|
|
|
|
|
АМВРОСИЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Амвросий (около 1430 — около 1494)
русский резчик и ювелир. Работал в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюрные резные фигурки его иконы-складня и изделия мастеров круга А. отражают влияние Андрея Рублёва.
Лит.: Произведения мелкой пластики XIII — XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог, Загорск, 1960.
Амвросий. Икона-складень. 1456. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Оклад складня (скань, золото).
Амвросий. Икона-складень. 1456. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Створка с фигурой богоматери (резьба по дереву).
II
Амвросий
Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (около 340 — 4.4.397), епископ Милана (Mediolanum) с 374; проповедник, богослов (католической церковью признан отцом церкви), церковный политик. В 370—374 наместник Лигурии и Эмилии (с резиденцией в Милане). Приняв епископский сан, А. в ряде конфликтов с императорской властью отстаивал интересы христианской церкви. В наиболее значительном сочинении («Об обязанностях священнослужителей», рус. пер., 1908) А. намечает систему христианской этики. Боролся с язычеством и Арианством. Сочинял церковные гимны; установил основы ритуального пения в западнохристианской церкви (так называемое амвросианское пение).
|
Современная Энциклопедия |
АМВРОСИЙ Медиоланский (334 или 340 - 397), отец церкви. Епископ Медиолана (современный Милан) с 374. Ревностно защищал учение церкви, боролся с язычеством. Настаивал на независимости церкви от государства и приоритете христианских нравственных норм для светской власти. Основатель латинской церковной гимнографии. Сочинения по христианской этике, аскетике и др. |
Мультимедийная энциклопедия |
СВ. (ок. 333-397), епископ Медиоланский, первый из великих
западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в
семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии. После
смерти отца получил в Риме солидное образование, изучал право,
некоторое время практиковал и ок. 370 начал административную
карьеру. В 373 стал наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией
в Медиолане (современный Милан). После избрания его епископом
по желанию народа, чей выбор был одобрен епископатом и
императором, принял крещение и спустя восемь дней, 7 декабря
374, - епископское рукоположение. Он ревностно взялся за
изучение богословия, особенно греческих отцов церкви, роздал
свое имение бедным и посвятил себя служению людям. Его
красноречивые и содержательные проповеди способствовали
обращению, в числе прочих, и Августина.
Амвросий играл важную роль в политической жизни своего времени.
Благодаря его советам укреплялся характер юного императора
Грациана (375-383), прибывшего из Трира в Милан; влияние
Амвросия заметно и в законодательных актах, способствовавших
распространению христианства. Попытки ариан, которым
покровительствовала вдовствующая императрица Юстина, захватить
церкви в Милане (385-386) окончились неудачей из-за
популярности Амвросия. Он осуществил два успешных посольства к
узурпатору Максиму в 383 и 387 с целью восстановления в правах
сына Юстины, императора Валентиниана II, который, возвратив
себе престол (388), обрел в Амвросии мудрого советчика.
Император Феодосий (379-395) принимал провозглашенные Амвросием
принципы: признание независимости церкви от государства в ее
собственной сфере, признание роли церкви как блюстительницы
нравственности и ее права на защиту со стороны государства.
Умер Амвросий в Милане 4 апреля 397. День памяти святого 7
декабря (в Русской православной церкви - 7 декабря по старому
стилю).
К догматическим сочинениям Амвросия, скорее традиционным, чем
оригинальным, принадлежат три трактата против ариан (378-382),
один, предназначенный оглашенным (De mysteriis, 387), и один
против новатиан (De paenitentia, ок. 384). Однако его подлинное
величие как учителя веры обнаруживается в моральных и
аскетических сочинениях, включающих трактат De officiis
ministrorum (Об обязанностях священнослужителей, ок. 391;
написан на основе De officiis Цицерона) и пять трактатов о
воздержании, в частности - De virginibus (Восхваление
девственности, 377).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АМВРОСИЙ (333/340 в Трире — 397 в Милане) — сын высокопост. чиновника; после изуч. права и риторики стал консулом Эмилии с резиденцией в Милане. Здесь А., посредн. между ортодоксами и арианами, приобрел такую репутацию, что еще некрещ., был избран в 374 епископом. Осн. его деятельн. сосредотач. в религ.-политич. обл. Так, он не допустил в церковь без публич. покаяния имп. Феодосия, когда тот возвр. после избиения жителей Фессалии. В своих экзегерич., аскетич. и догматич. трудах и проповедях А. использ. идеи Цицерона, Филона, греч. богословов Оригена, Василия, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия и приобрел тем самым большое влияние в лат. культурной сфере. |
Энциклопедия Отечеcтво |
1.
АМВРОСИЙ (ок. 1430 - ок. 1494), резчик и ювелир московской школы. Произведения Амвросия (резная икона-складень, 1456) отражают влияние Андрея Рублёва.
2.
АМВРОСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812-91), иеросхимонах, старец, духовный писатель. В "Сборнике писем и статей..." (ч. 1-2, 1894-97), "Собрании писем... к мирским особам" (1906) - проникнутое атмосферой духовного общения с собеседником научение основам христианской жизни. Канонизирован Русской православной церковью.
|
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АМВРОСИЙ
будет выглядеть так: Что такое АМВРОСИЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|