Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АССОЦИАЦИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ассоциация (позднелат. associatio — соединение)
        объединение, союз: например, объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели.
II
Ассоциация
        в психологии, связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи — актуализация А. — состоит в том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс.
         Хотя идея связи представлений развивалась уже в античной философии, особенно у Платона и Аристотеля, термин «А.» был введён лишь английским философом Дж. Локком в 1698 и с этого времени стал основным понятием Ассоцианизма. В истории психологии А. классифицировались по различным основаниям (см. П. А. Шеварев, Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959). Одна из распространённых классификаций основана на временных условиях образования А.: если связь между психическими образованиями возникает благодаря их одновременному появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Другая классификация основана на различии содержания психических образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той А., которая при этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту. Под это же основание деления попадают и обобщённые А., выделенные советским психологом П. А. Шеваревым.
         Лит. см. при ст. Ассоцианизм.
         В. А. Костеловский.
III
Ассоциация
        растительная, основная единица классификации растительного покрова, представляющая совокупность однородных Фитоценозов с одинаковыми структурой, видовым составом и со сходными взаимоотношениями как между организмами, так и между ними и средой. Каждая А. тесно связана с определёнными условиями среды — климатом, почвой, а также населяющим её животным миром. А. характеризуется определённой продуктивностью (запас и прирост) растительной массы. При изменении внешних условий и состава флоры А. изменяются. Так, современные европейские А. широколиственных лесов возникли из аркто-третичных лесов и, в свою очередь, могут уступить место в ходе исторического развития растительности другим А. Участки современной растительности под влиянием изменений рельефа, гидрологических и почвенных условий, а также вследствие прямых (например, сенокошение, рубка лесов, строительство водоёмов) и косвенных (например, пастьба скота) антропогенных влияний могут изменяться коренным образом. Примеры А. — сосняк с брусникой в напочвенном покрове на сухой и бедной почве, сосняк с черникой на более увлажнённой почве, дубравы со снытью в травяном покрове, участки луга с преобладанием лисохвоста и со сходным составом других растений, болота со сфагновым покровом, пушицей, багульником и т. п. При оценке лесных и кормовых угодий основываются на свойствах господствующих А. Например, при детальном изучении лугов и при составлении крупномасштабных карт растительного покрова на них наносятся отдельные А., при уменьшении же масштаба — объединения А. Называются А. обыкновенно по господствующим в них растениям, например бор-брусничник — Pinetum vacciniosium, елово-сосновый лес с брусникой и кислицей — Piceto-Pinetum vaccinioso-oxalidosum. В изучение А. большой вклад сделали русские и советские учёные — Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев, В. В. Алехин, А. П. Шенников и др.
         Лит.: Растительный покров СССР, т. 1—2, М., 1956; Основы лесной биогеоценологии, М., 1964.
         В. Н .Сукачев.
Современная Энциклопедия
АССОЦИАЦИЯ (на средневековой латыни associatio - соединение), союз, объединение. АССОЦИАЦИЯ (психологическое), связь, возникающая у человека при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).
Медицинская энциклопедия
(лат. associo, associatum присоединять)
в психологии — форма связи психических явлений (образов, понятий, мыслей, представлений, чувств), характеризующаяся тем, что возникновение одного из них служит стимулом для возникновения другого (других); физиологической основой А. является временная нервная связь.
Ассоциация по смежности — А., возникающая по признаку смежности соответствующих объектов во времени или пространстве (море — берег, дым — огонь и т.д.).
Ассоциация по сходству — А., возникающая на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет — орел).
Орфографический словарь Лопатина
ассоци`ация, ассоци`ация, -и
Словарь Даля
жен., ·*франц. скоп, соединение, товарищество, братство, союз, общество, община, артель, сдружье, соглас для какой-либо общей цели.
Словарь Ожегова
АССОЦИ’АЦИЯ, -и, жен.
1. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Научная а.
2. Связь между отдельными представлениями, при к-рой одно из представлений вызывает другое. А. по сходству. А. по смежности.
3. Соединение каких-н. единиц, элементов (спец.). А. молекул. А. звёзд. А. растений.
прил. ассоциационный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
см. общество, связь
Словарь Ушакова
АССОЦИ’АЦИЯ, ассоциации, ·жен. (от ·лат. associo - объединяю).
1. кого-чего. То же, что объединенный союз, общество, товарищество (в применении к некоторым организациям). Российская ассоциация научно-исследовательских институтов.
2. чего и чего, чего с чем, между чем и чем. Связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое (псих.). Ассоциация по сходству. Ассоциация звуков слов со значениями. Ассоциация звуков слов и значений. Ассоциация между звуками и значениями.
Толковый словарь Ефремовой
[ассоциация]
1. ж.
1) Объединение лиц, учреждений, организаций одного рода деятельности для достижения общей - политической, научной, хозяйственной и т.п. - цели.
2) Группа, соединение, сообщество чего-л.
2. ж.
Связь, возникающая при определенных условиях между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п. (в психологии).
Литературная энциклопедия
В психологии термин «А.» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединений — в отличие отдела об апперцепции (см.), изучающего специфическое преобразующее воздействие, к-рому новые элементы, вступающие в поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических образований. — Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли)
273 так и идеалистического (Давид Юм) толков. У Гертли [1704–1757] и у Юма [1711–1776] термин «А. идей» равносилен термину «А. представлений». В учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же признаками, что и в первый раз. В связи с этим учение об А. должно было объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в к-рых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени. Опираясь на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной стороны, А. по сходству и контрасту, с другой — А. по одновременности и последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток — свести все виды А. к одному основному типу, обычно — к А. по смежности. С успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, к-рые рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы воспроизведения, — а они составляли главный объект ассоциационной теории, — никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений. — Теория А. проникла и в эстетику. Фехнер [1801–1887] ввел понятие А. в изучение эстетического восприятия. Анализируя условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических принципов или законов, в числе к-рых видное место занимает принцип А., или материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия. Наряду с «принципом А.» Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на основе всего предыдущего опыта личности. Громадная роль ассоциативного фактора состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию
274 нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, к-рых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может. — Учение Фехнера об ассоциативных факторах эстетического впечатления разделяет общие недостатки всех ассоциационных теорий психологии. Во-первых, оно не в силах установить специфические признаки, к-рыми эстетический ассоциативный фактор отличается от прочих видов А. Осмысливание воспринимаемых объектов, наделение их жизнью и выражением при помощи ассоциативных связей с прошлым опытом личности имеет место не только в актах эстетического восприятия, но характерно для всех без исключения процессов восприятия: эстетических и вне-эстетических. Поэтому один анализ А., сопровождающих восприятие эстетического объекта, не может привести к пониманию конститутивных признаков эстетического впечатления. Во-вторых, даже отказавшись от надежды выяснить при помощи понятия об ассоциативном факторе спецификум эстетического восприятия и ограничив задачу изучением роли ассоциативных связей в общих психологических условиях восприятия, приходится признать, что ассоциационное учение, как всякая вообще механистическая теория, бессильно объяснить реальную диалектику конкретной психической действительности. Сочетание представлений не может быть принципом объяснения душевной жизни. В основе ассоциационной теории лежит неверное положение, будто сложные психические комплексы могут быть сведены без остатка и непосредственно к неделимым простейшим единицам (представлениям), из к-рых они возникли. Физиологическую сторону процессов соединения представлений изучает объективная психология в экспериментальном учении об условных рефлексах. В. Асмус
Большой психологический словарь
(от лат. associatio — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление др. Явление А. описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «А.» был предложен Дж. Локком.
В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое—синее), контрасту (черное—белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; др. (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п. Наконец, А. Бэн выделяет «творческие А.», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.
Существовали 2 противоположные т. зр. на механизмы А.: одни авторы считали А. только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Дж. Ст. Милль, Бэн), др. приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству — их генерализацией. Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования А.
Различались также т. зр. психологов и на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, др. выделили наряду с А. особые типы связей («разумные» у Локка, апперцептивные у Вундта и др.).
Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: Кроме указанного, психологического значения в научной литературе часто можно встретить 2 др. значения этого слова: 1) А. как тип социальной организации (напр., Амер. психологическая ассоциация) и 2) как синоним терминов «связь» и «корреляция».
Краткий психологический словарь
1. (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.
-
Петровский Артур Владимирович
2. (в социальной психологии) — группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер.
-
Петровский Артур Владимирович
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. associatio - соединение.
Категория.
Мнемический процесс.
Категория.
Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.
Виды.
В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:
• по сходству (красное - пурпурное),
• по контрасту (большое - маленькое),
• по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),
• причинно-следственные (сильный ветер - озноб).
Контекст.
Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).
Словарь практического психолога
1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие — диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации — рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации:
1) по сходству (красное — пурпурное);
2) по контрасту (большое — маленькое);
3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);
4) причинно-следственные (сильный ветер — озноб).
Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида.
2. В психологии социальной — группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются:
1) ассоциации просоциальные — куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования;
2) ассоциации асоциальные — где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio - объединение, связь) - англ. association; нем. Assoziation. 1. Группа, организованная для достижения специфических целей, имеющая четкую организационную структуру, формализованную систему лидерства, характеризующаяся наличием общего интереса среди ее членов (профессиональные союзы, полит, партии, спортивные клубы, общества филателистов, садоводов и т. п.). 2. В формальной социологии - все типы соц. взаимодействий, ведущие к интеграции общества, в противоположность диссоциации, результатом к-рой является обществ, дифференциация. 3. В психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями - ощущениями, восприятиями, идеями и т. д А различают по смежности (в пространстве и времени), сходству и контрасту. 4. В статистике - синоним корреляции; статист, отношение между переменными, изменяющимися одновременно.
Философский словарь
(лат. associatio — соединение) — связь между элементами психики, благодаря к-рой появление одного элемента в определенных условиях вызывает др., с ним связанный. Следствием простейшей А. является, напр., последовательное воспроизведение человеком букв алфавита. Возникая в процессе взаимодействия субъекта с объектом как один из элементарных продуктов этого взаимодействия, А. отражает реальные связи предметов и явлений. Она является необходимым условием психической деятельности. Физиологическую основу возникновения А. составляет открытый И. П. Павловым механизм образования временной нервной связи, т. е. проторение нервного пути между различными участками коры головного мозга (у человека и высших животных), замыкание возбуждений этих участков. А. составляет основу всех более сложных образований психики человека.
Философский энциклопедический словарь
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение) – общественное объединение. В психологии – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей). Учение об ассоциациях делает попытку вскрыть причины этих связей. Аристотель считал причинами связей сходство и различие. Позднее стали учитывать пространственную и временную близость представлений, пока, наконец, не остановились только на временной. Связующими средствами называют: третье опосредствующее представление, чувство, гештальткачество, цель, значение, имя, сконцентрированное внимание и т. п. Во всех случаях предполагалось, что с помощью ассоциации можно связать все и вся (установить любую связь), что, однако, было отвергнуто целостной психологией (см. ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) как ошибочное. Место теории ассоциации заняла теория связи гештальтпсихологии.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от позднелат. associatio — соединение) в психологии, связь, образующаяся при определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи — актуализация А.— состоит в том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологич. основой А. считается условный рефлекс.
        Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон, Аристотель). Термин «А.» был впервые введён Л окком (1698), который, однако, обозначил им «...неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма. Одна из распространённых классификаций А. основана на временных условиях их возникновения: если связь между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии содержания психич. образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той А., которая при этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту.
        Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959.
Большой юридический словарь
см. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Энциклопедия Юриста
см. Объединения юридических лиц.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АССОЦИАЦИЯ


будет выглядеть так: Что такое АССОЦИАЦИЯ