Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНТРОПОЛОГИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значительными представителями материалистического А. были К. Гельвеций, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й половины 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель (См. Шелер)). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером, одним из создателей современной идеалистической философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа». Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологический принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология.
        
         Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967.
         Э. Ю. Соловьев.
Орфографический словарь Лопатина
антрополог`изм, антрополог`изм, -а
Краткий психологический словарь
(anthropos — человек и logos — учение) — научная концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. Поэтому «человек» в А. является основной мировоззренческой категорией и именно исходя из его точки зрения должно проводиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Так как в деятельности человека участвуют, обеспечивая ее, все продуктивные силы, то и познание человека, его психической жизни (см. психика), его творчества дает ключ ко всем тайнам и законам природы и общества. Многие психологичес кие теории исходили в своих теоретических взглядах из А. — психоанализ, экзистенциализм (см. экзистенциальная психология), прагматизм. Эта точка зрения была очень характерна для большинства отечественных психологических и философских концепций (Чернышевский, Соловьев, Лосский, Франк).
-
Марцинковская Татьяна Давыдовна
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthro-pos - человек и Zogos - наука, слово-учение) - англ. anthropologism; нем. Anthropologismus. Филос. ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представлена экзистенциализмом, филос. антропологией и др.; в социологии - попытка построить концепцию общества, исходя из определенного понимания сущности человека.
Новый философский словарь
философское течение, которое рассматривает понятие "человек" в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек — исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени — Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип. Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на "тело" и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике.
Е.В. Петушкова
Философский словарь
(греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд .на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам. Подчеркивание единства человека н природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17 — 18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека, был частью идейного обоснования буржуазной революции. Ограниченность А. — в абстрактном понимании человека, недо-оцекке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего... индивиду” (Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека. А., по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективно-психологических особенностях “природных индивидов”. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм философия жизни, философская антропология), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм,социобиология), психологии (фрейдизм) и др.
Философский энциклопедический словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthropos – человек и logos – понятие) – учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от греч. — человек и — слово, понятие, учение), филос. концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалистич. взгляды. Наиболее значит. представителями материалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и Чернышевский. Ввёл и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются идеалистич. варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование совр. идеалистич. филос. антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа».
        Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике.
        см. также ст. Философская антропология и лит. к ней.
        Энгельс ?., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Корн е-е в П. В., Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. философия 20 в., М., 1974, с. 162—81.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНТРОПОЛОГИЗМ


будет выглядеть так: Что такое АНТРОПОЛОГИЗМ