АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ |
Мультимедийная энциклопедия |
(классический период)
Общая характеристика. Обозначение.
Арабская философия - это традиция философской рефлексии, возникшая и
получившая развитие в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях
преимущественно арабоязычной цивилизации. В наши дни она претерпела
значительную трансформацию в силу новых исторических условий и под
влиянием западной цивилизации и философии. Термин "арабская философия" -
не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и
историки философии говорят также об "исламской философии", "арабо-
мусульманской философии", "философии Арабского Востока" и т.п. В любом
случае эти словосочетания можно рассматривать лишь как таксономические
ярлыки, маркирующие определенный историко-культурный феномен. Трудно
говорить об однозначно выраженных предпочтениях, и все же в арабских
странах и европейском востоковедении скорее ведут речь об "арабской
философии", а в американской науке и исламском мире за пределами
собственно арабских стран предпочитают термин "исламская философия".
Вместе с тем ни о какой однозначности определения говорить не приходится.
Для развития этой традиции немалое значение имело усвоение античного
наследия, а в этом процессе существенная роль принадлежала и неарабам, и
арабам-немусульманам. Точно так же арабскую философию невозможно
представить без того вклада, который внесли в нее неарабские мусульманские
народы, равно как и без культурного наследия доисламских времен. Термин
"арабская философия" поэтому указывает на языковую (примерно так же
говорят о средневековой "латинской философии" Запада), но не этническую
характеристику этого феномена.
Периодизация. Это же касается терминов, намечающих периодизацию
арабской философии. Не существует разработанных понятий, которые имели бы
смысл за пределами западной традиции: вряд ли можно с полным основанием
считать "средневековой" традицию, которая не знала ни классической
древности, ни ее нововременного возрождения. По тем же причинам едва ли
удачен и термин "классический", которым иногда называют ее начальный,
наиболее плодотворный этап. В современной арабоязычной литературе
предпочитают использовать наряду с другими термин "наследие". Так или
иначе, в развитии арабской философии можно выделить три основных этапа:
классический, или средневековый (8-15 вв.); позднее Средневековье (16-19
вв.); современность (вторая половина 19 - 20 вв.).
Состав. В вопросе о том, какие именно направления мысли следует
считать относящимися к арабской философии, также наблюдается разнообразие
подходов. Следуя внешним критериям совпадения с вопросами, обсуждавшимися
в античной философии, прежде всего в аристотелизме и неоплатонизме, и
выработанных там решений, арабскую философию классической эпохи сводят к
арабоязычному перипатетизму. С такой позицией удачно согласуется тот факт,
что только перипатетики использовали в качестве названия своей школы
термин "фалсафа", происходящий от греческого прототипа, равно как и то,
что именно арабоязычный перипатетизм оказал явно выраженное влияние на
средневековую западную философию. С другой стороны, стремятся скорее
увидеть ее внутреннюю сущность, определяемую как общим характером
философии, так и особенностями классической арабо-исламской культуры. При
таком подходе арабская философия оказывается представленной пятью
основными течениями: каламом, арабоязычным перипатетизмом, исмаилизмом,
ишракизмом (философией озарения, или иллюминативизмом) и суфизмом
(исламским мистицизмом). За исключением перипатетизма, все они
представляют собой явления более широкие, нежели философская мысль,
поскольку включают обсуждение вопросов, выходящих за круг собственно
философских, и обозначают мощные политические (как исмаилизм) или духовные
(как суфизм) течения. Одни из них, например исмаилизм и суфизм, сохранили
свое влияние в мире до наших дней, другие (калам) были влиятельны в разных
уголках мусульманского мира, в том числе и в России, в 19 в. едва ли не
меньше, чем в эпоху своего расцвета, третьи (ишракизм), пережив
определенную эволюцию, вошли в качестве существенного элемента в состав
религиозно-идеологических систем современности (например, в бехаизме) или,
слившись с суфийскими идеями, проявляют себя в построениях крупнейших
представителей современной мусульманской мысли. Однако эти
околофилософские и внефилософские феномены следует отличать от собственно
философской рефлексии, которая была выработана каждым из названных
течений. С этих позиций арабская философия видится как самостоятельный
историко-философский феномен, характеризующийся собственным способом
задания проблемного поля и рациональными критериями оценки допустимости
постановки задач в его пределах и правильности их разрешения.
Сформировавшийся на этой основе общий для названных пяти течений и школ
блок проблематики включает вопросы метафизики (Первоначало и его отношение
к множественному миру, модусы существования - несуществования и
соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология
знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек
как наделенный способностью действия и познания, практически-
созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу). Помимо названных
течений, существенную роль в развитии арабской философии сыграли
мыслители, представлявшие иные традиции. Среди них - примыкающее с одной
стороны к неопифагореизму, а с другой - к исмаилитам тайное философское
общество "Братья чистоты и друзья верности" (Ихвн а-аф' ва хуллн ал-ваф',
10 в.), такие околофилософские фигуры, как Аб мид ал-азл (1058-1111) или
Аб айн ат-Тавд (ум. 1023), выдающийся мыслитель Ибн Халдн (1332-1406),
сделавший решительный шаг от историографии к научной истории, поставив
вопрос о критерии истинности и отбора исторических сообщений и этно-
психологических и материальных основаниях исторического процесса.
См. далее
<<АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ>>
<<АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА>>
<<АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ>>
ЛИТЕРАТУРА
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959
Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М.,
1960
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV
вв. М., 1961
Бартольд В.В. Сочинения, тт. 1-9. М. - Л., 1963-1977
Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.
М., 1966
Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между
философией и религией. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2.
М., 1969
Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973
Ибн Туфейль. Повесть о Хаййе ибн Якзане. М., 1978
Роузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе).
М., 1978
Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая
традиция (начальный период). М., 1979
Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. М., 1980
Аль-Газали А.Х. Правильные весы. М., 1980
Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980
Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980
Мухаммад Ибн Муса ал-Хорезми (к 1200-летию со дня рождения). М., 1983
Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983
Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил (познание), ч. I-III. Баку, 1983-1986
Ислам: религия, общество, государство. М., 1984
Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985
Философия и религия на зарубежном Востоке, XX век. М., 1985
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987
Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического
анализа). Душанбе, 1987
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987
Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана: Избранные труды. М.,
1988
Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989
Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана. М., 1989
Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М.,
1990
Ислам. Историографические очерки. М., 1991
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991
Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии
Ибн Араби). М., 1993
Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое
время. М., 1993
Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М., 1994
Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума. М., 1995
Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995
Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998 |
Философский словарь |
совокупность философских учений,разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся араб. языком. Возникновение А. ф. связано с деятельностью мутазилитов (“обособившихся”) — ранних представителей калама (рационального богословия), к-рые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших нек-рые ее догматы. В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. “Неоплатонизированный” ари-стотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой А. ф. — вост. перипатетизма (Перипатетики). Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди — мыслитель, впервые введший в обиход осн. концепции аристоте-лизма. Дальнейшее развитие вост. перипатетизма связано с именами Фараби (870 — 950) и Ибн Сины. В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Бог, утверждали они, есть “необходимо сущее благодаря самому себе”, а проистекающий от него посредством эманации мир — “необходимо сущее благодаря другому” и “возможно сущее благодаря самому себе”; космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т. к. знание бога простирается лишь на универсальное, а не на единичное. Согласно Ибн Сине, универсальное (общие идеи) имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте; материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; “дарителем форм” для “подлунного мира” выступает т. наз. “деятельный разум”, порождающий также человеческие души, к-рые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума. Параллельно с перипатетизмом Фараби и Ибн Сины шло развитие и нек-рых др. философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности, тайной организацией “Чистых братьев”. Др. формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (Суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (Гностики), неоплатонизма и нек-рых вост. религий. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов занимались представители позднего калама — мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874 — 935). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворенности мира и возможности чудес они использовали атомистику. Представителем религиозно-идеалистического направления был Аль-Газали (1059 — till), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы в философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакалли-мов и суфиев. Дальнейшее развитие А. ф. продолжается в Андалусии и Сев. Африке, где вост. перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070 — 1138), Ибн Туфейлем (1110 — 85) и Ибн Рушдом (Аверроэсом), творчество к-рого составляет вершину средневековой А. ф. .Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушд обосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед “широкой публикой”, поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно, и нравственных принципов. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Зап. Европе (Аверроизм). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с к-рыми была возобновлена лишь в конце 19 в. Исключением является творчество сев.-африканского историка Ибн Халдуна (1332 — 1406), одним из первых выдвинувшего требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавшего собственную, социологическую теорию. |
Философский энциклопедический словарь |
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – см. МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. |
|
|