Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АРХИЛОХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Archilochos)
        древнегреческий поэт 2-й половины 7 в. до н. э. Сын знатного гражданина и рабыни. Стихи А., сохранившиеся в отрывках, часто обращены к конкретным лицам. Его поэзия полемически заострена против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славе. Древние считали А. величайшим лирическим поэтом. На его родине было воздвигнуто святилище, от которого уцелели обломки с надписями, содержащими биографию А. и отрывки из его стихов.
         Соч.: Fragments. Texte etabli par F. Lasserre, trad. et comm. par A. Bonnard, P., 1958; Anthologia lyrica Graeca, ed. E. Dichi, 3 ed., Lipsiae, 1952, в рус. пер. — в кн.: Вересаев В., Полн. собр. соч., т. 10, М., 1929, с. 131-57.
         Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.—Л., 1946; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АРХИЛОХ (сер. 7 в. до н.э.) — др.-греч. поэт, уроженец о-ва Парос, крупнейший представит. др.-ионийской лирики. Он писал элегии, басни, гимны и эпитафии. Значит. часть его произв. посвящена воен. быту. Из басен А. до нас неполн. дошли «Лисица и орел» и «Обезьяны».
Античные писатели
    Архилох, Archilochos, с Пароса, ок. 680-ок. 640 гг. до н. э., греческий поэт. Согласно античной традиции, сын аристократа Телесикла и рабыни. Он рано покинул родной остров, который до открытия месторождений знаменитого мрамора был очень беден, и подался на остров Фасос, где добывал средства к жизни сражаясь в качестве наемника с фракийскими племенами. Большое влияние на жизнь и, прежде всего, на творчество А. оказала его, вероятно несчастная, любовь к аристократке Необуле, отец которой сначала отдал ее руку А., но затем отказался от обещания. А. начал преследовать несостоявшегося тестя и его дочь язвительными ямбами и, как гласит легенда, довел всю семью до самоубийства. С А. связана первая точная дата в истории греческой литературы, именно он в одном из своих произведений описал изумление и ужас, охватившие людей при солнечном затмении, которое астрономы датируют 5 апреля 648 г. до н. э. А., вероятно, погиб в сражении на острове Наксос. - Творчество А. собрали александрийские ученые и разделили согласно метрике на элегии (фр.), ямбы (фр.), трохеические тетраметры (фр.), гимны (фр.), эподы (фр.). А первый лирический поэт в истории европейской культуры. Он создавал субъективную поэзию, в которой поэт предстает не как представитель рода или государства, но говорит от своего собственного лица. В творчестве А. находят зеркальное отражение его трезвая, но порой и несдержанная натура, его солдатская жизнь, неопределенность его общественного положения как незаконного сына аристократа. Способность к независимому мышлению и смелому высказыванию своего мнения привела к тому, что А. отбросил героическую традицию, представленную гомеровским эпосом, с её кодексом воинской чести, и описывал в элегиях собственный жизненный кодекс, мерой которого служили потребности наемника, сражающегося не для славы, а ради заработка. Насколько можно судить на основании сохранившихся отрывков, А. выступал как воин и поэт, который не слишком многого ожидает от жизни и не завидует богатым и власть имущим. Идеальным вождем для него был не великолепный атлет в дорогих доспехах, а тот, кто отважен и умеет искусно сражаться. Таким образом, А. первым противопоставил физические достоинства внутренним качествам. Громкую славу А. снискало смелое признание в том, что во время бегства от врага он бросил щит, что, согласно традиции, лишало его звания воина. А. же утверждал, что важнее всего сохранить жизнь, а новый щит всегда можно раздобыть. Это была позиция наемника, который - если верить другому фрагменту - хорош и нужен постольку, поскольку он живет и сражается, а после смерти его предают забвению. Мы часто находим у А. размышления и наставления на тему поступков человека, который должен сохранять спокойствие и самообладание и в радости, и в горе, например, во фрагменте содержащем обращение к самому себе, или в адресованной некоему Периклу элегии на кораблекрушение, в котором погибли многие сограждане А., а также его родственник. Разительный контраст со спокойной, вдумчивой интонацией большинства элегических фрагментов составляют отрывки из ямбов и эподов, отражающие бурные всплески чувств. В них А. воспевал свою великую любовь к Необуле, восхищение её красотой, муки разочарования и ревности, и наконец, сильнейшую ненависть к её отцу Ликамбу, который нарушил обещание отдать ему дочь. Наиболее мощным орудием желчной сатиры А. стали эподы, написанные различными ямбическими размерами, где чередовались два стиха различной длины. Эподы начинались с повествования (басни о животных), чтобы во второй части уязвить острым жалом ненавистного врага. Многие фрагменты имеют непристойное содержание. Из гимнов наиболее известен был Гимн Гераклу, который несколько столетий подряд исполняли в честь олимпийских победителей. Поэзию А. отличают смелость в отборе слов, цельная и выразительная образность. Немного места занимает мифология, Гораздо больше отведено басням народного происхождения. Из народного творчества А. заимствует также богатый репертуар стихотворных размеров, вводя их таким образом в литературу. А. был высоко оценен древними и ставился рядом с Гомером. Влияние, которое он оказал на греческую лирику, соотносимо со значением Гомера для эпоса. Творчеством А. вдохновлялись выдающиеся поэты, среди которых Алкей и Анакреон, позаимствовавшие у него мотив брошенного щита. Тем не менее А. был проклят в Спарте как бесстыдный поэт запятнавший честь воина. В последующие века в нем видели прежде всего насмешника. Александрийские ученые поставили А. во главе списка ямбографов. Ему подражал Каллимах, а поэты Палатинской антологии посвятили немало эпиграмм его язвительной музе. В Риме на него ориентировались Луциллий, Катулл и Гораций, который воспроизвел мотив брошенного щита и в своей книге эподов, построением напоминавшей эподы А., гордился тем, что первый познакомил Рим с паросскими ямбами.
Литературная энциклопедия
[VII в. до христ. эры] — древнегреческий лирик. Р. на о. Паросе; сын аристократа и рабыни. Жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов. А. ярко отобразил в своих стихотворениях, от к-рых остались лишь отрывки, жизненные перипетии отщепенца от своего класса. А. писал эпиграммы, элегии, гимны. Но особенно славились его язвительные ямбы. В стихотворениях А. мы впервые встречаем шестистопный ямб, впоследствии ставший господствующим в греческой и римской драме. А. создал эпод — строфу, состоящую из ямбического и дактилического стиха (архилохова строфа), хорошо известную нам по подражанию Горация. Поэзия А. дала толчок развитию греческой лирики (см. «Древнегреческая лит-ра» и «Стихосложение античное»).
701 Библиография: I. Перевод А.: Вересаев В., «А.», Стихотворения и фрагменты, М., 1915. II. Круазе А. и М., История греческой лит-ры, П., 1916; Зелинский Ф., Древнегреческая лит-ра, т. I, П., 1919; Коган П., Греческая лит-ра, М. — П., 1923.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АРХИЛОХ


будет выглядеть так: Что такое АРХИЛОХ