АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ |
Мультимедийная энциклопедия |
древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в Тиане в Каппадокии,
возможно, в один год с Иисусом Христом. Аполлоний учился в Тарсе и при
храме Асклепия в Эгах, где стал пифагорейцем. Много путешествовал по Малой
Азии, Индии, Испании, Африке, был в Греции и Риме; следуя традиции
пифагореизма, он был мистиком, однако много выступал перед людьми.
Император Домициан бросил Аполлония в тюрьму по обвинению в измене, но тот
спасся, якобы чудом. Считается, что он основал школу в Эфесе и умер либо
там же, либо на Родосе, либо на Крите, прожив почти сто лет в благочестии
и аскетизме. Единственное сохранившееся жизнеописание Аполлония составлено
Флавием Филостратом ок. 216 н.э. по поручению императрицы Юлии Домны
(супруги Септимия Севера). Как утверждает автор, оно основано на письмах
самого Аполлония и на дневниках его спутника Дамида. В этой книге обычно
видят роман на религиозный сюжет, с небольшим элементом исторической
достоверности. Христиане отвергали ее как еретическую попытку
соперничества с Евангелиями (особенно ввиду совпадения дат рождения,
сходства знамений, связываемых с появлением на свет Христа и Аполлония, и
способности Аполлония творить чудеса). Однако, как и в случае
"мессианской" эклоги Вергилия, история Аполлония, возможно, связана с
широко распространенными верованиями в появление людей на свет при
божественном участии.
ЛИТЕРАТУРА
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985 |
Теософский словарь |
(Греч.) Замечательный философ, родившийся в Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством Евтидема; и Пифагорейскую философию и другие учения - у Евксена из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и ратениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти беспрепятственно - как все Посвященные до и после него. Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, и научился многим из "чудес" в исцелении больных, совершаемых богом медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и скитаниями, посетив Антиохию, Эфасс, Памфилию и другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его близкие ученики бросили его, так как боялись идти в "страну чар". Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен халдеями и Магами - согласно Дамису, рассказ которого спустя сто лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он показал себя истинным Посвященным, в то, что эпидемии и землетрясения, смерти правителей и другие события, им предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея, позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии, хотя они сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую этику, и феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь и многочисленны и хорошо засвидетельствованы. "Как это понять", спрашивает с тревогой Юстин Мученик, "как это понять, что талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют, как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь в преданиях, чудеса Аполлония очень многочисленны и действительно проявлены в теперешних делах?.." ("Quecst.", XXIV). Но ответ на это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, - быть может, остающихся там и по сей день, - которые обучили его непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Менипсом поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом, корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или "магические" силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в Эфессе и скончался достигнув почти столетнего возраста. |
Философский энциклопедический словарь |
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Apollonius Tyana) – неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после Р.Х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безыменного Бога, который не требует жертв. |
|
|