Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНАКРЕОНТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Анакреон (Anakreon) (около 570 — 487 до н. э.), древнегреческий поэт. Основные мотивы лирики А., дошедшей до нас в незначительных фрагментах, — чувственная любовь, вино, беззаботная жизнь. Стихи на эти темы впоследствии получили название анакреонтических (см. Анакреонтическая поэзия). На русский язык А. переводили А. С. Пушкин, Л. А. Мей и др.
         Соч.: [Фрагменты], в кн.: Poetae melici graeci, ed. D. Page, Oxf., 1962; в рус. пер. — Анакреонт. Первое полное собр. его соч. в переводах русских писателей, сост. А. Тамбовский, СПБ. [1896]; [Фрагменты], в кн.: Греческая эпиграмма, [М., 1960].
         Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 570 - ок. 485 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Теосе в Малой Азии, но ок. 545 до н.э. переселился вместе с согражданами в Абдеры, которые были тогда заново основаны теосцами, спасавшимися от персов. Какое-то время спустя Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата. Дух роскоши и веселья, который здесь царил, пришелся Анакреонту по нраву. Когда в 522 до н.э. Поликрат умер, Анакреонт перебрался в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Время и место смерти Анакреонта неизвестны. Возможно, после смерти Гиппарха он возвратился на Теос, однако необыкновенные почести, которыми окружили Анакреонта афиняне, установившие на Акрополе его статую, дают основания предполагать, что Анакреонт, подобно Симониду, мог прожить в Афинах до начала 5 в. до н.э. Традиция гласит, что Анакреонт прожил 85 лет. Подготовленное в Александрийской школе издание произведений Анакреонта состояло по меньшей мере из трех книг лирических песен, одной книги ямбических и одной книги элегических стихотворений. Среди лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), были также любовные песни и стихотворения, содержавшие жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. Более личностные интонации встречаются в ямбических сочинениях, едва ли не наиболее известное здесь - обращение к "фракийскому жеребенку" (в переводе Пушкина он стал "кобылицей молодой"), строптивость которого нуждается в укрощении. Еще одно стихотворение среди ямбов - удивительно злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон. В своем творчестве Анакреонт - наследник Алкея и Сафо, лирических поэтов, происходивших с Лесбоса, однако тон его светский, остроумный, часто насмешливо-ироничный. Не был Анакреонт и разгульным пьяницей или дряхлым волокитой, каким его нередко представляет традиция. Эту репутацию ему создали множество подражателей, живших в эпоху эллинизма и во времена Византийской империи, в чьих Анакреонтических произведениях (Anacreontea) чрезмерно подчеркивается любовный или застольный момент и на смену изящной свежести оригинала приходит приторная, хотя подчас очаровательная, фривольность. Ранний Анакреонт оказал некоторое влияние на Горация, но большая популярность поэта в Европе, в 17-18 вв., восходит именно к псевдоанакреонтической поэзии. В русской литературе замечательны созданные в рамках этой традиции Анакреонтические песни Державина. ЛИТЕРАТУРА Античная лирика. М., 1968
Современная Энциклопедия
АНАКРЕОНТ (Анакреон) (около 570 - 478 до нашей эры), древнегреческий поэт-лирик, "певец любви". Мотивы сознательно культивируемого наслаждения чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма); эмоциональный фон - тяготы старости и предчувствие смерти. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения; в России образцы анакреонтической поэзии - у Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, Л.А. Мея.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АНАКРЕОНТ — греч. лирик из Теоса (М. Азия), живший в сер. 6 в. до н.э. Покинув свою родину накануне перс. вторж., он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих грациоз. стихотв. А. воспевал мирские наслажд.: любовь (в т.ч. гомосексуализм), вино, пиры.
Литературная энциклопедия
виднейший представитель древнегреческой лирики VI и начала V в. до христ. эры, родом из малоазиатского г. Теоса. Всю жизнь был верен эпикурейским настроениям. После завоевания Теоса персами легкомысленный поэт бежит на о. Самос. Там его поэзия любви и наслаждений как нельзя более пришлась по вкусу веселого, развращенного на восточный манер общества, окружавшего тирана Поликрата, авантюриста, поднятого бурной эпохой социальных конфликтов. После гибели Поликрата А. переселяется в Афины и становится придворным поэтом у тирана Гиппарха, по смерти к-рого бежит на север Греции — в Фессалию, где и умирает в глубокой старости. У А. нет глубокого чувства и сильной страсти. Вино и любовь, беспечная веселая песня — постоянные мотивы его коротких изящных стихотворений, всецело отражающих настроение разбогатевших от торговли социальных слоев.
118 В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах А. так часто падали одни и возвышались другие, он учил ценить легкие, мимолетные радости, отдаваться вполне настоящему, презирать превратности будущего и забывать о невозвратном прошлом. Но культ настоящего проникнут у А. духом умеренности, оргиастичность ему чужда; его вино разбавлено водой, чтобы песня за чашей оставалась стройной. В отвращении к «скифству» с его буйством, в «любви к согласному гимну за полной чашей» сказалось происхождение ветреной, но отличающейся чувством меры, музы А. Его поэзия могла зародиться лишь в утонченно-культурной среде. Из произведений самого А. сохранились лишь отрывки, но зато дошел сборник иногда очень изящных и игривых стихотворений, написанных в стиле и духе А. в александрийскую и отчасти более позднюю эпоху, когда веселый жанр А. был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот сборник впоследствии и создал славу А. и вызывал неоднократные подражания в позднейшей литературе («анакреонтическая поэзия»). Греческая анакреонтика — сборник псевдо-анакреонтических стихотворений, — Гораций и др. были теми образцами древности, к-рым следовали анакреонтики Европы. Особенную дань отдали анакреонтическим мотивам французы уже со времен Плеяды. Увлечение философией Эпикура, распространенное в XVII в., благоприятствовало развитию анакреонтической поэзии (Шапелен и др.). За ними следуют так наз. «Petits poetes» XVIII ст. Ей отдает дань и Вольтер (см.), властитель дум века. Парни (см.) — один из характернейших представителей этой «легкой поэзии». Из других французских анакреонтических поэтов известны: Вержье, Грекур, Грессе, Шолье. Влияние французской анакреонтической поэзии было сильно и в Англии, и в Германии [40–60-е гг. XVIII в.] и в России [конец XVIII и начало XIX в.]. Немецкая анакреонтика XVIII в. представлена преимущественно Глеймом, Удом и Гетцом. За ними следует Гагедорн и целый ряд др. ЛессингЛессинг (см.) и Якоби также писали в этом роде. Английские анакреонтики в лице Prior’а, Waller’а, Gay’а (Прайёр, Уоллер, Гэй) сильно подражают французам. В России в анакреонтическом духе писали Ломоносов (см.), Херасков (см.), Державин (см.), Батюшков (см.), Гнедич (см.). Пушкин, называвший А, своим учителем, переводил А. и подражал ему («Фиал А.», «Подражание А.», «Бог веселый винограда»), иногда через посредство Парни («Гроб А.»); увлекались А. также Дельвиг (см.), Вяземский (см.), Языков (см.) и др. Круг мотивов этой поэзии сводится к вину и любви. Излюбленные образы ее — Венера-Киприда, грации, Амур и конечно — бог вина Бахус.
119 Излюбленная обстановка анакреонтических поэтов — укромные гроты, таинственные уголки леса, журчащие ручейки, словом, кокетливая, зовущая к неге, несколько слащавая природа пасторали. Иллюстрация:Обложка к «Анакреонтическим песням» 1804. Иллюстрация:Анакреонт, играющий на лире. Чаша в Британском музее в Лондоне. Анакреонтическая поэзия — характерная поэзия эпохи Рококо (см.). Она неоригинальна, книжна, искусственна, как искусствен и подражателен породивший ее быт. Она развивается как под влиянием живописи рококо (Ватто, Буше, Фрагонар), следуя ей в своих игривых описаниях, так и эстетических теорий эпохи. Это применимо гл. обр. к французской анакреонтической поэзии, в своем роде классической. В молодых лит-рах, скованных гнетом «тяжелых» псевдоклассических образцов (особенно еще в том истолковании, к-рое они получили у нас в XVIII в.), анакреонтическая поэзия сыграла прогрессивную роль. Она, так сказать, «демократизировала» поэзию и яз., приближала к жизни, к естественности и простоте (ср. «Речь о влиянии легкой поэзии на яз.» Батюшкова). Условная во Франции, «легкая поэзия» в русской лит-ре была наименьшей условностью и тем самым способствовала освобождению от последней. Библиография: I. Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова, СПБ., 1888. II. Коган П. С., Очерки по истории древних лит-р, т. II, «Греческая лит-ра», П., 1908, 1912, 1923; Круазе А. и М., История греческой лит-ры, П., 1916; Croiset A. et M., Histoire de la litterature grecque, P., 1896, 5 тт.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНАКРЕОНТ


будет выглядеть так: Что такое АНАКРЕОНТ