Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНДРЕЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Андреев
        Александр Игнатьевич (12.3.1887 — 12.6.1959), советский историк, доктор исторических наук (1940), профессор (1945). В 1916 окончил Петербургский университет. С 1913 работал в Постоянной исторической комиссии Академии наук. В 30—50-х гг. сотрудник Института истории и Историко-архивного института. Специалист по истории Сибири. Автор работ по истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океане («Экспедиция В. Беринга», «Роль русского военно-морской флота в географических открытиях XVIII и XIX—XX вв.», и др.), по истории АН СССР и русской науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Издал ряд важных исторических источников («Письма и бумаги Петра Великого», т. 7, в. 2, т. 8, в. 1, 1946—48, некоторые сочинения М. В. Ломоносова, географические труды и письма В. Н. Татищева и др.).
         Лит.: К 70-летию проф. А. И. Андреева, «Изв. Всесоюзн. геогр. общества», 1957, т. 89, № 3; Сербина К. Н., А. И. Андреев, в кн.: Вопр. экономики и класс. отношений в Рус. государстве XII—XVII вв., М.—Л., 1960.
II
Андреев
        Андрей Андреевич (р. 30.10.1895), советский партийный и государственный деятель. Член КПСС с 1914. Родился в деревне Кузнецове Сычёвского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. В 1914 рабочий патронно-гильзовых мастерских в Петрограде. В 1915—17 член Петроградского комитета РСДРП(б), один из организаторов Петроградского союза металлистов, делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской партийной конференции. Активный участник Октябрьской революции. Участвовал в работе 2-го Всероссийском съезда Советов. В 1917—19 вёл партийную и профсоюзную работу на Урале и на Украине. В 1920—22 секретарь ВЦСПС. В 1922—27 председатель ЦК союза железнодорожников. На 9-м, 11—20-м съездах избирался членом ЦК партии. В 1924—25 секретарь ЦК ВКП(б). В 1926—30 кандидат, в 1932—52 член Политбюро ЦК ВКП(б). В 1927—30 секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). В 1930—31 председатель ЦКК ВКП(б), нарком РКИ СССР и заместитель председателя СНК СССР. С 1931 по 1935 нарком путей сообщения СССР. В 1935—46 секретарь ЦК ВКП(б). В 1938—45 председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. В 1939—52 председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1943—46 нарком земледелия СССР. В период Великой Отечественной войны занимался также вопросами военных перевозок, работы ж.-д. транспорта и обеспечения армии тёплым обмундированием. В 1946—53 заместитель председателя Совета Министров СССР. Член Президиума Верхнего Совета СССР с 1953. С июля 1962 советник при Президиуме Верхнего Совета СССР. Награжден 4 орденами Ленина, а также медалями.
        А. А. Андреев.
III
Андреев
        Борис Федорович [р. 27.1(9.2).1915, Саратов], русский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1948. В 1937 окончил Саратовский театральный техникум. Первые роли в кино — Назар Дума («Трактористы», 1939) и Харитон Балун («Большая жизнь», 1940). А. играл простых, добродушных парней; в этих и последующих фильмах актёр воплотил душевную щедрость, широту русского народного характера. Такими были Саша Синцов («Два бойца», 1943), Бурлюк («Сказание о земле Сибирской», 1948) и др. В 50-е гг. в репертуаре А. главное место заняли драматические роли. Крупнейшие работы А.: Савва Зарудный («Поэма о море», 1958), Лазарь Баукин («Жестокость», 1959), генерал Глазунов («Повесть пламенных лет», 1961), Россомаха («Путь к причалу», 1962). В 1963 сыграл роль Вожака в фильме «Оптимистическая трагедия» (по одноименной пьесе Вс. Вишневского). Государственная премия СССР (1948, 1950). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, а также медалями.
         Лит.: Колодяжная В., Народный артист РСФСР Борис Федорович Андреев, М., 1951.
        Б. Ф. Андреев.
        Б. Ф. Андреев в роли Вожака в фильме «Оптимистическая трагедия».
IV
        Василий Васильевич [14(26).1.1861, имение в Бежецком уезде Тверской губернии, — 26.12.1918, Петроград], русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (основан в конце 1886 — начале 1887 в Петербурге). С оркестром А. успешно концертировал с 1898 в России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). По инициативе и при участии А. были созданы С. Налимовым балалайки разных размеров и диапазонов, Ф. Пассербским — первые усовершенствованные домры, организованы многие оркестры русских народных инструментов. Деятельность А. высоко ценили Л. Н. Толстой, М. Горький, И. Е. Репин, П. И. Чайковский и др. А. — автор концертных пьес для балалайки (вальсы и др.), школы игры на балалайке (1894). Имя А. присвоено народному оркестру Ленинградского радио.
         Соч.: К вопросу о русской народной музыке, СПБ, 1899; Справочник или краткое руководство для оборудования великорусского оркестра, П., 1916.
         Лит.: Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962.
        В. В. Андреев.
V
Андреев
        Виктор Семёнович [р. 3(16).9.1905, Харьков], советский архитектор. Член КПСС с 1951. Окончил архитектурный факультет Харьковского художественного института (1930). В 1943—57 преподавал в Московском архитектурном институте. Работы: административное здание на ул. Горького в Москве (1949; Государственная премия СССР, 1949), выставочные павильоны СССР в Вене (1952) и Пекине (1953—54), посольства ЧССР (1952—54) и КНР (1956—59) в Москве. С 1962 руководит планировкой и застройкой крупных московских жилых районов — Медведково и Свиблово. Награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.
VI
Андреев
        Иван Иванович (1880 — 16.12.1919), русский химик-технолог, основатель азотной промышленности в России. В 1899 поступил в Петербургский университет, но, как участник революционного движения, вынужден был уехать в Карлсруэ, где получил диплом инженера-химика в политехническом институте. По возвращении на родину занимался научно-техническими исследованиями. В связи с задачами оборонной промышленности в 1915 исследовал условия получения азотной кислоты окислением аммиака в присутствии катализатора. В результате в 1917 был пущен первый русский завод для получения азотной кислоты и аммиачной селитры по способу А.
         Соч.: Исследования в области азотных соединений, П., 1921 (Труды Комиссии по связанному азоту при ВСНХ, в. 7).
         Лит.: Гамбург Д. Ю., Основоположник азотной промышленности России И. И. Андреев, «Успехи химии», 1945, т. 14, в. 3.
VII
Андреев
        Леонид Александрович (1891—1941), советский физиолог и хирург. Профессор МГУ (с 1937). В 1914 окончил Казанский университет. В 1921—31 работал в лаборатории И. П. Павлова и одновременно в клинике хирурга С. П. Федорова. В 1931 был командирован Павловым в Канаду на 2 года для разработки основ патогенеза тугоухости. В 1934—41 возглавлял организованную им лабораторию физиологии и патологии слуха ВИЭМ. Основные труды в области высшей нервной деятельности и главным образом физиологии слухового анализатора.
         Лит.: Быков К. М., Творческий облик Л. А. Андреева, в кн.: Материалы по физиологии рецепторов, М., 1948, с. 5.
VIII
Андреев
        Леонид Николаевич [9(21).8.1871, Орёл, — 12.9.1919, Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься как фельетонист в 1895. Раннее творчество А. выражало демократические настроения, развивалось в русле критического реализма («Бергамот и Гараська», 1898; «Большой шлем», 1899; «Город», 1902; «Призраки», 1904). В начале 1900-х гг. А. сблизился с М. Горьким, примыкал к группе писателей «Знания (См. Знание)». Вместе с тем уже в ранних сочинениях («Мысль», 1902; «Стена», 1901; «Жизнь Василия Фивейского», 1904) проявились скепсис, неверие в разум человека, в возможность социального переустройства жизни. В «Красном смехе» (1904) обличаются ужасы войны; в рассказах «Губернатор» (1906), «Иван Иванович» (1908), «Рассказ о семи повешенных» (1908), пьесе «К звёздам» (1906) выражены сочувствие революции (1905—07), протест против бесчеловечности буржуазного общества. Однако А. отходит от передовых традиций русской литературы. Недовольство жизнью у его героев сменяется пассивностью или анархо-нигилистическим бунтом («Савва», 1907; «Тьма», 1907; «Царь Голод», 1908; «Сашка Жигулев», 1912). В цикле философских драм («Жизнь человека», 1907; «Чёрные маски», 1908; «Анатэма», 1910) содержится мысль о бессилии разума, идея торжества иррациональных сил. В последний период А. создал также реалистические произведения: пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анфиса» (1909), «Тот, кто получает пощёчины» (1916), в которых прозвучал протест против буржуазного строя. Творчество А. с его субъективизмом, схематизмом, резкостью контрастов, гротеском близко экспрессионизму.
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1913; Повести и рассказы. [Вступ. ст. Ф. М. Левина], М., 1957; Пьесы. [Вступ. ст. А. Дымшица], М., 1959.
         Лит.: Горький М., Леонид Андреев, в его кн.: Лит. портреты, М., 1963; Воровский В. В., Леонид Андреев, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Михайловский Б. В., Леонид Андреев, в его кн.: Рус. литература XX в., М., 1939; Афонин Л., Леонид Андреев, Орёл, 1959; Андреев В., Детство, М., 1966; Kaun А., Leonid Andreyew, N. Y., 1924; История рус. литературы конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, М.—Л., 1963.
        Л. Н. Андреев.
IX
Андреев
        Михаил Степанович (11.9.1873, Ташкент, — 10.11.1948, Сталинабад), советский этнограф и лингвист, член-корреспондент АН СССР (1929), академии АН Узбекской ССР (1943). Руководил многими научными экспедициями в Средней Азии и собрал большие этнографические коллекции по народам Средней Азии и Индии. Исследовал старый быт, искусство, пережитки древних верований таджиков, а также восточно-иранские языки: ягнобский и припамирские.
         Соч.: Ишкашим и Вахан, в кн.: Андреев М. С. и Половцов А. А., Материалы по этнографии иранских племен Ср. Азии, СПБ, 1911; По этнологии Афганистана. Долина Панджшир, Таш., 1927.
         Лит.: Писарчик А. К., М. С. Андреев, в сборнике: Памяти Михаила Степановича Андреева, Сталинабад, 1960 (Тр. АН Тадж. ССР, т. 120).
X
Андреев
        Николай Андреевич [14(26).10.1873, Москва, — 24.12.1932, там же], советский скульптор и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском училище (1885—91) и училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал влияние искусства передвижников («Жница с ребёнком», гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), в последующих произведениях (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея) в поисках новой пластической выразительности обращался к приёмам импрессионизма. В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904—09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В статуе Свободы (сохранилась голова, 1918—19, бетон, Третьяковская галерея), памятниках А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918—22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924—29; все — в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю советского искусства явилась серия скульптурных (около 100) и графических портретов В. И. Ленина — т. н. «Лениниана» (1919—32, Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковская галерея). Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистических наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических состояний, ясность и лаконизм пластических средств. Итогом серии явился исполненный внутренней собранности и героической целеустремлённости образ В. И. Ленина в статуе «Ленин-вождь» (гипс, 1931—32, окончена В. А. Андреевым).
         С 1913 А. работал также как театральный художник, оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Выполненные им графические портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории советской портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. совместно с А. в 1919—28 работал его брат Вячеслав Андреевич А. (1890—1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
         Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873—1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений, М., 1958: Трифонова Л. П., [Вступит. статья], в кн.: Лениниана. Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].
        Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Суворовском бульваре в Москве. Бронза, гранит. 1904—09.
        Н. А. Андреев. Портрет К. С. Станиславского. Итальянский карандаш, сангина, мел. 1921. Третьяковская галерея. Москва.
        Н. А. Андреев. «В. Г. Белинский». Барельеф. Графитная крошка на цементе. 1920. Третьяковская галерея. Москва.
        Н. А. Андреев. «Ленин-вождь». Гипс. 1931—32. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
        Н. А. Андреев.
XI
Андреев
        Николай Николаевич [р. 16(28).7.1880, с. Курмане Полтавской губернии], советский физик, академии АН СССР (1953; член-корреспондент 1933), создал школу советских акустиков. Окончил Базельский университет в 1909. С 1912 преподавал и вёл научную работу в Московском университете. С 1917 работал в ряде вузов и научно-исследовательских учреждений СССР (с 1940 в физическом институте, с 1954 в Акустическом институте АН СССР). Труды относятся к физической и технической акустике (См. Акустика) и теории колебаний (См. Колебания), к распространению звуковых волн (А. впервые дал теорию распространения звука в движущихся средах), изучению шума самолёта, архитектуре акустике, акустическим волнам конечной амплитуды. Важное значение имеют также исследования по пьезоэлектричеству, теории телефона, по физическим основам акустики музыкальных инструментов. В 1941—45 под руководством А. проводились работы, положившие начало советской гидроакустике (См. Гидроакустика). Автор многих научно-популярных статей и книг. Награжден 3 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
         Соч. (осн.): Равновесие и колебания пьезоэлектрического кристалла (Обзор), «Журнал прикладной физики», 1928, т. 5, в. 3—4; Акустика движущейся среды, Л.—М., 1934 (совм. с И. Г. Русаковым).
         Лит.: Н. Н. Андреев (к 85-летию со дня рождения), «Акустический журнал», 1965, т. 11, в. 3; Н. Н. Андреев, М., 1963 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. физическая, в. 14).
        Н. Н. Андреев.
XII
Андреев
        Николай Петрович [11(23).11.1892 — 15.1.1942, Ленинград], советский литературовед, фольклорист. Основные труды посвящены русской и украинской сказке. В основу «Указателя сказочных сюжетов» (1929), сыгравшего большую роль в советском сказковедении, А. положил указатель сказочных типов финского учёного А. Аарне. Позже А. выступил с резкой критикой концепции финской школы. Труды А.: «Фольклор и литература» (1936), «Фольклор в поэзии Некрасова» (1936), «Произведения Пушкина в фольклоре» (1937), хрестоматия «Русский фольклор» (1936), антология «Былины» (1938).
         Лит.: Астахова А. М., Н. П. Андреев, в кн.: Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 5, М., 1969.
XIII
Андреев
        Павел Захарович [25.2(9.3).1874, с. Осьмино Петербургской губернии, — 15.9. 1950, Ленинград], русский советский артист оперы (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию по классу пения С. Габеля. В этом же году впервые выступил на оперной сцене. С 1909 (около 40 лет) — артист Мариинского театра (с 1920 — театр оперы и балета им. Кирова). Партии: Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Демон («Демон» Рубинштейна), Олоферн, Петр («Юдифь» и «Вражья сила» Серова), Мизгирь («Снегурочка» Римского-Корсакова), Томский («Пиковая дама» Чайковского), Эскамильо («Кармен» Бизе), Петр I («Царь и плотник» Лортцинга) и др. Выступал также в концертах (исполнял арии из опер, романсы, русские народные песни). Голос А. — звучный, красивого тембра, отличался широким диапазоном (певец исполнял наряду с басовыми также баритоновые партии). Лучше всего ему удавались партии (особенно эпические) русского репертуара. С 1919 занимался педагогической деятельностью, с 1926 профессор Ленинградской консерватории. Награжден орденом Ленина.
        П. З. Андреев.
XIV
Андреев
        Степан (год рождения и смерти неизвестен), русский сержант. В 1763 и 1764 совершил совместно с Ф. Татариновым и Е. Коноваловым походы из устья Колымы к Медвежьим островам, осуществил их картирование и дал первое описание островов. А. пытался проникнуть к С.-В. от Медвежьих островов, где он видел землю (т. н. «Землю Андреева»), существование которой впоследствии не подтвердилось.
         Лит.: Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века, М., 1956 (История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1).
Современная Энциклопедия
АНДРЕЕВ Борис Федорович (1915 - 82), российский киноактер. Его герои-современники наделены душевной широтой, силой, добродушием (фильмы "Трактористы", 1939, "Большая жизнь", 1940, 2-я серия 1958, "Два бойца", 1943). Психологически более сложные образы в фильмах "Жестокость" (1959), "Дети Ванюшина" (1947). Сыграл в исторических ("Богдан Хмельницкий", 1941) и сказочных ("Илья Муромец", 1956) фильмах. АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873 - 1932), скульптор. Автор глубоко индивидуальных, психологически острых памятников: Н.В. Гоголю (1904 - 09), А.Н. Островскому (1924 - 29) - оба в Москве. АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861 - 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр). Сочинения для балалайки.
1000 кратких биографических данных
I Андрей Андреевич (1895-1970). Выходец из рабочих, Андреев стал руководителем профсоюза железнодорожников в 1920-28 г.г. Надежный сторонник сталинского аппарата, А. был введен в ЦК, чтобы ослабить влияние оппозиции. Член Политбюро в 1932-52 г.г. Работал наркомом транспорта, председателем Верховного Совета и наркомом земледелия; в конце 40-х годов Андреев был раскритикован и после 1952 года оказался в опале. II Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и Гараська". В 1901 г. вышел отдельный сборник его рассказов, сразу обративший на него внимание публики и критики и создавший ему широкую известность. В общественном движении до революции 1905 г. не принимал активного участия. В изображении революции Андреев остается верен своему безотрадному индивидуализму и пессимизму; революционное движение понимает не как сознательно-целеустремленное действие масс, а как стихийный процесс, в котором проявляются темные инстинкты "толпы", с одной стороны, и совершаются подвиги самопожертвования отдельными, обреченными на гибель, героями - с другой. Особенно характерна пьеса "Царь-голод", где он изображает восстание голодающих такими же мрачными красками, как и тех, против кого они восстали: восставшие, среди которых рабочие перемешаны с хулиганами и проститутками, убивают беззащитных детей, сжигают библиотеки и картинные галлереи. Во время войны выступил горячим проповедником войны до окончательной победы. Незадолго до революции вошел в состав редакции газеты "Русская Воля", где продолжал сотрудничать и после Февральской революции. К Октябрьской революции отнесся враждебно и вскоре после переворота эмигрировал за границу (Финляндию), где и умер.
Ономастикон
см. АДРИЯНОВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
АНДРЕЕВ Александр Федорович (род. 1939), физик, академик РАН (1987). Труды по физике низких температур. Построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, теорию квантовых кристаллов, предсказал явление квантовой диффузии и др. Ленинская премия (1986).
2.
АНДРЕЕВ Андрей Андреевич (1895-1971), член Политбюро ЦК ВКП(б) в 1932-52 (в 1926-30 кандидат). Участник Октябрьской революции в Петрограде. С 1931 нарком путей сообщения. В 1935 секретарь ЦК. В 1939-52 председатель КПК при ЦК ВКП(б). В 1943-46 нарком земледелия СССР.
3.
АНДРЕЕВ Борис Фёдорович (1915-1982), киноактер, народный артист СССР (1962). Герои Андреева наделены душевной широтой, силой, добродушием ("Трактористы", "Большая жизнь", "Два бойца", "Сказание о земле Сибирской", "Кубанские казаки"). Психологически более сложные образы создал в фильмах "Жестокость", "Оптимистическая трагедия" и др. Государственные премии СССР (1948, 1950).
4.
АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861-1918), музыкант, исполнитель на балалайке, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр); концертировал с ним в странах Европы, в США. Усовершенствовал народную балалайку, разработал совместно с мастером Ф. С. Пасербским её оркестровые (регистровые) разновидности.
5.
АНДРЕЕВ Виктор Семёнович (1905-1988), архитектор, народный архитектор СССР (1978). Работал в Москве: административное здание на ул. Горького (ныне Тверская; 1949), гостиница "Космос" (1979); руководил планировкой и застройкой жилых районов Медведково, Свиблово. Государственная премия (1950).
6.
АНДРЕЕВ Владимир Алексеевич (род. 1930), актёр, режиссёр, народный артист СССР (1985). С 1952 в Театре им. Ермоловой (в 1970-83 главный режиссёр, с 1990 художественный руководитель). В 1985-88 главный режиссёр Малого театра. Профессор Российской академии театрального искусства (до 1991 ГИТИС; с 1978). Спектакли: "Прошлым летом в Чулимске" А. В. Вампилова (1974), "Василиса Мелентьева" А. Н. Островского (1982), "Утиная охота" Вампилова (1990), "Пропавший сюжет" Л. Г. Зорина (1992), "Нахлебник" И. С. Тургенева (1995) и др.
7.
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-59), русский поэт, мистик-духовидец. Сын Л. Н. Андреева. В ранней поэзии (с 1931) - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию. В годы политического заключения (1947-57) написал поэмы и циклы стихов (вошли в "поэтический ансамбль" "Русские боги", 1989), запечатлевшие его мистическое созерцание "миров Просветления" и "миров Возмездия", и трактат "Роза мира" (1991) - опыт метаисторического познания и проект спасения человечества усилиями христианства и др. мировых религий - лепестков "единой Розы". Поэтическая драма "Железная мистерия" (1990).
8.
АНДРЕЕВ Евгений Николаевич (род. 1926), заслуженный парашютист-испытатель СССР (1985), полковник, Герой Советского Союза (1962), з.м.с. СССР (1963). Испытывал и катапультные установки. Совершил ок. 4800 прыжков с парашютом, единственный парашютист в мире, выполнивший прыжок с высоты ок. 25,5 км (1962).
9.
АНДРЕЕВ Иван Иванович (1880-1919), химик-технолог. Первым в России разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной кислоты каталитическим окислением аммиака.
10.
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах -поиски социальной справедливости ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам ("Рассказ о семи повешенных", 1908), изображал революцию как стихийный бунт ("Савва", 1906); трагический образ духовного протестанта в повести "Жизнь Василия Фивейского" (1904); безумие и ужас войны в рассказе "Красный смех" (1905). Драмы: бытовая ("Дни нашей жизни", 1908), философско-аллегорическая ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).
11.
АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873-1932), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Работал в Москве. Автор глубоко психологического, проникнутого внутренним трагизмом памятника Н.В. Гоголю (1904-09). Исполнил также аллегорическую статую Свободы для монумента "Советская конституция" (1918-1919), памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (1918-22), А. Н. Островскому (1924-29), серию скульптурных (ок. 100) и графических портретов В. И. Ленина на основе этюдов с натуры.
12.
АНДРЕЕВ Николай Николаевич (1880-1970), физик, основатель отечественной научной школы по акустике, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1970). Труды по распространению звука и др. вопросам физической и технической акустики.
13.
АНДРЕЕВ Павел Захарович (1874-1950), певец (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1909-48 в петербургском (ленинградском) Мариинском театре оперы и балета. Профессор Ленинградской консерватории (с 1926).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Даниил Леонидович (1906-1959) - философ, культуролог, писатель. Сын Леонида Андреева; окончив Высшие лит. курсы, А. работал художником-шрифтовиком. Вскоре после окончания Второй мир. войны, в к-рой А. принял участие, был арестован (1947) и осужден на 25 лет тюремного заключения. После сокращения срока наказания до 10 лет вышел на свободу (1957) тяжелобольным человеком. В оставшиеся ему 2 года жизни А. напряженно работал над произведениями, в к-рых пытался воплотить свой духовный и мистич. опыт. За этот короткий срок написал гл. книгу своей жизни “Розу Мира” (опубл. значит, позже), где создает грандиозную картину зарождения, развития и конца мировой культуры. Несмотря на глобальный подход, наибольшее внимание уделяет судьбам рус. культуры, к-рую отчасти противопоставляет остальным культурам (прежде всего западной). В этом несомненно сказывается влияние славянофильской и евразийской точек зрения.
        Культурологич. концепция А. основывается на восприятии бытия как текущего рез-та борьбы Света и Тьмы, Космоса и Антикосмоса, Провидения и Демонизма. Человеч. культура представляется ему зависимой от стран небесной культуры и “шрастров” — антикультурных центров человечества, условно расположенных в глубинах Земли.
        Взгляды А. относительно природы культуры находятся в тесной связи с идеями неоплатоников и гностиков. Из неоплатонизма А. наиболее близки учение об эманации и восхождении к Единому (Плотин), пантеизм и учение о даймонах и героях-народоводителях (Ямвлих), учение о трансформации монады и циклич. активности развития (Прокл). К гностикам восходит представление А. культуры как сочетания мужского и женского начал (Валентин), многослойности окружающего мира, возникновение к-рого связано с борьбой небесных сил и противостоящего им зла (Василид).
        Эсхатологич. и символич. компоненты культурологич. концепции А., а также ангел ология и демонология восходят к Книге Еноха, Апокалипсису, ареопагитикам и Бл. Августину (“О граде Божием”). Из совр. авторов на А. наиболее сильно повлияли B.C. Соловьев (“Три разговора”), концептуальная зависимость от к-рого у А. особенно сильна — его он пересказывает целыми периодами.
        В разработке учения об одушевленности природных и обществ, феноменов и “мистич. зрячести язычества” прослеживается сильное влияние на концепцию А. культурологич. разработок Флоренского (“Смысл идеализма”) и С.Н. Булгакова (“Свет Невечерний”, “Лествица Иаковлева”).
        Теологич. основания человеч. культуры связаны у А. с задачей просветления трехмерного пространства нашей планеты (состоящей из более чем 240 разнопространственных, иноматериальных и разновременных слоев). Первоначально мир, в к-ром мы обитаем, населяли ангелы. Но вскоре вторжение демонич. сил привело к их вытеснению и наш мир был предоставлен для просветления животного царства. В ответ на это планетарный демон ввел “закон взаимопожирания”. Гармония первонач. единства была нарушена, и природа разделилась на два начала — жертвенное и демоническое. Тогда провиденциальные силы направили свою деятельность на создание предпосылок для выделения из животного мира человека и появления культуры.
        Т.о., человеч. культура, с т.зр. А., — инструмент борьбы Провидения с силами Зла. В то же время, человек — непосредств. создатель и носитель культуры, — в силу предоставленной ему свободы воли, стал объектом борьбы сил Света и Тьмы. Каждая из сил создает свои культурные идеалы: силы Света — страны “небесной” культуры (затомисы), силы Тьмы — урбанистич. и техницизированные страны антикультуры, условно находящиеся под компенсационными выступами материков в глубинах Земли (шрастры). Небесные контуры затомисов частично совпадают с географией областей распространения тех культур на Земле, создание к-рых они инициировали.
        Время возникновения каждого затомиса предшествует моменту зарождения созидаемой на его основе культуры. Непосредств. творцы создаваемой культуры — особые богосотворенные монады, достигшие в предшествующих воплощениях высокой степени совершенства. Например, основы Небесной России закладываются в 8-9 вв., а в 11 в. с помощью “человекодуха”, бывшего когда-то на Земле апостолом Андреем, демиург рос. культуры Яросвет начинает создавать “гуманный еще чертеж Небесной России”.
        Согласно этим планам, громадные просторы Рус. равнины начинают заселять люди, исповедующие языч. культуру, религиозно-космологич. основы к-рой заключались в обожествлении стихийных сил и процессов. На следующей стадии развития влияние визант. мета-культуры на рос. приводит к усвоению рус. культурой идей христианства. Громадную роль в распространении христианства на Руси А. отводит “родомыслам” — истор. деятелям, руководимым в своих трудах самим народоводителем Яросветом. К ним относятся Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.
        В рез-те введения родомыслами новых культурных ценностей (религ., бытовых, этич. и эстетич.) возникает противостояние двух культурных тенденций — славянской и христианской, — что, в свою очередь, приводит к затянувшейся на века и продолжающейся по сей день борьбе “прароссианства” и христианства (видимым воплощением этой борьбы, по А., является собор Василия Блаженного с его контрастом праздничного языч. экстерьера и аскетичного христ. интерьера). Однако если прароссианство и христианство противоречат друг другу гл. обр. стадиально, то инициируемый затомисом духовный компонент рус. культуры противоречит анти-человеч. культуре шрастров принципиально.
        А. призывает рассматривать рос. метакультуру не под углом причинности, а телеологически. С этой т.зр. “отставание”, хронологич. и стадиальное, от зап.-европ. культур оправдывается великой ролью, предназначенной рус. культуре. Предчувствие этой всемирной миссии обнаруживается еще в идеологии былин, “осмыслявших богатырей как носителей и борцов за высшую духовную правду”. В последующие века рос. культура порождает идеальный образ Святой Руси, культурно-истор. значение к-рой полностью осмысливается в филофеевской концепции Третьего Рима. Т.о., превращение России из периферийной европ. страны в громадное евразийское гос-во предопределяется рядом культурно-истор. задач. На первых порах это заполнение рус. культурой “полого пространства” между осн. существующими культурами (северо-зап., романо-католич., мусульманской, инд., дальневост.). В рез-те Россия становится геогр., а затем, благодаря посреднической и объединит, деятельности, и духовным средоточием мировой культуры. В 21 или 22 вв. рус. культура, по мнению А., ассимилируя и объединяя соседние культуры, перерастет в интеркультуру, сплавив все мировые культуры в духовно единое Человечество.
        Затем, согласно А., наступит эпоха демонич. культуры. Переход к ней — следствие чрезмерного увлечения научно-техн. прогрессом и машинной цивилизацией. Подлинная духовность сменится бездуховностью, а затем античеловеч. культурой (вплоть до того, что людей будут вытеснять демонич. существа). Однако Антихрист будет торжествовать недолго. В Армагеддоне произойдет битва между вновь воплотившимся на Земле Христом и князем Тьмы. Разделяемая А. культурная оппозиция Запад—Восток сохраняется и здесь: столица Антихриста будет располагаться в Альпах, а место уцелевших носителей интеркультуры, где они во главе с Христом дадут решающий бой силам Зла, будет находиться в Сибири (апокалиптич. Армагеддон). Победа над Антихристом ознаменует новую культурно-истор. эпоху, конечным итогом к-рой станет приобщение всех к Богу и слияние с ним.
 
Соч.: Собр. соч.: В 3 т. Т. 1: Русские боги. М., 1993; Т.2: Роза мира. 1995.
 
Лит.: Померанц Г. Коринфская бронза // Новое лит. обозрение, 1992, № 1; Эпштейн М. Роза мира и Царство Антихриста: О парадоксах русской эсхатологии // Континент.1994.№ 79.
 
А.В. Шабага
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(прил. к АНДРЕЙ (герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)) С лицом Андреевым – Остап, С душой бойца – Андрей. Каб сказ – Егорьем назвала б, Быль – назову Сергей. Цв928,29-38 (III,153)
Литературная энциклопедия
Леонид Николаевич [1871–1919] — беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью — алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал
155 в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: «Он, она и водка», 1895 («Орловский вестник»), «Бергамот и Гараська», 1898 («Курьер»). Впервые внимание к А. привлек рассказ — «Жили-были» в журнале «Жизнь» [1901]. В этом же году вышла первая книга рассказов А., к-рая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы — «Мысль» и «Призраки» [1902]. В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников «Шиповник» (см.), объединяющих реалистов-общественников из «Знания» (см.), символистов-индивидуалистов из «Весов» (см.) и др. Во время войны 1914–1918 А. принимал ближайшее участие в редактировании издававшейся на средства торгово-промышленных организаций газеты «Русская воля», игравшей особо реакционную роль в период между Февралем и Октябрем 1917. Умер в 1919 в Финляндии непримиримым врагом советской власти. А. — типичнейший выразитель настроений мелкобуржуазной интеллигенции XX в., неохотно и со страхом превращавшейся, в связи с капитализацией России, из «критически мыслящих личностей» в послушных «специалистов» на службе у буржуазии и дворянско-буржуазного государства. Интеллигенция эта однако была неспособна примкнуть к движению подлинно революционных классов. А. был необыкновенно популярен в предреволюционной читательской среде, особенно в эпоху после разгрома революции 1905 и отхода от революционного движения интеллигентов-»попутчиков». Односторонность и некритичность вульгарно-скептического ума, смелость фантазии, схематизм мышления и воображения — все это сделало А. писателем поверхностным, но «острым», идейно-упрощенным, но увлекательным и доступным. Такой именно писатель и нужен был средним слоям превращавшейся в обывателей интеллигенции, к-рая изжила общественнический позитивизм и демократизм эпохи «героических разночинцев» в скепсисе и индивидуализме и к-рая жаждала «абсолютной» свободы и «полного» счастья. Этим настроениям отвечали такие произведения А. как «Елеазар» [1907], доказывающий, что нельзя жить под угрозой неизбежной смерти, «Проклятие зверя» [1908], отвергающее «безличную» цивилизацию большого города, «Мои записки» [1908], объявляющие весь мир тюрьмой, «Жизнь человека» [1907], схематически изображающая бессмысленную жизнь человека вообще, типичную судьбу интеллигента в буржуазном обществе, «индивидуалиста, нынешнего среднего человека, хорошего, но все-таки обывателя, мещанина» (Луначарский).
156 Среда, художником к-рой был А., не верила в буржуазные самооправдания и утешения для масс: идеалистическую философию, мистику, учение о примате красоты, либеральные доктрины. Но и принять мировоззрение пролетариата эта среда также не могла. «Бунт» ее был бунтом «внутренним», при пассивном подчинении жизни на деле. Она недостаточно задумывалась над философскими и социальными доктринами, отвергала их с легкомысленным скептицизмом, обоснованным поверхностным рационализмом и максималистскими этическими требованиями немедленного счастья для неотказавшегося от себя, одинокого, промежуточного мелкобуржуазного «человека». Для этой интеллигенции нужен был А., вульгаризировавший марксизм («Царь-голод»), анархизм («Савва»), христианство («Иуда», «Жизнь Василия Фивейского»), отвергавший одно за другим все действительные и мнимые пути выхода из социального тупика, мало вдумываясь в их сущность. Для этой среды нужен был именно стиль А. со всеми его недостатками. Риторика адвоката, слегка начитанного в Библии, любящего антитезы, кричащие сравнения, торжественную инверсию, парадоксы; стилизация бредовых выкриков импрессионизма, ослабленных безвкусием лит-ых штампов; замена психологического проникновения олицетворением своих домыслов о схематизированных подсознательных переживаниях потрясенного человека; слишком часто наивный и прямолинейный аллегоризм вместо сложной символики; частая замена «криком» приемов заражения своим настроением («он пугает, а мне не страшно», сказал Л. Толстой об А.) — такова манера письма А. Она вызывала презрительные насмешки утонченных эстетов символистов (Мережковский — «В обезьяньих лапах», Белый — об «Анатэме» в «Арабесках»). В вульгаризации сложных социальных и философских проблем упрекали А. и марксисты. Но А. был популярен в широкой читательской среде и особенно среди молодежи эпохи реакции. Поэтому Мережковский призывал серьезно отнестись к этому столь популярному и влиятельному «варвару», а Луначарский посвятил А. лучшие из своих ранних философски-критических статей. А., упрощавший и заострявший глубокую диалектику и софистику Достоевского, подходил часто к философским и социальным проблемам с неожиданной стороны и ставил вопросы весьма важные для индивидуалистически-обывательского мышления, на к-рые приходилось давать в ту эпоху пространные и обоснованные ответы. Объективно А. при всей своей субъективной антибуржуазности играл роль могильщика революционных порывов интеллигенции, убеждая ее, что не стоит бороться, верить, любить — нужно либо умереть, либо спокойно существовать в столыпинской России. Развенчанием
157 всякой общественной активности А., не менее чем Струве, с его призывом стать мудрыми мещанами, и другие участники «Вех», — помог укреплению третьеиюньского режима. Первые произведения А. — небольшие реалистические, густо насыщенные психологизмом рассказы, воспринимавшиеся (Мережковский — о рассказе «Жили-были») как хорошее усвоение традиции аналогичных повестей Чехова и Горького. Рассказы эти были окрашены несколько сентиментальным гуманизмом, желанием найти «человеческое» в самой «зверской натуре». Но уже «Большой шлем» [1899] и «Жили-были» омрачены подчеркнутой угрозой нависающей над героями смерти. Наконец «Стена» [1904] уже совершенно в духе будущего А. Это — импрессионистическая лирика и риторика о роковой, несокрушимой стене, перед к-рой бьется и погибает толпа уродов, безумцев, отчаявшихся, символизирующая человечество. К 1902 относятся нашумевшие рассказы «Бездна» и «В тумане», в которых проводится идея о власти над человеком зверя, часто пробуждаемого половым инстинктом и заставляющего хороших юношей насиловать и убивать. В том же году появляется «Мысль» — одно из значительнейших и наиболее пессимистических произведений А. на тему о ненадежности мысли, разума как орудий достижения человеком своих целей, о возможности «измены» и «бунта» мысли против ее обладателя. Через семь лет А. в «Черных масках» еще резче ставит этот вопрос о зыбкости сознания, о черной ночи безумия, осаждающей мозг, о возможности того, что человек, неожиданно и против воли, вместо гимна «духу святому» запоет гимн «сатане» и тогда лишь безумие будет спасением для него от одевших маски и проникших в его душу подлых желаний и лживых мыслей. В 1903 А. делает свою первую, довольно еще наивную, вылазку против религии, против веры, «двигающей горами», против бога, отказывающего в чуде загнанному, как древний Иов, отчаявшемуся человеку («Жизнь Василия Фивейского»). На войну А. отзывается рассказом «Красный смех» [1904], рисующим ужасы кровопролитных боев, гибели тысяч людей, всеобщего одичания, преломленные сквозь психику сходящего с ума человека, начинающего в своей обостренной чуткости воспринимать всю жизнь современного человечества как «безумие и ужас». С 1906 большое место в творчестве А. начинает занимать тема революции. Революцию А. понимает преимущественно как попытку разрешения моральных проблем и как игру темных сил рока и подсознательных влечений массовой психики, — игру, в к-рой лучшие устремления людей неизбежно проигрывают. Так повесть о расстрелявшем толпу рабочих генерале («Губернатор», 1906) дает преимущественно переживания генерала, понявшего, что его
158 неизбежно убьют по древнему закону «кровь за кровь». К проблеме торжества воли и разума над пошлостью и властью слепых сил природы сводит А. в драме «К звездам» [1906] уход астронома из жизни в науку и индивидуалистический революционный «подвиг». Впрочем в драме «К звездам» есть проблески и более правильного понимания идеологии революции. «Так было» [1906] и «Царь-голод» [1908] доказывают, извращая причины и смысл революций, бесплодие политической революции (убивши тирана, народ, из рабского страха перед тираном, создает новую тиранию революционного террора) и безнадежность революции социальной (голод поднимает «голодных» на бунт, но он же предает их снова кровожадной и подло-лицемерной буржуазии). «Тьма» [1907] доводит до конца понимание революционной работы как проблемы личного мужества и святости и критику революции с точки зрения максималистских этических требований немедленного спасения каждой личности. Герой этой повести, — справедливо воспринятой критикой как призыв к отказу от революционной деятельности, — убедившись, что нельзя сразу спасти всех павших и что стыдно быть «святым», когда есть «грешные», отказывается от совершения террористического акта и остается погибать в публичном доме. Также в плане индивидуальной честности, мужества, проблемы личного бессмертия и искупления своих и чужих грехов трактует революцию одна из наиболее сильных реалистических повестей А. — «Рассказ о семи повешенных» [1908] и единственный роман А. — «Сашка Жегулев» [1911]; «Савва» [1907] вскрывает косность человечества, которого никаким огнем взрывов и призывов к бунту не заставишь отказаться от старых, гнусных «святынь», хотя бы и разоблаченных весьма наглядно. В эти же годы А. пишет ряд драм и повестей, посвященных опровержению всего, на что надеются и во что верят люди: «Иуду Искариота» [1907], инвективу против веры в чудесную силу любви к людям и в конечное торжество добра в человеческой душе; «Анатэму» [1909], драму, осмеивающую идею, что добро рождает добро и что можно облегчить страдания людей, хотя бы частично; «Океан», где утверждается, что даже разрыв с обществом не спасает человека от власти лживой и пошлой обывательщины, если «герой» хоть немного поддастся любви и жалости к людям. Полуреалистические и вполне реалистические драмы [1910–1913] — «Анфиса», «Профессор Сторицын», «Екатерина Ивановна», — окрашены в те же тона: торжества в жизни злого, темного и мелкого над «высоким», «добрым», «чистым». Характерно, что мотивы действий героев последних драм Андреева — преимущественно обывательские переживания (ревность, семейные дрязги), а сами герои оказываются интеллигентными обывателями или
159 представителями наиболее легкомысленной, пустой и праздной части студенческой молодежи («Дни нашей жизни», 1909, «Gaudeamus», 1910). Герои — ученые, философы, политики даны главным образом внешне, без проникновения в их основные интересы и переживания. В эпоху войны 1914–1918 А. увлекся шовинистическими настроениями и написал ура-империалистическую антинемецкую драму «Король, закон и свобода», посвященную бельгийскому королю, Альберту. После революции А. опубликовал пессимистические «Записки Сатаны», а одним из последних произведений этого писателя перерождающейся интеллигенции XX в. был «SOS» (сигнал крайнего бедствия и призыв о помощи в морском обиходе) — призыв к «культурным нациям» спасти Россию от пролетарской диктатуры. Библиография: I. Собр. сочин. (изд-во «Просвещение»), СПБ., 1910–1916 (с XIV т. — в издании книгоизд-ва писателей); Собр. сочин, (изд-во Маркса), СПБ; Дневник Сатаны (изд-во «Библион»), Гельсингфорс, 1921. Автобиографические сведения: в VI кн. «Русск. лит. XX в.», под ред. С. А. Венгерова, М., 1914–1918. II. Чуковский К., Л. А. большой и маленький, СПБ., 1903; Фриче В., Л. А., М., 1909; Коган П. С., Очерки по истории новейш. руск. лит-ры, т. III, вып. II, А., М., 1910; Мережковский, В обезьяньих лапах. Собр. соч. (изд-во Вольф), т. XII, СПБ., 1911–1913; Львов-Рогачевский В., Две правды, Книга об Л. А., СПБ., 1914; Рейснер М., Пролетариат и мещанство (О Горьком и А.), П., 1917; Иванов-Разумник, Творчество и критика, П., 1922; Книга об Л. А. (Воспоминания), Берлин, 1922; Воровский В., Лит-ые очерки, М., 1923; Луначарский, Предисловие к «Избранным рассказам» А., М., 1926; Воровский В., Русская интеллигенция и рус. лит-ра, Харьков, 1923; Горнфельд А., Боевые отклики на мирные темы, Л., 1924; Фатов Н., Молодые годы Л. А., М,, 1924; Луначарский А. В., Критические этюды («Русская лит-ра»), Л., 1925; Троцкий Л. Д., Собр. сочин., т. XX, М. — Л., 1926; Горбачев Г., Капитализм и рус. лит-ра, Л., 1928. Г. Горбачев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНДРЕЕВ


будет выглядеть так: Что такое АНДРЕЕВ