|
|
|
|
|
АПОЛОГЕТИКА |
Мультимедийная энциклопедия |
раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского
вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь
защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты"
закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих
"апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике,
старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина
Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие
апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин
написал трактат О граде Божием (413-426) в ответ на адресованные
христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от
веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против
язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики,
клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство
стало государственной религией в христианской апологетике не было особой
нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту
христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту
ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого
христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531)
Ф.Меланхтона (1497-1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542-1621),
направленные против протестантских "еретиков".
В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая
необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с
этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических
сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736)
епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства
(1794) архидиакона У.Пейли. В 19-20 вв. поток апологетических сочинений не
иссякал. Цель этих сочинений - показать, что христианская вера не только
не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что,
напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских
прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу,
носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится
постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии,
социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К. Бартом,
считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера
обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами.
Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к
признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна
доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Киприан (Керн), архимандрит. Патрология, т. 1. М., 1996 |
Современная Энциклопедия |
АПОЛОГЕТИКА (от греческого apologetikos - защитительный), раздел богословия, в котором сущность данной религии излагается с целью обращения в нее тех, кто не является ее приверженцем. |
Орфографический словарь Лопатина |
аполог`етика, аполог`етика, -и |
Словарь Ушакова |
АПОЛОГ’ЕТИКА, апологетики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. apologeomai - говорю в защиту) (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения. |
Толковый словарь Ефремовой |
[апологетика]
ж.
1) Раздел богословия, в задачи которого входит защита основных положений религиозного вероучения - религиозных догматов.
2) То же, что: апология. |
Новый философский словарь |
(греч. apologeomai — защищаю)
(1) — в традиционно-историческом значении — собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Из трудов, относящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика или "Христа в философской мантии" (100-167), трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог "Апология" — воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту; (2) — в классическо-богословском значении — базовая отрасль теологии ("основное богословие" в православии, "фундаментальная теология" в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучения посредством рациональной аргументации. Включает в себя изложение системы догматов вероучения (см. Вера), доказательства бытия Божьего, обоснование преимущества защищаемой конфессии по сравнению с другими, критику направленных против нее возражений. Максимально развита в православии и католицизме, заменяясь в протестантизме "учением о принципах"; (3) — в культурологическом и историческом значении — произведения высокопоставленных официальных лиц и светски канонизированных теоретиков, посвященные отстаиванию определенной системы идейных ценностей и идеологических приоритетов (см., например: Марксизм-ленинизм, Митин).
А. А. Грицанов |
Философский словарь |
(греч. apologetikos — защищающий) — отрасль теологии. Цель А. — защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает А., исходя из примата веры над разумом. В состав А. входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя противоречивость А. состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистичной, А. иррационалистична по своему содержанию. Для А. характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм. Совр. религиозная А. тесно связана с буржуазной А. и религиозной философией. В переносном смысле А. — предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АПОЛОГЕТИКА
будет выглядеть так: Что такое АПОЛОГЕТИКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|