Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АРРИАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Arrianys)
        Флавий (между 95—175), древнегреческий историк и писатель. Родился в Никомедии (М. Азия). Учился в Греции у философа-стоика Эпиктета. Занимал ряд государственных должностей (в 121—124 был консулом) в Риме. Около 131—137 наместник Каппадокии. А. принадлежат сочинения на филосфоские, исторические, военные, географические и другие темы. Наиболее ценен дошедший до нас «Анабасис Александра» в 7 кн. (рус. пер., 1962) — важнейший источник по истории походов Александра Македонского (См. Александр Македонский). В нём А. использовал труды соратников Александра: Птолемея Лагида, Аристобула, а также первоисточники — письма Александра и придворный дневник. Главное внимание А. уделял военным событиям и описанию географических условий. Из других сочинеий на исторические и географические темы дошли до нас: «Индия» (рус. пер., «Вестник древней истории», 1940, № 2); «Объезд Евксинского Понта» (рус. пер., «Вестник древней истории», 1948, №1). Из философских сочинений сохранились «Воспоминания об Эпиктете» и «Руководство», в которых автор изложил учение Эпиктета, а также два трактата о военном деле и трактат об охоте. От остальных работ А. сохранились лишь названия или фрагменты, главным образом в выписках константинопольского патриарха 9 в. Фотия (среди них «Дела после Александра», «История Парфии», «История аланов», «История Вифинии» и др.).
         Изд.: Flavii Arriani quae exstant omnia, ed. A. G. Roos, v 1—2, Lpz., 1907—28.
         Н. Н Пикус.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АРРИАН, Флавий (ок. 95 — 2-я пол. 2 в. н.э.) — др.-греч. историк и писатель. Род. в М. Азии в г. Никомедии. Учился в Греции у философа-стоика Эпиктета. Жил в Риме, где изучал воен. дело. Ок. 131 — 137 — наместник Каппадокии, отразил нападение аланов. Был консулом и сенатором, затем вернулся на родину, где был жрецом в храме Деметры и Коры. По мировозрению — стоик, по политич. взглядам — сторонник империи. А. принадлежат соч. на филос., ист., географич. и др. темы; большинство из них не сохран.     Наиболее ценен дошедший до нас «Анабасис Александра» в 7 кн. — важнейший источ. по истории походов Александра Македонского. В нем А. использ. труды соратников и современников Александра: Птолемея, Лага, Аристобула, а также первоисточ. — письма Александра и придворный дневник. Гл. внимание уделял воен. событиям и описанию географич. условий. Другие дошедшие до нас труды А.: «Индия», «Описание похода Неарха» и «Объезд Евксинского Понта». До нас дошли «Воспоминания об Епиктете», «Руководство», в к-рых А. изложил учение Эпиктета, 2 трактата о воен. деле, трактат об охоте. От остальных работ А. сохран. и большие и меньшие фрагменты, гл. обр. в выписках константинопольск. патриарха Фотия. Среди них особенно ценны: «Дела после Александра», «История Парфии», «История аланов», «История Вифинии» и др.
Античные писатели
    Арриан, Arrianos, из Никодемии в Вифинии, ок. 95-175 гг. н.э., греческий историк. Грек, римский гражданин, в юности слушал выступления Эпиктета в Никополисе в Эпире. В царствование Адриана исполнял высокие административные должности. В 131-137 гг. был наместником в Кападокии. Тогда же он курировал черноморское побережье; защищал провинции от набегов аланов. Ок. 140 г. осел в Афинах, где был архонтом эпонимом и пританом. Пребывание в Афинах - период его интенсивнейшего литературного творчества. - Самые ранние произведения А. представляют собой философские сочинения, созданные под влиянием учения Эпиктета: Диатрибы Эпиктета (Diatribai Epiktetu; fr.), Разговоры (Homiliai) и Руководство (Encheiridion), которое является компиляцией двух предшествующих. Эти произведения, лишенные стилистических украшений, дают правильное изложение выступлений Учителя и потому представляются чрезвычайно ценными в качестве источника сведений о философии Эпиктета, который не оставил собственных сочинений. Периодом наместничества А. в Каппадокии датируется Плавание по Понту Эвксинскому, т.е. по Черному морю, отчет в форме письма к императору, заключающий в себе описание черноморского побережья, и небольшое сочинение под названием Аланика (Alanike), посвященное тактическим нововведениям, обязанным своим появлением опыту борьбы с аланами. Во время пребывания в Афинах было создано самое значительное произведение А. Поход Александра Великого (Anabasis Aleksandru) в 7 книгах. Это произведение принесло А. славу хорошего историка. В то время, когда эпоху и деяния Александра уже заслонили легенды, А. старается показать Александра и его военные действия объективно, обращаясь с этой целью к самым ранним и наиболее достойным доверия источникам: писаниям Птолемея Лагида и Аристобула, сподвижников Александра. Дополнением к этому сочинению служит Описание Индии (Indike). Оно представляет собой этнографо-географическое описание Индии времен похода Александра. А. опирается в первую очередь на отчет Неарха о морском путешествии из устья Инда до устья Евфрата, а также на Описания Индии Мегасфена и Географию Эратосфена. Исчезло сочинение А. Ta met' Aleksandron (история посталександрийской эпохи) в 10 книгах, описывающее события ближайших лет после смерти Александра. А. опирался в нем на изложение истории диадохов Иеронимом Кардианским. Также не сохранились История Парфии (Parthiaka) в 17 книгах, содержавшая историю парфян и уделявшая особое внимание Парфянским войнам Траяна, и История Вифинии (Bithyniaka; fr.) в 8 книгах, представляющая историю Вифинии до 174 г. до н. э., то есть до смерти Никодема IV, который завещал свое царство Риму. К более мелким историческим сочинениям А. принадлежали 2 пропавшие работы по истории Сицилии и тоже не сохранившаяся биография разбойника Тиллибора. Сохранилось сочинение Об охоте (Kynegetikos), ,опирающееся на аналогичное сочинение Ксенофонта и созданное , вероятно, тоже во время пребывания в Афинах. А. писал на аттическом диалекте, за исключением Описания Индии, где -возможно, по примеру ионийских логографов - воспользовался ионийским диалектом. Образцом для А. был Ксенофонт, которому он подражал не только в малых сочинениях, но и в Походе (название, число книг). Произведения А. не обременены риторикой, написаны лаконично, доступным и ясным языком, что в древности принесло ему славу выдающегося писателя.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АРРИАН


будет выглядеть так: Что такое АРРИАН