АНАЛИТИКА |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АНАЛИТИКА — учение о постр. логич. рассужд. и выводов; также наз. двух осн. трудов Аристотеля о логике: 1-й рассматр. рассужд. с формал. точки зрения, 2-й — с точки зрения содерж. (доказател. рассужд., логич. цепи). |
Орфографический словарь Лопатина |
анал`итика, анал`итика, -и |
Словарь Ушакова |
АНАЛ’ИТИКА, аналитики, мн. нет, ·жен. (·разг. ). Аналитическая геометрия. |
Толковый словарь Ефремовой |
[аналитика]
ж. устар.
Область изучения свойств геометрических объектов - точек, линий, поверхностей и тел - средствами алгебры при помощи метода координат. |
Новый философский словарь |
(греч. analytike — искусство анализа)
искусство расчленения понятий, начал, элементарных принципов, с помощью которых рассуждения приобретают доказательный характер. Понятием А. Аристотель обозначил раздел логической науки, посвященный строгим силлогистическим рассуждениям. Трансцендентальная А., по И. Канту, суть расчленение самой способности рассудка — выделяет "элементы чистого рассудочного познания, без котороых вообще немыслим ни один предмет".
С.Ю. Солодовников |
Философский энциклопедический словарь |
АНАЛИТИКА (от греч. analytike [techne] – искусство анализа) – искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет». |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(от греч. — аналитический, от — разложение, расчленение), исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер. В этом значении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела логич. науки. В «Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика) выступает как учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А. ограничивается строгими силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина изменяется: А. есть часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом А. толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология, анализ рассудочного познания.
Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А. С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с. 82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М., 1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, ?., 19762, гл. 5, § 8. |
|
|