Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АПОКРИФЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. apokryphos — тайный, сокровенный)
        произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в Канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А. христианской церковью; более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин «А.» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. А. делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А. — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. до н. э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др. Христианская церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных А. в свой канон, поэтому некоторые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Некоторые ветхозаветные А. написаны, очевидно, на греческом языке (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском языке (Товит). Фрагменты из ветхозаветных А. найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947—65 в пещерах на побережье Мёртвого моря. Новозаветные А. включают многочисленные евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А. (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет). На грани между новозаветными и житийными Л. — апокрифические деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников.
         В средние века распространение и создание А. чаще всего были связаны с народными антифеодальными движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифической литературы. Христианская церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А. как еретические, в то время как некоторые А. (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и А., так называемые отречённые книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих А. («Хождение богородицы по мукам», А. о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты А. дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги «сокровенные», т. е. апокрифические. Однако некоторые А. вошли в 16 в. в такое церковно-официальное собрание, как «Великие Четьи Минеи». Многие А. сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре). А. нашли отражение в живописи (иконы «Сошествие в ад» и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера А. Серова «Юдифь» и др.).
         Лит.: Яцимирский А. И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с. 28—35; Eissfeld О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl, Тubingen, 1964.
         А. П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд.
Мультимедийная энциклопедия
(греч. apokryphos - сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не входили в Библию. Книги, которые протестанты называют "апокрифическими", у католиков называются "девтероканоническими", а книги, которые называют "апокрифическими" католики, у протестантов могут обозначаться по-разному (наиболее распространенный термин - "апокрифическая литература"). Древнее раввинистическое обозначение неканонических книг - "внешние книги"; термин "апокрифы" ввел в обиход применительно к неканоническим книгам Иероним, создатель Вульгаты. Некоторые из этих книг были написаны на еврейском языке, некоторые - на арамейском или на греческом, а некоторые содержат в себе христианские элементы. Книги, которые протестанты называют апокрифическими, а католики - девтероканоническими, составляли часть английских переводов Библии начиная с 1382. Они были включены в Библию короля Якова (1611), однако в современных стандартных англоязычных изданиях они, как правило, опускаются. Пуритане отказались от них на том основании, что эти книги не входили в первоначальный еврейский канон. Однако в Септуагинте эти книги присутствуют, а Иероним, следуя за Септуагинтой, включил их в Вульгату. Первоначально апокрифы издавались в корпусе канонических ветхозаветных книг, но в 1534 Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык впервые выделил их в особый раздел, помещавшийся между Ветхим и Новым Заветом. Эти книги носят следующие названия: Первая и Вторая книги Ездры, приложения к Книге Даниила (включающие Песнь трех отроков, Историю Сусанны и Повесть о Виле и драконе), прибавления к Книге Есфири, Книга Варуха вместе с Посланием Иеремии, Молитва Манассии, Первая и Вторая книги Маккавейские, Книга Товита, Книга Иудифи, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Книга Премудрости Соломона. Книги, которые называются апокрифическими у католиков, составляют обширный корпус сочинений, авторство и точное время написания которых неизвестны. Некоторые из них сохранились только во фрагментах, а некоторые и вовсе утрачены и известны лишь по упоминаниям у других авторов. Обычно эти сочинения подразделяют на две основных группы: ветхозаветные апокрифы и новозаветные апокрифы, - в зависимости от присутствия или отсутствия в них христианских элементов. Невозможно привести исчерпывающий перечень всех этих сочинений. Но наиболее важными среди ветхозаветных апокрифов считаются следующие: Псалмы Соломоновы, иудейские разделы Сивиллиных книг, книги Еноха, Вознесение Моисея, сирийский Апокалипсис Варуха, греческий Апокалипсис Варуха, книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Мученичество Исайи, Завет Иова, несколько сочинений, посвященных Адаму и Еве, История Иоанна Гиркана и разнообразные легендарные и апокалиптические сочинения. Среди новозаветных апокрифов упоминания заслуживают следующие: Никодимово Евангелие, Евангелие Фомы, Протоевангелие Иакова, Евангелие от египтян и Евангелие от евреев; ряд "деяний", включающих Деяния Иоанна, Деяния Фомы и Деяния Павла, а также - Дидахе, или Учение двенадцати апостолов; многочисленные послания, приписываемые Клименту Римскому, Игнатию Богоносцу, Поликарпу Смирнскому, апостолу Павлу и другим лицам; обширный корпус апокалиптических сочинений, к которым относятся христианские разделы Сивиллиных книг, Пастырь Гермы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Завет Авраама. См. также <<ПСЕВДЭПИГРАФЫ>>. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Современная Энциклопедия
АПОКРИФЫ (греческое apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АПОКРИФЫ — памятники религ. лит-ры, тематич. связанные с произв. канонич. (офиц. признанной) лит-ры, но допускавшие в своих сюжетах или трактовке их толкование, отлич. от офиц. церк. учения. А. делятся на неск. групп. К ветхозаветным относятся сказания о сотвор. мира, об Адаме, Соломоне, Мелхиседеке, о 12 патриархах, о крестном древе и др. К новозаветным А. относятся евангелия Иакова, Никодима и Фомы, апокалипсисы Петра, Павла, «Откровение Варфоломея» и др.; к А. житийного хар-ра — жития Федора Тирона, Георгия Победоносца, Никиты Мученика и т.д. К эсхатологич. А. (о «конце мира») относятся «Хождение богородицы по мукам», «Сказание Мефодия Патарского» и др. Из вопросо-ответных А. наиболее известна «Беседа трех святителей».
Античные писатели
    Апокрифы (гр. apokrypha), произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета создавались со II в. до н. э., а относящиеся к Новому Завету - со II в. н. э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. А. имели двойную цель: изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умалчивает, либо говорит вскользь, а также выразить определенное религиозное содержание. А. служили также средством пропаганды в раннем христианстве, шла ли речь об иудеохристианах, гностиках или еретических сектах. Часто А. содержат откровения, данные отдельным людям. А. развивались, разрастались, в результате мы имеем произведения, демонстрирующие основные этапы развития данного апокрифа. А. сохранились почти на всех языках христианской древности (латинском, греческом, сирийском, армянском, грузинском, эфиопском, старославянском, кельтском и др.). По мере формирования канона Святого Писания , апокрифы оставались за чертой: составлялись списки канонических книг, а также запрещенных апокрифических сочинений. Несмотря на это, апокрифы пользовались огромной популярностью, что нашло отражение, в частности, в народной литературе и в произведениях пластических искусств; сыграли они также важную роль в формировании культуры. К значительнейшим ветхозаветным апокрифам принадлежат: Мученичество Исайи, Псалмы Соломона, Деяния Аикара и др. Переписанные по-арамейски или по-гречески, они сохранились часто только в переводах. Новозаветные апокрифы делятся, подобно самому Новому Завету, на евангелия, деяния апостолов, послания и откровения. Евангелия: Существует группа евангелий, сохранившихся фрагментарно, а также некоторое число логий, то есть повествований о Христе (авторство большинства из них не установлено); самое известное собрание логий - найденное в Наг-Хаммаде Евангелие от Фомы (коптское). Сохранившиеся Евангелия разделяются на рассказывающие о детстве Христа (так называемые Протоевангелие Иакова, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие псевдо-Фомы, восточные евангелия о дествте), евангелия страстей (Евангелие Никодема и цикл Пилата), так называемые Вознесения (сборник описаний вознесения Марии). К евангелиям можно причислить также и Историю Иосифа-мастера. Апокрифические деяния апостолов рассказывают о деятельности апостолов в форме, приближенной к греческому роману. К ним принадлежат деяния Петра, Павла, Андрея, Фаддея, Фомы, Иоанна. К этой же группе можно причислить так называемые Псевдоклиментины. Из апокрифических посланий нужно назвать переписку Христа и Абгара, а также св. Павла и Сенеки. К откровениям принадлежат произведения, связанные со смертью Марии и ее потусторонним путешествием, и откровения Иоанна, Павла и т. д.
Литературная энциклопедия
название, применяемое к большой группе лит-ых памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально ?????? ????????? обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ. эры, когда «????????»
192 стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической лит-ры, при большом разнообразии («евангелия», «деяния апостольские», «апокалипсисы», «откровения», «сказания о ветхозаветных лицах и событиях», «жития-мучения», «сказания о днях недели», «гадания») отличаются обилием вымысла и часто — там, где они не носят, как в категории «гаданий», узкопрактического характера — высокой поэтичностью. Отсюда понятна популярность А. особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью. На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских «хождений» — игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи. Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение; началось в Болгарии в X в.; признает два начала мирового порядка — доброе и злое, причем к злому относит все вещественное; проповедует аскетизм и анархию; родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает «болгарские басни», но воздействие этих «басен», т. е. ложных, вымышленных писаний, помимо лит-ого, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания. Благочестивое по фабуле содержание большинства А. вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической; есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр. Василий Калика в «Послании о земном рае», между 1344–1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр. Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг — близкий к бытовой практике, а с конца XV в. сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому
193 и дополнялась русская «статья о книгах ложных» (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл. обр. руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы: а) тексты, дополняющие Библию: об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные); евангелия Иакова, Фомы («детства Христова»), Никодима («страстей Христовых»), деяния апостольские — Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др. легендарные сказания о Христе; прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные); б) тексты типа житий-мучений: Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты; в) сказания о рае: легенды о Макарии, Зосиме, Агапии; г) вопросо-ответы-загадки: «Беседа трех святителей»; д) тексты эсхатологического характера: «Плач Иеремии», «Откровения» Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской. Библиография: Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн. МНП., СПБ., 1875, IV; 1876, II, III, IV, VI; 1877, II, VI; Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898; Сперанский М. Н., История древнерусской лит-ры, М., 1920; Jagic U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, «Arch. fur slav. Philol.», B. I, H. I, Berlin, 1875. А. Д. Седельников
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АПОКРИФЫ


будет выглядеть так: Что такое АПОКРИФЫ