|
|
|
|
|
АНГЕЛ |
Мультимедийная энциклопедия |
сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
В иудео-христианской традиции слово "ангел" указывает не на
природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или
роль, так как и еврейское "мал'ах", и греческое aggelos
означают просто "вестник", неважно - небесный или земной.
Помимо слова "мал'ах", в Ветхом Завете используется ряд других
оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд
ангелов: "сыны Бога" (Иов 1:6), "сыны Крепкого" (Пс 89:6),
"бодрствующие" (Дан 4:14), "могучие" (Иоил 3:11, в Синодальном
переводе - "герои"), "святые" (Зах 14:15). Три выражения,
"воинство небесное" (Втор 17:3), "воинство Господне" (Ис Нав
5:14) и "воинство выспреннее на высоте" (Ис 24:21),
предполагают организацию великого множества ангелов как
небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных
существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил
(10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие
в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и
архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил
выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы
святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов 12:15). В
Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16)
и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в
псевдэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха,
а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная
ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими
подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд,
мидраши и каббала).
В Новом Завете, помимо основного термина aggeloi, т.е.
"вестники", имеются упоминания о "духах" (Евр 1:14),
"начальствах" и "силах" (Рим 8:38; Еф 6:12), "престолах" и
"господствах" (Кол 1:16). Михаил именуется здесь архангелом
(Иуд 9). Иисус часто упоминает ангелов, указывая, что они не
имеют пола (Мф 22:30), а однажды говорит об ангелах-хранителях
(Мф 18:10), хотя и не утверждает, что к каждому младенцу
приставлен свой ангел. К злым ангелам причисляются ангелы,
согрешившие и падшие вследствие своей гордыни (2 Петр 2:4 и Иуд
6). В Библии не содержится прямых указаний на то, что у ангелов
имеются крылья.
Иудео-христианская ангелология была заимствована исламом.
Современные представления об облике ангелов у людей
англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона
Мильтона.
См. также
<<АРХАНГЕЛ>>;
<<ГАВРИИЛ>>;
<<МИХАИЛ>>;
<<РАФАИЛ>>;
<<СЕРАФИМЫ>>;
<<ХЕРУВИМЫ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АНГЕЛ — в антич. религии и миф. А. как вестник богов — одно из звеньев цепи «животные — боги — люди». В вост., прежде всего апокалипсич. и гностич. мистериал. культах, а также в христианстве А. выступает как смешанные существа. Наряду с героями и демонами они составл. окружение греко-рим. богов, позже — в иудаизме и христианстве — А. считались покровит. людей и помощн. богов. Неоплатонич. учение Порфирия об А. было связано с иудейск. апокалипсисом. Изображ. А. как крылатых существ восходит к их вост. прообразам. Прототипом А. часто считают Нику. |
Орфографический словарь Лопатина |
`ангел, `ангел, -а |
Словарь Даля |
муж. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит; день ангела, именины. По злоупотреблению, ангелом и ангелом во плоти называют не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают, кому льстят. В этом значении слышим: ангелочек, ангельчик, ангелушка, ангеленок, ангеленочек и пр. Ангел помогает, а бес подстрекает. Ангел встречу, привет на пути. Ангел за трапезу, привет за столом, как: хлеб-соль. Доброму делу и ангелы небесные радуются. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. Хоть со ангелы ликуй, только нас минуй, дай Бог тебе быть полковником, да не в нашем полку. Ангел за душою усопшего полетел, поверье о маньяках, падающих звездах. Человек - не ангел (не Бог). Нельзя быть ангелом, оправдание; ответ: да не надо быть и диаволом. В людях - ангел, а дома - черт (бес). Тихий ангел пролетел, все вдруг замолчали. Его ангел-хранитель спас, уберег. Окрест боящихся Бога ангел Господень ополчается. Ангелов облик. Она скончалась с ангельскою улыбкою. Ангельское имя, крестное, крещеное. Ангельскою кротостию да тростию по кости, злой ханжа. Ангельски каемся, да не ангельски согрешаем. Ангелообразный, ангеловидный, ангеломудрый, ангелонравный и пр. понятны по себе. Ангельский образ, монашество; великий образ, схима. Ангельствовать, монашествовать, схимничать. Ангелика, самое рослое у нас бурьянное растение из семейства зонтичных; купырь, дягиль; Angelica Archangelica, дягиль аптечный, вонючий, дудочник, пушка, подрянка, кукотина; Angelica montana, почка полевая, коровки; Angelica sylvestris, коровник, коровки, купырь или дягиль красный, снить, блекот, штотун, стотон |
Словарь Ожегова |
’АНГЕЛ, -а, муж.
1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А.-хранитель кого-чей-н. (оберегающий данного человека ангел или святой, имя к-рого человек носит, а также перен.: вообще тот, кто защищает, оберегает кого-н.). Падший а. (изгнанный из рая; также перен.: о грешнике). А. смерти (являющийся за душой умирающего). А. помогает, а бес подстрекает (стар. посл.).
2. перен. О человеке как воплощении красоты, доброты. А. кротости, чистоты, невинности.
3. обычно в сочет. с мест. «мой», «наш». Ласковое обращение (устар. разг.). Прощайте, а. мой.
• День ангела то же, что именины. Поздравить с днём ангела. Подарок в день ангела.
Поздравить с ангелом с днём ангела.
Ангела из терпения выведет кто (разг.) очень раздражает, надоедает кто-н.
Тихий ангел пролетел о наступившем молчании, тишине.
Не ангел кто (разг. неод.) о том, кто не отличается добротой, положительными качествами. Муж у неё далеко не а.
уменьш. ангелочек, -чка, муж. (к 1 знач.; ангел-дитя), ангелок, -лка, муж. (к 1 знач.; устар. обычно об изображении маленького ангела) и ангельчик, -а, муж. (к 3 знач.; устар.).
прил. ангельский, -ая, -ое (к 1 знач.). А. глас. А. лик (хор ангелов). А. чин (одна из ступеней иерархии, образующих триаду, или ангельский лик 2). |
Словарь синонимов Абрамова |
Серафим, Херувим, Ангел-хранитель, Архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др.). Прот. "Дьявол, Бес". См. апогей, образцовый |
Словарь Ушакова |
’АНГЕЛ, ангела, ·муж. (·греч. aggelos, ·букв. вестник).
1. В религиозной мифологии - бесплотное существо, исполняющее приказания бога.
2. Идеал чего-нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего-нибудь (·разг., с оттенком восхищения; ·устар. ). Ангел красоты.
Ласковое обращение к любимому человеку. Ангел мой (перевод ·франц. mon ange).
3. Святой, имя которого носит кто-нибудь (церк.).
Именины (·разг. ·устар. ). Поздравление с ангелом. |
Толковый словарь Ефремовой |
[ангел]
м.
1) Сверхъестественное - по религиозным представлениям - существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши).
2) перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-л. положительного.
3) Употр. как поэтический символ благой вести. |
Этимологический словарь Крылова |
Заимствовано из старославянского, который взял это слово из греческого, где aggelos – буквально "вестник, посол" – ведь именно такое значение имеет это слово: "посланник Божий, объявляющий Его волю". |
Лексикон прописных истин |
Превосходно применяется в любви и в литературе. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АНГЕЛ
будет выглядеть так: Что такое АНГЕЛ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|