Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АРЕОПАГИТИКИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        сочинения религиозно-философского характера, включающие трактаты «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие» и десять писем. А. появились не раньше 2-й половины 5 в. и были подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда название). О неподлинности А., доказывавшейся ещё Лоренцо Балла и Эразмом Роттердамским, свидетельствуют особенности языка, ссылки на более поздние факты церковной истории, зависимость А. от более позднего Неоплатонизма, в частности Прокла. Советский учёный Ш. Нуцубидзе (1942), позднее бельгийский учёный Э. Хонигман (1952) выдвинули гипотезу о том, что автором А. является грузинский мыслитель Петр Ивер. Против этой гипотезы выступил советский учёный С. Данелиа. Идеи А. о непознаваемости и неизреченности божественного существа, об излиянии его в материю в виде световых эманаций, убывающих по мере удаления от божества и угасающих во мраке и небытии материи, о восхождении к божеству путём сверхразумного экстаза, о триедином строении мира и церкви оказали большое влияние на религиозно-философскую мысль Византии и Запада. Наличие в А. диалектических идей (тезис о «бытии бога в его небытии», учение о разных ступенях бытия, отличающихся по степени совершенства, и т.д.), а также пантеистических тенденций определило влияние А. на мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Бруно, Фичино, написавший комментарий к собственному переводу «О божественных именах», Пико делла Мирандола). Неоплатонические идеи А. послужили источником некоторых средневековых ересей. С 14 в. А. получили распространение в России.
         Лит: Скворцов К., Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем Св. Дионисия Ареопагита, Киев, 1871; Хонигман Э., Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, пер. с франц., Тб., 1955; Данелиа С. И., К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита, в сборнике: Византийский временник, т. 8, М.-Л., 1956; Нуцубидзе Ш., Петр Ивер и проблемы ареопагитики, Тб., 1957.
Современная Энциклопедия
"АРЕОПАГИТИКИ", религиозно-философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита. Созданные не ранее 2-й половины 5 века, обнаруживают зависимость от неоплатонизма, особенно от Прокла. Учения "ареопагитики" о Боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказали большое влияние на философскую мысль Византии и Западной Европы.
Орфографический словарь Лопатина
Ареопаг`итики, Ареопаг`итики, -ик
Философский словарь
собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы, а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой систематически продуманное христианское учение: мир — иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом (возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания). А. — синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты. В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический (отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея, что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на лат. язык Эриугеной).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АРЕОПАГИТИКИ


будет выглядеть так: Что такое АРЕОПАГИТИКИ