|
|
|
|
|
АСАФЬЕВ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним — Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность А. широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в 1919—30 работал в Институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской консерватории. В 1943 переехал в Москву, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР.
Музыкально-научная деятельность А. отличается исключительной широтой интересов, охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о русской классической музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много внимания уделял А. и вопросам современности. Его статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 в. принадлежат к лучшим образцам советской музыкальной критики. А. был талантливым популяризатором, написал ряд статей по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся. Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистической эстетики — об отношении музыки к действительности.
Являясь достойным продолжателем виднейших представителей русской музыкальной критики, А. определил своей деятельностью новый этап в развитии музыкальной науки. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах современных советских, а также многих зарубежных музыковедов.
Композиторское творчество А. включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и камерно-инструментальных произведений. Постоянное место в репертуаре музыкального театра заняли его балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938). Государственная премия СССР (1943, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Избр. труды, т. 1—5, М., 1952— 1957 (в т. 5 даны библиография и нотография); Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании, М.—Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.—Л., 1967; Симфонические этюды, П., 1922; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, М.—П., 1922; Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, М., 1928. Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская музыка от начала 19 столетия, М.—Л., [1930]; «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского, М.—Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.—Л., 1944; Глинка, М., 1947; [2 изд.], М.—Л., 1950; Григ, М.—Л., 1948; Музыкальная форма как процесс, кн. 1—2, Л., 1963; Речевая интонация, М.—Л., 1965.
Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Памяти академика Б. В. Асафьева. Сб. статей о научно-критическом наследии, М.—Л., 1951; Орлова Е., Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Рыжкин И., Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский, Асафьев), в кн.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967, с. 285—362; Jiranek J., Prispevek k teorii a praxi intonacni analyzy, Praha, 1965.
Ю. В. Келдыш.
Б. В. Асафьев.
|
Современная Энциклопедия |
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884 - 1949), музыковед, композитор. Один из основоположников отечественного музыковедения 20 в. Труд "Музыкальная форма как процесс" (1930 - 47), монографии о русской музыке и др. Балет "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др. |
Ономастикон |
см. АСАФОВ |
Русская цивилизация |
Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884 — 1949), русский музыковед, композитор, педагог. В его научном наследии центральной и имеющей принципиально новое значение стала т. н. теория интонации. Рассматривая музыку как одну из важнейших составляющих духовной жизни, Асафьев связывал ее с общекультурными и социальными явлениями. Он обосновал понятие симфонизма как метода, внес значительный вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о музыкальной форме. Перу Асафьева принадлежат фундаментальные работы о творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. С. Прокофьева и др.
В композиторском творчестве Асафьева выделяются его балеты «Пламя Парижа» (1932) и «Бахчисарайский фонтан» (1934). Он автор опер, 4 симфоний, камерно-инструментальных сочинений и музыки к драматическим спектаклям. |
Энциклопедия Отечеcтво |
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949), музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников современной отечественной музыкалькой науки ("Музыкальная форма как процесс", кн. 1-2, 1930-47, и др.). Балеты: "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др. Профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Государственные премии СССР (1943, 1948).
|
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АСАФЬЕВ
будет выглядеть так: Что такое АСАФЬЕВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|