|
|
|
|
|
АПАТИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от греч. арatheia — бесстрастие)
1) в обычном значении слова — безразличное, безучастное отношение к окружающему. 2) В медицине — болезненное состояние, выражающееся в безразличии, в безучастном отношении к происходящему, в отсутствии внешних проявлений эмоциональных реакций (паралич эмоций). Нередко А. сопряжена с абулией (апато-абулический синдром) — общим снижением психической активности. Такие больные малоподвижны, неразговорчивы, безынициативны. Апато-абулический синдром наблюдается при некоторых душевных заболеваниях, а также при функциональных расстройствах нервной системы. Проводят лечение заболевания, вызвавшего А., а также применяют стимуляторы нервной деятельности. 3) В античной философии — одно из основных понятий этики Стоицизма, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. По учению стоиков, «страсть» — неразумное движение души, характеризующееся уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец должен быть свободным от страстей и чувств страха и печали. Впервые это учение было развито представителем мегарской школы (См. Мегарская школа) Стилпоном, а вслед за ним — Зеноном (См. Зенон Элейский) из Китиона (4—3 вв. до н. э.).
|
Современная Энциклопедия |
АПАТИЯ (от греческого apatheia - бесстрастие), 1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; болезненное состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции (наблюдается при шизофрении, опухолях головного мозга, кахексии и др.). 2) Одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АПАТИЯ — в этике стоиков — полное освобожд. от эффектов и страстей, идеал. нравствен. состояние, к к-рому должен стремиться человек. |
Медицинская энциклопедия |
(apathia; греч. apatheia бесчувственность; син.: анормия, атимормия, болезненное безразличие)
расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и бездеятельностью. |
Орфографический словарь Лопатина |
ап`атия, ап`атия, -и |
Словарь Даля |
жен., ·*греч. бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, обломовщина (от повести Гончарова). Апатичный, апатический, бесстрастный, равнодушный, косный и пр. |
Словарь Ожегова |
АП’АТИЯ, -и, жен. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию.
прил. апатический, -ая, -ое. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. лень |
Словарь Ушакова |
АП’АТИЯ (апатия ·устар.), апатии, ·жен. (от ·греч. apatheia - бесчувственность). Равнодушие, холодность, бездеятельность, вялость. Чувствовать полнейшую апатию к делу. Мною овладела апатия. Находиться в состоянии апатии. |
Толковый словарь Ефремовой |
[апатия]
ж.
Состояние глубокого безразличия, равнодушия. |
Большой психологический словарь |
(от греч. apatheia — бесчувственность).
1. Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».
2. В философской литературе А. может пониматься в позитивном смысле — как выдвинутый древнегреч. философами-стоиками нравственный идеал личности, способной не стремиться к наслаждениям, не страшиться и спокойно переносить лишения и страдания (греч. pathos переводится как чувство, страсть), руководствоваться исключительно разумом. Ср. атараксия. (Б. М.) |
Краткий психологический словарь |
(от греч. apatheia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.
-
Фабри Курт Эрнестович |
Словарь практического психолога |
— Состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной. Формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, иногда возникает при некоих органических поражениях мозга головного. Может наблюдаться при слабоумии, бывает следствием продолжительного заболевания соматического. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
АПАТИЯ (от греч. apatheia - бесстрастие) - англ. apathy; нем. Apathie. 1. Безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при к-ром снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции. 2. В этике стоиков - полная свобода души от страстей и аффектов. |
Философский словарь |
(греч. apatheia — бесстрастие) — состояние безразличия, отсутствие побуждений к к.-л. действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под А. понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. Очевидно, что на стоиков повлияли вост. религиозно-философские взгляды, в частности учения буддизма и джайнизма о нирване как абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души. |
Философский энциклопедический словарь |
АПАТИЯ (от греч. apдtheia – бесстрастие) – безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(греч. , букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ? — отрицат. частица и — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков, обозначавший способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководствуясь одним только разумным нравств. законом.
см. Стоицизм. |
Лексикон прописных истин |
Одолевает людей в жарких странах. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АПАТИЯ
будет выглядеть так: Что такое АПАТИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|