АНТРОПОМОРФИЗМ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от Антропо... и греч. morpho — вид)
уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Наивно-догматический А. представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д. (земля спит, небо хмурится и т.п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке современных культурных народов (например, безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в настоящее время свойствен только психике ребёнка, у взрослых людей он является обычно признаком Инфантилизма. Наивно-догматический А. перерастает в религиозный А. — перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религиозных представлений о богах и других сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.
Элементы А. иногда проникают и в научное познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, например, термины «работа», «напряжение» и т.п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А. вытесняется научным мировоззрением, хотя в некоторых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (например, в зоопсихологии). Некоторые исследователи наделяют животных человеческими мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной («продолжительность жизни» частиц и пр.), технической, в частности кибернетической, литературе антропоморфное употребление понятий (машина «запоминает», «решает задачу» и т.п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу.
В. А. Костеловский.
|
Мультимедийная энциклопедия |
приписывание человеческого облика и свойств Богу.
Первобытное мышление наделяло природные явления и объекты некой
разумной жизненной силой, подобной той, которую человек ощущал
в себе самом. Эти воззрения получили название анимизма. Истоки
религиозного мироощущения можно усмотреть в первых попытках
человека воздействовать на эту одушевленную жизненную силу
средствами убеждения или мольбы. Позднее объекты поклонения
стали наделяться и человеческим обликом, поэтому большинство
религий (особенно в их ранней народной форме) можно
охарактеризовать как антропоморфные. Гомеровские боги мыслились
не чуждыми человеческих чувств и даже человеческих недостатков.
Древний библейский Бог разговаривает с Адамом, прогуливаясь "в
раю во время прохлады дня". В 6 в. до н.э. антропоморфизм
критиковал Ксенофан, с подобной же критикой выступил его
современник Девтероисайя (Ис 44:9-20), апеллирующий к запрету
на идолопоклонство, содержащемуся в одной из десяти заповедей.
Уничтожающая критика гомеровского антропоморфизма во 2 и 3
книгах Государства Платона основана на возражениях
нравственного и рационального характера.
В своем развитии и философия, и религия отходят от
антропоморфизма. Это справедливо и для греческой, и для
иудеохристианской традиций, и особенно для индуизма.
ЛИТЕРАТУРА
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990 |
Современная Энциклопедия |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греческого morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. |
Медицинская энциклопедия |
(Антропо- + греч. morphe форма, вид)
приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку. |
Орфографический словарь Лопатина |
антропоморф`изм, антропоморф`изм, -а |
Словарь Ожегова |
АНТРОПОМОРФ’ИЗМ, -а, муж. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека.
прил. антропоморфический, -ая, -ое. |
Словарь Ушакова |
АНТРОПОМОРФ’ИЗМ, антропоморфизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. anthropos - человек и morphe - вид) (научн.).
1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению.
2. Представление божества в образе человека. |
Толковый словарь Ефремовой |
[антропоморфизм]
м.
Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, предметы, мифические существа. |
Большой психологический словарь |
(от греч. anthropos — человек + morphe — вид, образ) — приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является — силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию «идолы рода», считая, что в них выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».
С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности — механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.
Антропоморфизм эстетический — творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.) |
Краткий психологический словарь |
(от греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.
-
Фабри Курт Эрнестович |
Психологический словарь (И.М.Кондаков) |
Этимология.
Происходит от греч, anthropos - человек + morphe - вид, образ.
Категория.
Система мировоззренческих представлений.
Специфика.
Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов. |
Словарь практического психолога |
— Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (см. антропопсихизм). |
Теософский словарь |
(Греч.) От "антропос" - человек. Наделение бога или богов человеческой формой и человеческими свойствами или качествами. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ап-thropos - человек и morphe - форма, вид) - англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. см. АНИМАТИЗМ, АНИМИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ФЕТИШИЗМ. |
Философский словарь |
(греч. anthro-pos — человек и morphe — форма) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в А. особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение А. в религии Фейербах. А. связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству совр. религий; в исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимаются попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм и т. д.). Антропоморф-ность присуща также н отдельным научным понятиям (напр., сила, энергия, управление и т. д.). Однако этот “семантический” А. не исключает их объективного содержания. |
Философский энциклопедический словарь |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(от греч. — человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А. характерен для религ. мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр. научно-технич., в частности кибернетич., литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие деятельности человека и действий машины.
см. ст. Религия и лит. к ней. |
|
|