдеев. Известны два факта: а) что Фивы (в Египте) претендовали на честь изобретения Астрологии; и б) что халдеи были теми, кто учили этой науке другие народы. Теперь, Фивы в значительной мере предшествуют не только "Уру халдеев", но и Ниппуру, где Бэла сперва почитали, - Син, сын его (луна), был верховным богом Ура, родины Тераха, сабеянина и астролатра, и Авраама, его сына, великого астролога библейского предания. Таким образом, все склоняется к подтверждению заявления египтян. Если позже звание астролога обрело в Риме и других местах дурную славу, то это произошло благодаря мошенничеству тех, кто хотел зарабатывать деньги с помощью того, что было неотъемлемой частью святой Науки Мистерий, и кто, будучи несведущими относительно последней, развили систему, основанную исключительно на математике, вместо трансцендентальной метафизики, и имевшую физические небесные тела в качестве ее упадхи или материальной основы. Все же, несмотря на все гонения, число приверженцев Астрологии среди наиболее мыслящих и ученых умов всегда было очень велико. Если Кардан и Кеплер были среди ее ревностных приверженцев, то ее более поздним последователям нет причины краснеть, даже при ее ныне несовершенной и искаженной форме. Как сказано в "Разоблаченной Изиде" (I, 259): "Астрология для точной астрономии есть то же, что психология для точной физиологии. В астрологии и психологии необходимо выйти за пределы видимого мира материи и вступить во владения трансцендентного духа." (См. "Астроном".)
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - англ. ostrotogy; нем. Astrologie. Учение, согласно к-рому события земной жизни можно предсказать по расположению небесных светил.
Новый философский словарь
(греч. astron — звезда и logos — учение)
специфическая система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении. Основополагающая идея А. состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям. Следовательно, согласно А., изучая особенности моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. На этом основаны анализ и предсказания по карте рождения уникальных свойств и особенностей развития любого интересующего нас образования, структуры. Кроме того, весь мир подчиняется единым ритмам, единым циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах. Циклы движения планет, развитие биологических объектов подвергаются действию одних и тех же природных сил и законов. В каждом цикле А. выделяет двенадцать частей, или фаз, характеристики которых связаны с зодиакальной символикой. Зная эти циклы, можно понять особенности каждого конкретного момента времени, глубинные причины событий, дать прогноз развития на будущее. В основе А. лежит идея подобия, тождества, гласящая, что весь мир — единая система, части которой тесно взаимосвязаны и пронизаны едиными ритмами ("то, что наверху, подобно тому, что внизу"). Интуитивные открытия древних философов и научный поиск в направлении интеграции современных физических знаний обратили человечество к идее возможной взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и макрокосма. Планеты и звезды, согласно А. — буквы универсального алфавита. Они используются как наиболее наглядная модель мира, помогающая понять глобальные процессы и, главное, проекцию влияния этих процессов на Землю. Вернадский, ставя организацию биосферы в тесную онтогенетическую связь с космосом, писал: "Поворот, совершающийся в нашем 20 в. в физике, ставит в научном мышлении на очередь пересмотр основных биологических представлений. По-видимому, он впервые позволяет в строго научной концепции мироздания поставить в Космосе на подобающее место явления жизни". Вернадский рассматривал земную жизнь как продукт сложного общевселенче-ского процесса, необходимую и закономерную часть "стройного космического организма". На протяжении известного нам периода истории человечества идеи, близкие А., можно встретить у таких авторов как Геродот, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Платон, Сенека, Альберт Великий, Улуг-бек, Хайам, Коперник, Кеплер, Галилей, Тихо Браге, Лейбниц, Карданус, Авиценна, Парацельс, Аль Бируни, Кампанелла, Эйнштейн. Лаплас, исследовавший знания А. чисто математическими методами, писал о том, что этим знаниям не менее 25—30 тысяч лет. Первый астрологический клинописный текст относится к Старовавилонскому периоду (19-16 вв. до н.э.) и содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях. Этот вид А. носит название А. предзнаменований, которая характеризуется тем, что в ее рамках еще не существовало деления эклиптики, подобного Зодиаку, и А. не интересовалась судьбами отдельных личностей (кроме правителей государств), а предсказания основывались только на наблюдаемых астрономических явлениях. Наряду с такой А. существовала го-роскопная А. (или А. личности), основанная на свободном выборе человеком своей судьбы, варианты которой заложены в карте рождения — гороскопе. Археологические данные говорят о том, что первый известный сейчас гороскоп личности был составлен в Вавилоне в о в. до нашей эры. В Персии, в 7-6 вв. до н.э. были записаны древние авестийские тексты, положенные в основу зороастрийской государственной религии (были сожжены Александром Македонским после завоевания им Персии в 4 в. до н.э.). Понимание даже дошедших до нашего времени древнейших текстов Авесты невозможно без знания А. Именно из Персии распространился по всему мир известный гороскоп личности, корни которого лежат в древнейших знаниях Авесты. В современной культуре могут быть зафиксированы такие дифференцированные феномены, как медицинская А., имеющая своим предметом причины болезней и методы лечения; коллективная (или резонансная) А., центрированная вокруг проблем взаимоотношений людей в коллективе; астрогеография и др.
В.И. Кудрявцева
Философский энциклопедический словарь
АСТРОЛОГИЯ (от греч. astrum звезда и logos – учение) – учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. Позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак О), употребляющийся вместо слова 4родился», и выражение 4под счастливой (или несчастливой) звездой». Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и Зодиака в момент определенного события, напр. рождения человека, называется гороскопом. Он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т.е. характер и судьбу человека. Астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации Востока; она была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. Осн. учебники по астрологии написали Клавдий Птолемей («Terrabiblios»), считавший, что звезды – это только половина дела, все остальное зависит от человека, и Фирмик Матери (4 Matheseos libri VIII»). Большого расцвета астрология достигла в средние века. Кеплером был установлен гороскоп Валленштейна, который прибегал к совету В. Сени (1600-1656). Гравюра Дюрера 4Меланхолия» (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи, когда жил художник. Интересные сведения об астрологии 18 в. дает Казанова. В настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, т. к. она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, 4что написано на звездах», но и вооружает человека аргументами для доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. Ее противники утверждают, что все астрологические расчеты бессмысленны, а правильность прогнозов объясняется лишь случайным совпадением. Одним из осн. их аргументов служит тот неоспоримый факт, что с течением веков конфигурация созвездий на небосклоне Земли меняется. Так, если ок. 2 тыс. лет назад точка весеннего равноденствия действительно совпадала с началом созвездия Овна, то теперь она находится в Рыбах, а вскоре перейдет в созвездие Водолея. Астрологи же утверждают, что хотя величинам, которыми они пользуются, присвоены наименования созвездии или планет, однако на самом деле эти величины описывают лишь отдельные параметры магнитного поля Земли для того дня, часа и места, на которые составляется гороскоп. Впрочем, точность в астрологии – понятие относительное. Как прошлая, так и современная, она работает с вероятностями явлений и событий.
Бренан - Словарь научной грамотности
Вера, не подкрепленная никакими надежными научными данными, в то, что на человеческие дела и характеры целых народов и отдельных личностей влияет расположение планет. Астрология - популярная псевдонаука; по своей численности астрологи сильно превосходят астрономов, но не следует путать астрологию с реальной наукой - астрономией. Обнародование в книге американского писателя Дональда Ригана "Для протокола" ("For the record") того факта, что у бывшей Первой леди, г-жи Рейган, был свой астролог, с которым чета Рейганов согласовывала "практически все шаги и решения", должно было шокировать многих, но фактически удивило не всех. В рецензии на книгу Ригана в журнале "Нью-Йоркер" Фрэнсис Фицджеральд писал: "Если бы по меньшей мере один из Рейганов не верил в астрологию, то такая супружеская пара была бы статистически нетипичной для Калифорнии". См. также <<зодиак>>.
Энциклопедия афоризмов

Природа, наделившая всякое животное средствами к существованию, дала астрономии в качестве помощника и союзника астрологию.
•Иоганн Кеплер
Люди считают себя неповторимыми и верят в коллективные гороскопы.
•Чеслав Банах
Гороскоп: инструкция к калошам счастья. Не хватает только калош.
•Видоизмененный Антоний Регульский
Я не верю в астрологию, потому что я Близнец, а Близнецы никогда не верят в астрологию.
•Реймонд Смальян
Человечество вступило в столь высокую фазу развития, что о его будущем говорят с уверенностью только астрологи.
•Автор неизветен
На Луне и на Марсе тоже будут астрологи.
•Станислав Ежи Лец
Звезды склоняют, но не принуждают.
•Формула средневековой астрологии
Молитесь, астрологи, о беззвездном небе!
•Станислав Ежи Лец
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АСТРОЛОГИЯ


будет выглядеть так: Что такое АСТРОЛОГИЯ