Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНДЕРСОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Андерсон (Anderson)
        Дан (Даниель) (6.4.1888, Граньерде, — 16.9.1920, Стокгольм), шведский писатель. Один из ранних представителей пролетарской литературы в Швеции. Был лесорубом, моряком, угольщиком. В сборниках рассказов «Истории угольщика» (1914), «Это называется суеверием» (1916), в автобиографической дилогии «Трое бездомных» (1918) и «Наследство Давида Рамма» (1919), в сборниках стихов «Песня угольного сторожа» (1915) и «Чёрные баллады» (1917) изображает жизнь пролетариата, обличает мир стяжателей. Многие произведения А. проникнуты религиозно-философскими мотивами.
         Соч.: Skrifter, bd 1-4; Stockh., 1921—22; в рус. пер.— Дорога ведёт в лес. Человек, который продал свою душу, в кн.: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.
II
Андерсон (Anderson)
        Джеймс (1739—1808), английский буржуазный экономист, писал преимущественно по аграрному вопросу. Родился в Шотландии. Крупный фермер. Сторонник аграрного протекционизма. Задолго до Д. Рикардо А. дал в целом верное описание механизма образования дифференциальной ренты. А., по выражению Маркса, «... подлинный создатель современной теории ренты...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 169).
         Соч.: An inquiry into the causes that have hitherto retarded the advancement of agriculture in Europe, Edinburg, 1779: Essays relating to agriculture and rural affairs, v. 1—3, Edinburg — L., 1775—96; Recreations in agriculture, naturalhistory, arts and miscellaneous literature, v. 1—6, L., 1799—1802; Drei Schriften uber Korngesetz und Grund-rente, Lpz., 1893.
III
Андерсон (Andersson)
        Ингвар (p. 19.3.1889), шведский историк-медиевист, главный хранитель архивов Швеции (риксархивариус), член Шведской академии (по отделению литературы) (1950). В 1928—52 преподавал историю в Лундском университете. В 1939—46 сотрудник шведского радио. С 1947 издатель журнала «Нурдиск тидскрифт фёр ветенскап, конст ок индустри» («Nordisk tidsskrift for vetenskap Konst Och industri»). С 1953 вице-президент Международного совета архивов.
         Соч.: История Швеции, сокращ. пер. со швед., М., 1951; Kallstudier till sveriges historia 1230—1436, Lund, 1928; Erik XIV, 3 uppl., Stockh., 1948; Skanes historia, 2 uppl., tel. 1, Stockh., 1947: A history of Swieden, N. Y., 1968.
IV
Андерсон (Anderson)
        Карл Дейвид (р. 3.9.1905, Нью-Йорк), американский физик. По окончании в 1927 Калифорнийского технологического института преподавал там же (с 1939 профессор). Основные труды посвящены исследованию рентгеновских, гамма- и космических лучей и элементарных частиц. В 1932 обнаружил в потоке космических лучей Позитроны, а в 1936 (совместно с американским физиком С. Неддермейером) — µ-мюзоны (Мюоны). Нобелевская премия (1936).
         Лит.: Жданов Г. Б., Лучи из мировых глубин, М.—Л., 1948.
        К. Д. Андерсон.
V
Андерсон (Anderson)
        Мариан (р. 17.2.1902, Филадельфия), американская оперная и концертная певица (контральто). По происхождению негритянка. Пению обучалась у М. Паттерсон и Дж. Богетти. После получения 1-й премии на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке (1925) начала концертную деятельность. Гастролировала во многих странах (в т. ч. в СССР, 1934—35). Обладая красивым, мощным голосом необычайно большого диапазона, выдающейся музыкальностью, А. исполняет различные по характеру и стилю произведения. В её репертуаре произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других композиторов, негритянские народные песни. В 1955 А. дебютировала на оперной сцене (Ульрика — «Бал-маскарад» Верди). Была первой негритянской певицей, выступавшей в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк).
         Соч.: My Lord, what a morning, N. Y., 1956.
         Лит.: Vehanen К., Marian Anderson..., N. Y., 1941.
VI
Андерсон (Anderson)
        Филип (р. 13.12.1923, Индианаполис), американский физик, член Национальной АН США (1967), Американской академии искусств и наук (1966). Учился в университетском колледже в Эрбане и Гарвардском университете. В 1943—45 работал в морской научно-исследовательской лаборатории, в 1949—75 в фирме «Белл телефон». Одновременно с 1967 профессор Кембриджского (Великобритания), с 1975 — Принстонского университетов. Основные труды по квантовой теории твёрдого тела, в частности по магнетизму (теория ферримагнетизма и косвенного обменного взаимодействия), неупорядоченным средам сверхпроводимости (теория «грязных» сверхпроводников, теория зацепления вихрей в сверхпроводниках), сверхтекучести 3He. Нобелевская премия (1977).
VII
Андерсон (Anderson)
        Шервуд (13.9. 1876, Камден, штат Огайо, — 8.3.1941, Колон, Панама), американский писатель. Был солдатом, управляющим фабрикой, издателем, редактором. В 1916 опубликовал роман «Сын Уинди Макферсона». Литературную славу А. принесли сборники рассказов «Уайнсбург, Огайо» (1919, рус. пер. 1925), «Торжество яйца» (1921, рус. пер. 1925), «Кони и люди» (1923, рус. пер. 1926), в которых реалистически изображено американское захолустье с его духовным убожеством. В романах А. «Множество браков» (1923), «Тёмный смех» (1925), «По ту сторону желания» (1932, рус. пер. 1933) выражено сочувствие рабочему классу.
         Соч.: Plays, N. Y., 1937; Portable Sherwood Anderson, ed. Horace Gregory, [N. Y.], 1949; в рус. пер. — Рассказы, М.—Л., 1959.
         Лит.: Динамов С., Жизненный путь Шервуда Андерсона, «Интернациональная литература», 1935, № 11; Howe I., Sherwood Anderson, Stanford (Calif.), 1966.
        Ш. Андерсон.
VIII
Андерсон (Anderson)
        город на севере США, в штате Индиана. 72 тыс. жит., с пригородной зоной 132 тыс. (1968). В промышленности А. вместе с пригородной зоной 27 тыс. занятых (1967). Центр электротехнической промышленности и производства частей для автомашин.
Современная Энциклопедия
АНДЕРСОН (Anderson) Линдсей (родился в 1923), английский режиссер. Социальный пафос характерен для документальных фильмов 50-х гг. и фильму "Такова спортивная жизнь" (1963). Сатирическая, карнавальная стихия определяет своеобразие трилогии "Если" (1968), "О, счастливчик!" (1973), "Больница Британия" (1982). Много работает в театре. АНДЕРСОН (Anderson) Шервуд (1876 - 1941), американский писатель. Сборники психолого-импрессионистических новелл "Уайнсбург, Огайо" (1919), "Торжество яйца" (1921), "Кони и люди" (1923). Трагикомическое истолкование повседневности, где поэзия, тайная красота и трагедия, безобразие неразъединимы, делает обыденное существование полным напряженного подтекста. Романы, автобиографическая проза. АНДЕРСОН (Andersson) Харриет (родилась в 1932), шведская актриса. В кино с 1950, в театре с 1953. Обостренная чувствительность, интеллект, порой неуравновешенность присущи ее персонажам в фильмах "Лето с Моникой" (1953), "Как в зеркале" (1961), "Шепоты и крик" (1972) - все режиссера И. Бергмана. АНДЕРСОН (Andersson) Биби (родилась в 1935), шведская актриса. С 1953 в кино, с 1956 в театре. Женственное начало, свойственное ее героиням в фильмах 50-х гг. ("Улыбки летней ночи", "Седьмая печать", "Земляничная поляна"), дополняется глубиной и резкостью психологических характеристик в фильмах "Персона" (1966), "Прикосновение" (1971) - все режиссера И. Бергмана.
Литературная энциклопедия
Шервуд [Sherwood Anderson, 1876] — американский писатель, б. рабочий, солдат и коммерсант. А. — художник упадочнических слоев мелкой буржуазии, беспочвенный в своих положительных устремлениях, не находящий в действительности ничего, что могло бы его отрицанию придать позитивный характер. Его обычные персонажи — неудовлетворенные жизнью мелкие буржуа, пытающиеся в половом чувстве найти выход из своего мучительного состояния, но не находящие его и остающиеся еще более одинокими. Герои А. в большинстве патологичны, они идут по его выражению, «из ниоткуда в ничто», не имеют реальных связей с жизнью, не могут подойти к другим людям, разочарованные и подавленные, раздробленные
153 внутренними противоречиями, не имеющие опоры в окружающей действительности, они являют собой мрачную картину безнадежного разложения среднего класса. «Америка — хаос, и А. — художник, питающийся этим хаосом», — пишет О’Бриен (см.) в «Развитии американского рассказа» (Нью-Иорк, 1923). В своем первом романе «Сын Уинди Макферсона» (Windy Mc-Pherson’s Son, N.-Y., 1916) А. дает образ крупного дельца, оставляющего буржуазную среду в поисках «правды», становящегося рабочим, примыкающего к социализму, в к-ром он быстро разочаровывается, и в конце концов никакой «правды» не нашедшего. В «Марширующих людях» (Marching Men, N.-Y., 1917) А. развивает подобную же тему о неопределенном искании жизненной цели рабочим, одержимым маниакальной идеей, что как только пролетариат научится маршировать, то всем социальным несправедливостям настанет конец. В третьем романе «Бедный Белый» (Poor White, N.-Y., 1920) А. опять развивает эту же тему о беспрепятственных поисках жизненной цели, давая вместе с тем ряд интересных зарисовок процесса индустриализации незначительного фермерского местечка. «Браки» (Many Marriages, N.-Y., 1922) — странный, местами лишенный всякого смысла роман, сексуальная исповедь. В «Темном смехе» (Dark Laughter, N.-Y., 1925) А. уже начинает примиряться с действительностью, его отрицание перерастает в признание за любовью и полом единственного пути освобождения от общественных неурядиц. Подобная эволюция А. стоит в прямой связи с ослаблением движения радикальной мелкобуржуазной интеллигенции, вершиной которого был 1920. «История рассказчика историй» (A Story Teller’s Story, N.-Y., 1924), «Записная книжка» (Sherwood Anderson’s Notebook, N.-Y., 1926) и «Тар» (Tar. A Midwest Childhood, N.-Y., 1926) — автобиографические книги, много дающие для понимания личности и произведений А. «Средне-американские песни» (Mid American Chants, N.-Y., 1918) и «Новый завет» (A New testament, N.-Y., 1927) — книги своеобразных полустихов, полурассказов, полустатей, отчасти напоминающих свободные стихи Уитмена. Подражая ритмам некоторых страниц Старого завета, стараясь евфонически выразить свои настроения, используя самые разнообразные стихотворные формы, местами обращаясь к обычной прозе, местами же позволяя свободно вырываться нестройному потоку выкриков и жалоб («Чикаго»), А. в этих двух книгах выявил себя все же лишь как оригинальный экспериментатор в поэзии, а не поэт, к-рый имеет что сказать и находит для этого соответственную форму. Но не романы и поэмы «сделали» А., а три его книги рассказов, напряженных, насыщенных эмоционально, предельно сжатых, остро фиксирующих действительность, глубоких психологически, с резко и точно
154 очерченными героями: «Уайнсбург, Охайо» (Winesburg, Ohio, 1919), «Торжество яйца» (The Triumph of the Egg, 1921), «Кони и люди» (Horses and Men, 1923). Все без исключения персонажи этих рассказов — врачи, трактирщики, телеграфисты, репортеры, пасторы, педагоги и т. д. — ненормальные люди, обреченные на жуткое одиночество, расщепляемые неудовлетворенными половыми желаниями, ни в чем и нигде не находящие освобождения от мрачного отчаяния. «Америка — это нация все большего и большего числа Гамлетов» (Ван Вик Брукс). Вот этих «Гамлетов» мелкобуржуазной провинциальной Америки и изображает А. с такой мрачной силой. С А. начинается новая линия развития американской лит-ры XX века. На смену социальным мелкобуржуазным писателям [С. Льюис (см.), Т. Драйзер (см.) и др.] приходят писатели, отказывающиеся от социальности в искусстве, избирающие своей формулой искусство для искусства, берущие предметом изображения преимущественно сексуальное [Э. Хемигуэй (см.), Т. Уайльдер (см.) и др.]. Появление этой группы писателей связано с общим ослаблением движения радикальной интеллигенции в Америке. Библиография: I. Русск. перев.: Уайнсбург, Охайо, М., 1924; Торжество яйца, М., 1925; Лошади и люди, М. — Л., 1927; В ногу, Л., 1927. II. Sh. A., by C. B. Chase, N.-Y., 1927; Money writes, by Upton Sinclair (русск. перев. Синклер Э., Деньги пишут, М. — Л., 1928). С. Динамов
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
АНДЕРСОН (Anderson) Карл Дэвид (1905-91), американский физик, который в 1936 г. разделил Нобелевскую премию по физике с Виктором ГЕССОМ. В 1932 г., исследуя космические лучи, открыл первую из известных частицу антивещества, ПОЗИТРОН, или анти-электрон. Впоследствии участвовал также в открытии ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЧАСТИЦЫ - МЮОНА.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНДЕРСОН


будет выглядеть так: Что такое АНДЕРСОН