АПОСТЕРИОРИ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(лат. a posteriori, буквально — из последующего)
знание, получаемое из опыта. Такой способ получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в средние века — у Ибн Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Анализ апостериорного познания занимал большое место в системе И. Канта, который полагал, что специальные законы науки могут познаваться только А., тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны (см. Априори).
|
Современная Энциклопедия |
АПОСТЕРИОРИ (от латинского а posteriori, буквально - из последующего), происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори. |
Орфографический словарь Лопатина |
апостери`ори, апостери`ори, неизм. |
Словарь Ожегова |
АПОСТЕРИ’ОРИ [тэ ], нареч. (книжн.). На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори. |
Словарь Ушакова |
АПОСТЕРИ’ОРИ, нареч. (от ·лат. a - от и posterior - последующий) (филос.). На основании уже имеющихся данных, на основании опыта; ант. априори. Умозаключать апостериори. Судить о чем-нибудь апостериори. |
Толковый словарь Ефремовой |
[апостериори]
нареч.
На основании опыта, на имеющихся данных (противоп.: априори). |
История философии. Энциклопедия |
АПОСТЕРИОРИ, (лат. a posteriori, букв. - из последующего) - философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытному" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или "истины факта" в отличие от "истин разума", т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.
А. В. Ванчукевич |
История философии. Грицианов |
(лат. a posteriori, букв. — из последующего) — философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori (‘доопытному’ знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или ‘истины факта’ в отличие от ‘истин разума’, т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания. |
Новый философский словарь |
(лат. a posteriori, букв. — из последующего)
философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытно-му" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластиков. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или "истины факта" в отличие от "истин разума", т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.
А.В. Ванчукевич |
Философский словарь |
(лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из опыта (ср. Априори). |
Философский энциклопедический словарь |
АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori из последующего) – понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта. |
|
|