Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНТОНОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Антонович
        Владимир Бонифатьевич [18.2(2.3).1834, Махновка Бердичевского уезда Киевской губернии, — 8(21).3.1908, Киев], украинский историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников украинской буржуазной историографии. В 1863—80 главный редактор «Временной комиссии для разбора древних актов» в Киеве. Профессор русской истории Киевского университета (1878). Руководил изданием «Архива Юго-Западной России», выпустил несколько томов с вступительными монографиями (ч. 3, т. 1 и 2 — О казачестве; ч. 3, т. 3 — О гайдамачестве; ч. 5, т. 1 — О городах). Исследования по истории Украины и Литовско-Русского государства составили специальный сборник «Монографии по истории Западной и Юго-Западной России» (т. 1, 1885). Работы по археологии Украины: «Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян» (1893), «Археологические карты» Киевской (1895) и Волынской (1900) губерний. Совместно с М. П. Драгомановым издал «Исторические песни малорусского народа» (т. 1—2, 1874—75). Вопросы социальной истории А. рассматривал с идеалистических позиций, в плоскости действия абстрактных начал — общинного, дружинного, княжеского. А. противопоставлял украинский народ русскому, идеализировал казачество, выдвинул националистическую теорию о бесклассовости и «демократизме» украинского народа.
         Лит.: Довнар-Запольский М. В., Исторические взгляды В. Б. Антоновича, в его кн.: Из истории общественных движений в России, 2 изд.. К., 1910.
II
Антонович (наст. фам. Антонович-Будько)
        Даниил Исидорович [р. 10(22).12.1889, Белополье Харьковской губернии], украинский советский актёр, народный артист СССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский музыкально-драматический институт им. Лысенко. Сценическую деятельность начал в Киевском театре им. Шевченко. С 1926 актёр Харьковского театра им. Шевченко (б. театр «Березiль»). Одним из первых актёров создал в украинском театре образы большевиков. Большое место в творчестве А. занимают роли в пьесах А. Е. Корнейчука: Гайдай («Гибель эскадры»), Берест («Платон Кречет»), Тарас Голота («Правда»), Макар («Макар Дубрава») и др. Среди других ролей: Железняк («Гайдамаки» Шевченко), Ярослав («Ярослав Мудрый» Кочерги), Швиденко («Генерал Ватутин» Дмитерко), Тихон («Гроза» Островского), Кошкин («Любовь Яровая» Тренева). С 1949 ведёт педагогическую работу в Харьковском театральном институте (с 1957 — профессор). Государственная премия СССР (1948). Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами.
        Д. И. Антонович.
        Д. И. Антонович в роли Тихона («Гроза» А. Н. Островского).
III
Антонович
        Максим Алексеевич [27.4(9.5).1835, Белополье Харьковской губернии, — 14.11.1918], русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Окончил Петербургскую духовную академию в 1859. В 1862 вёл отдел «Русская литература» в журнале «Современник». В статьях по философии и естествознанию, как материалист и сторонник дарвинизма, опираясь на рефлексологию Сеченова, выступал против идеализма Канта и Шопенгауэра, боролся с русскими идеалистами — П. Юркевичем, Н. Страховым и др., с идеями «почвенничества» журналов Ф. М. Достоевского «Время» и «Эпоха», выступал за демократическую, разночинскую литературу. Однако А. вульгаризировал принципы материалистической эстетики Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, что сказалось в его отрицательной оценке произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. В полемике с журналом Д. И. Писарева «Русское слово» А. упрощал принципы революционного демократизма. С закрытием «Современника» (1866) отошёл от активной литературно-общественной деятельности. Позднее выступал против декадентского искусства.
         Соч.: Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, Л., 1938; Избр. философские сочинения, М., 1945; Литературно-критические статьи. Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Г. Е. Тамарченко, М.— Л., 1962.
         Лит.: Шишкина А. Н., Антонович, в кн.: История русской критики, т. 2, М.—Л., 1958; Пеунова М. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича, М., 1960; Козьмин Б. П., «Раскол в нигилистах», в его кн.: Из истории революционной мысли в России, М., 1961; Лебедев А., Чернышевский или Антонович, «Новый мир», 1962, № 3; Чубинский В., Надуманный вопрос и несостоятельные ответы, «Русская литература», 1962, № 3; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М.—Л., 1962.
Литературная энциклопедия
Максим Алексеевич [1835–1918] — лит-ый критик «Современника» [1859–1866]. Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: «Время» и «Эпоха», с журн. Писарева: «Русское слово» и др. Обратила на себя внимание его статья «Асмодей нашего времени» (критика образа Базарова). После ссоры с Некрасовым А. вынужден был на время совершенно оставить лит-ую деятельность и отдался естественно-научным занятиям (геологии). Как критик А. — типичный представитель мелкобуржуазной радикальной интеллигенции. Библиография: Венгеров, Критико-биографич. словарь, т. I, СПБ., 1889; Иванов И. И., История русск. критики, кн. II, ч. IV, СПБ., 1900; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, СПБ., 1909; Михайловский, сочин., т. IV; Кирпотин, В., Публицистич. деятельность А. до ареста Чернышевского, «Под знам. марксизма», 1928, VII-VIII.
Философский словарь
Максим Алексеевич (1835 — 1918) — рус. философ-материалист, публицист, демократ, соратник Чернышевского и Добролюбова, сотрудник “Современника” (с 1859). В статьях сСовременная философия” (1861),“Два типа современных философов” (1861), “О гегелевской философии” (1861), “Единство сил природы” (1865) и др. явился одним из выразителей материалистических взглядов, отстаиваемых редакцией “Современника”. А. критиковал априоризм и агностицизм Канта, гегельянство (Н. Страхов, Чичерин), шеллмигнанство А.- Григорьева, идеалистические воззрения Юркевича, Гогоцкого н др., славянофильские теории, взгляды Михайловского. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского А. выдвигал требования улучшения материальных условий жизни трудящихся, распространения грамотности н получения политических свобод; обосновывал необходимость радикальных изменений социальных порядков в России, критиковал теорию “Чистого искусства”. После закрытия журнала (1866) продолжал пропаганду материализма и естественнонаучных знаний в периодической печати, умело используя достижения естествознания (работы Сеченова, Дарвина и др.). Написал книгу “Чарлз Дарвин и его теория” (1896). В 1909 выступил с критикой сборника “Вехи”, призывая возродить традиции литературной критики 60-х гг. (Чернышевского и др.). А. порой упрощал концепции своих учителей; его материализм был в целом созерцательным, метафизическим.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНТОНОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое АНТОНОВИЧ