АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
Мультимедийная энциклопедия |
(см. также <<АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ>>).
Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила
корнями в английскую литературную традицию. Ныне американская литература
повсеместно признана как литература самобытно национальная.
Наиболее ранние сочинения, появившиеся в колониальный период, - это
главным образом дневники, религиозные трактаты и исторические очерки.
Первые такие работы вышли в Новой Англии. Весьма способный и прекрасно
владевший слогом капитан Д.Смит (1579-1631) излил любовь к своей новой
родине в Истинном повествовании о достопримечательных событиях в Виргинии
со времени основания сей колонии (1608), самом раннем описании английского
поселения в Новом Свете, принадлежащем очевидцу. Но более всего Смит
памятен повествованием о том, как его вызволила из индейского плена дочь
вождя Покахонтас.
В 1620 группа религиозных диссидентов, которых теперь называют отцами-
пилигримами, основала в Плимуте (шт. Массачусетс) вторую английскую
колонию в Америке. Главным дошедшим от них сочинением и важнейшим
источником сведений о колонии является История поселения в Плимуте (опубл.
1856), составленная вторым губернатором У.Брэдфордом (1590-1657).
Пуритане, основавшие Колонию залива Массачусетс в 1630, приплыли в
Америку, чтобы строить здесь жизнь по библейским законам. Суровые
кальвинисты, они верили в непререкаемую власть Бога, предопределение,
изначальную греховность человека и доктрину избранничества, согласно
которой не дела человека, но лишь милость Божия спасает кучку избранных от
вечного проклятия. Из Библии пуритане заимствовали не только законы, но и
литературный стиль - простой, суровый и безличный. Среди ранних
пуританских авторов выделяется первый губернатор Колонии залива Д.Уинтроп
(1588-1649). В его Дневнике, опубликованном в отрывках в 1790, а в 1825-
1826 под названием История Новой Англии с 1630 по 1649, описаны идеалы,
религиозные споры и невзгоды колонистов. В 1645 Уинтроп сформулировал в
Дневнике основополагающую политическую доктрину пуританства,
противопоставлявшую гражданскую и естественную свободу. Последняя, каковой
обладает человек неверующий, противится власти и его развращает.
Гражданская свобода, основанная на завете между Богом и человеком, требует
подчинения власти.
Простой сапожник из Агавама, что в Америке (1647) Н.Уорда - один из
наиболее ранних образцов сочинительства пуритан. Наделенный довольно
мрачным чувством юмора, Уорд любил прибегать к причудливым речевым
оборотам. Священник Р.Уильямс, изгнанный из Сейлема и впоследствии
основавший Провиденс (шт. Род-Айленд), красноречиво изложил в сочинениях
Кровавый догмат преследования (1644) и Догмат премного кровавее (1652)
свою полемику с пуританским богословом Д.Коттоном о свободе совести. День
страшного суда (1662) преподобного М.Уиглсуорта - характерный образчик
поэзии Колонии залива, перепевы нескладным стихом положений пуританской
догматики о предопределении. Стихи из сборника Анны Брэдстрит (ок. 1612-
1672) Десятая Муза, недавно появившаяся в Америке (1650) стали первым
более или менее значительным явлением американской поэзии. Издание
найденных в 1937 благочестивых медитаций преподобного Э.Тэйлора (1645-
1729) немало способствовало переоценке поэзии пуритан в лучшую сторону.
Обилие отсылок к античности в Кризисе Новой Англии (1675) Б.Томпсона
свидетельствует о возникновении гуманистического начала и ослаблении
влияния Библии в пуританской литературе. К концу 17 в. пуританская
теократия начала утрачивать власть, что было вызвано ростом
благосостояния, прекращением гонений и упадком духовности в Новой Англии.
Инкрис Мезер (1639-1723) и его сын Коттон Мезер (1663-1728) безуспешно
пытались воспрепятствовать проникновению этой тенденции в религиозные
сочинения. Инкрис почти 60 лет оставался одной из важнейших фигур в
теократических кругах, Коттон с 1685 был связан со Второй церковью Бостона
и разделял интерес отца к церковной политике. Мезеры потеряли свое влияние
главным образом из-за отвращения, которое возбудили в обществе сейлемские
суды над ведьмами и казни 1692. Парадоксально, но Инкрис и Коттон
поддержали эти суды далеко не во всем. В частности, Коттона Мезера,
вероятно, слишком поспешно заклеймили как "чудовище" пуританства. Он был
человеком многосторонних научных интересов, стойким противником рабства и
деятельным филантропом. Его шедевр Magnalia Christ Americana, или
Церковная история Новой Англии (1702) был создан, чтобы вернуть пуритан к
вере великих дней Новой Англии. Но Мезерам пришлось иметь дело с паствой
хотя и благочестивой, однако погруженной в мирские заботы; образ такого
прихожанина предстает на страницах Дневника 1674-1729 (опубл. 1878-1882)
судьи С.Сьюолла.
Восемнадцатый век называют эпохой Просвещения. На развитие американской
мысли в это время огромное воздействие оказали психологические теории и
политическая философия англичанина Дж.Локка. Убежденность большинства
просветителей в том, что источник зла - не первородный грех, а пороки
общества, которые можно изменить разумными средствами, внесла свою лепту в
возникновение революционной атмосферы. Идеализм ирландского философа
епископа Дж.Беркли тоже нашел приверженцев в колониях. Казалось, он
открывает возможность сохранить веру в наступающем Веке Разума. Сочинения
Церковные распри (1710) и Защита управления церквей Новой Англии (1717)
Д.Уайза, который в первую очередь опирался на политические теории Локка,
похоронили надежды Мезеров на установление формы церковного правления под
эгидой немногих избранных.
Один из лучших умов Новой Англии, Дж.Эдвардс (1703-1758), предпринял
попытку возродить кальвинизм перед лицом набирающего силу рационализма.
Эдвардс был последним и величайшим пуританским богословом. Повествование о
себе самом (1739), рассказывающее о его обращении в кальвинизм, Решения
(1722-1723), наметившие этапы его духовного роста, и лирический панегирик
будущей жене Сара Пирпонт (1723) говорят о нежном сердце и экстатической
вере - так в его время уже никто не верил. Сочинения, которые он написал
еще в колледже, заложили основы американского рационалистического
идеализма, а тот, в свою очередь, проторил дорогу Р.У.Эмерсону и великому
литературно-философскому движению в Новой Англии следующего столетия.
Эдвардс верил, что в религиозном опыте большую роль играет чувство, и это
позволило ему стать провозвестником "Великого пробуждения" - религиозного
возрождения, охватившего колонии в 1730-х годах.
Квакеры Филадельфии, как и евангелические общины Новой Англии, придавали
огромное значение личному откровению через "внутренний свет" - ощущение
божественного присутствия в душе человека. Дневник (1774) проповедника-
миссионера Д.Вулмана стал классическим памятником американского духовного
опыта. С другой стороны, житейский материализм плантатора-южанина У.Бэрда
(1674-1744) отвечал нарождавшемуся индивидуализму. В 1728 Бэрду поручили
установить границу между Виргинией и Северной Каролиной. Он оставил
неприкрашенное сатирическое описание пограничного района и его обитателей
в Истории пограничной линии (ок. 1728, опубл. 1841).
Б. Франклин (1706-1790) был ярким воплощением американского Просвещения;
он свято верил в главные принципы просветителей: естественные права
человека, политическое равенство и природный альтруизм. Основным
литературным достижением Франклина стала Автобиография, над которой он
работал урывками между 1771 и 1789 и которая вышла в Америке только в
1818. Написанная искренне, просто и с юмором, она дает выразительный
портрет изобретателя, ученого, государственного мужа и непритязательного
философа. Оборудовав в Филадельфии собственную типографию, Франклин
выпускал "Пенсильванскую газету" (1729-1766) и "Альманах Простака Ричарда"
(1733-1758), позднее опубликовал изречения Простака Ричарда (лучшее в
"Альманахе") отдельной книгой Путь к богатству (1757). Франклин принимал
участие в работе Континентального конгресса и его комитета по составлению
проекта Декларации независимости. Его сатиры на британскую колониальную
политику стоят в одном ряду с политическими сатирами Дж. Свифта и
Вольтера.
Давление со стороны британского правительства и короны разделило
колонистов на два лагеря, тори и вигов. Тори, твердокаменные роялисты,
были остроумней; виги, революционеры поневоле, действовали больше
убеждением. Тори принадлежат несколько интересных сочинений, например
Письма верноподданной дамы (между 1768 и 1775) Анны Халтон. Последний
королевский губернатор Массачусетса Т.Хатчинсон написал объективную и
беспристрастную Историю колонии и провинции залива Массачусетс (1764,
1767, 1828). Первым из вигов потребовал у Англии справедливости Дж. Оутис
в Подтверждении и обосновании прав британских колоний (1764). Д.Дикинсон в
Письмах пенсильванского фермера (1767-1768) первым подчеркнул, что ущерб,
причиненный одной из колоний, представляет угрозу для всех. Однако
требование реального отделения от Англии пришло из Англии и было
сформулировано эмигрировавшим в Америку Т.Пейном (1737-1809), который в
памфлете Здравый смысл (1776) обосновал политические и экономические
выгоды отделения для его новой родины. Стиль Пейна отчетливо
просматривается и в проекте Декларации независимости, официально
представленном Т.Джефферсоном (1743-1826). Джефферсон также оставил
Записки о штате Виргиния (1784) и великолепное эпистолярное наследие, в
т.ч. письма многих лет к Д.Адамсу. Выдающееся семейство Адамсов - Джон,
Эбигейл и Джон Куинси - в письмах, дневниках и автобиографии тщательно
запечатлело долгий отрезок времени.
Завоевание независимости и образование конфедерации штатов не принесли
долгожданного благоденствия и уверенности в будущем; вскоре возникла
потребность в более сильном и эффективном правительстве. Общественное
мнение формировали А.Гамильтон, Дж.Мэдисон и Д.Джей, совместно выпустив
серию политических эссе Федералист (1787-1788). Эти живо написанные 85
очерков считаются мировой классикой в области политической теории.
Установление республики согласно принятой Конституции повело к
соперничеству между Джефферсоном и Гамильтоном и возникновению
политических партий. В журналистике Джефферсона поддерживал Ф.Френо,
который в период революции выступал с антибританскими стихотворными
памфлетами и сатирами. Сентиментальные стихи Френо о природе и море делают
его предшественником американского романтизма.
Противоположности Р. Тайлера, поставленные в 1787, были первой написанной
американцем комедией. Х.Г.Брэкенбридж поддержал подавление Вашингтоном
"водочного бунта", дав в романе Современное рыцарство (1792) сатирические
портреты "бунтарей" в духе англичанина Г.Филдинга. Сентименталист
С.Ричардсон, современник Филдинга, стал образцом для Сусанны Роусон,
написавшей книгу о соблазне и горьких слезах Шарлотта Темпл (1790).
Ч.Б.Браун (1771-1810) первым из американских писателей начал жить
литературным трудом. Он работал в популярном жанре "готического" романа:
Виланд (1798), Артур Мервин (1799), Ормонд (1799) и Эдгар Хантли (1799).
Сборник очерков Письма американского фермера (1782) Сент-Джона де
Кревекера примечателен оптимистическим взглядом на будущее Америки. Первым
в ряду многочисленных эссеистов, отличавшихся пылким национализмом, был
Н.Уэбстер; его любовь к Америке нашла выражение, помимо политических
очерков, в том, что он составил Словарь американского английского языка
(1800-1828).
Группа коннектикутских литераторов-любителей, прозванных "хартфордскими
(или коннектикутскими) острословами", известна как индивидуальными, так и
коллективными сочинениями. Основатель группы Д.Трамбл (1750-1831) создал
первую американскую сатиру на нравы университетской среды Развитие тупости
(1771-1773). Пасторальная поэма Т.Дуайта (1752-1817) Гринфилд Хилл (1785)
исполнена поэтического чувства. Дж.Барлоу (1754-1812) помнят как автора
ироикомической поэмы Скорый пудинг (1796), воспевающей простонародное
американское блюдо из кукурузной муки. Так называемые "никербокеры" свое
название получили по имени историка из Нью-Йорка Д.Никербокера, которого
придумал В.Ирвинг. В разное время к "никербокерам" принадлежали не менее
20 авторов, работавших в Нью-Йорке в начале 1800-х годов, в т.ч. три
первых выдающихся мастера американской литературы: Ирвинг, поэт и редактор
У.К.Брайант и романист Дж.Ф.Купер. Фигуры меньшего масштаба - поэты
Ф.Халлек и Р.Дрейк и романист Дж.К.Полдинг. Сатирический дар последнего
блестяще проявился в Забавной истории про Джона Булля и Брата Джонатана
(1812), злой антибританской аллегории на тему Американской революции.
У. К. Брайант (1794-1878) добился совершенства в искусстве стиха, особенно
белого. Среди его лучших стихотворений - Танатопсис, К перелетной птице,
Надпись перед входом в лес и другие. В 1827 он начал работать в редакции
нью-йоркской "Ивнинг пост", став первым в цепочке великих нью-йоркских
редакторов. В.Ирвингу (1783-1859) успех принесла История Нью-Йорка от
сотворения мира до конца голландской династии (1809), вышедшая под
псевдонимом Дидрих Никербокер. В 1815 Ирвинг отплыл в Англию, где выпустил
Книгу эскизов (1819-1820). Включенные в нее непревзойденные новеллы Рип
Ван Винкль и Легенда о Сонной Лощине принесли ему международную славу.
Очерки английской сельской жизни в переработанном и расширенном виде
составили книгу Брейсбридж Холл (1822). Альгамбра (1832), созданная после
поездки автора в Испанию, - собрание очаровательных очерков и историй на
материале романтических мавританских легенд. Свой творческий путь Ирвинг
завершил пятитомной Жизнью Вашингтона (1855-1859).
Дж. Ф. Купер (1789-1851) был первым великим американским романистом. Он
создал роман фронтира (граница передвижения переселенцев), а его герой
Кожаный Чулок стал американской легендой, наделенный едва ли не
сверхъестественным знанием леса и умением жить, слившись с природой, и в
то же время воплощение житейской мудрости и естественных добродетелей. В
романе о Войне за независимость Шпион (1821) Купер обратился к
историческому жанру. Свою особую художественную вселенную он открыл в
первом романе о фронтире Пионеры (1823), где Натти Бампо - такое имя
впоследствии получил Кожаный Чулок - изображен в реалистической манере. В
дальнейших романах цикла - Прерия (1827), Следопыт (1840) и Зверобой
(1841) - он предстает в романтическом свете как философ природы и герой
эпического масштаба. Лучшая книга цикла - Последний из могикан (1826).
Купер в юности был моряком, всю жизнь оставался верен морю, и вполне
естественным было его обращение к "морскому" роману. Первый из них, Лоцман
(1823), считается и самым лучшим.
Итоги англо-американской войны 1812-1814 и образ жизни фронтира немало
способствовали укреплению национального духа индивидуализма и свободы.
Господствовавший в Европе романтизм был словно создан для Америки 19 в., с
ее подчеркнутым вниманием к чувству и личности. Как зрелая система
мышления и чувствования американский романтизм сформировался в Новой
Англии. Многих романтиков привлек трансцендентализм. Староста церкви
унитариев У.Э.Чаннинг обосновал идеи трансцендентализма в эссе
Нравственная критика кальвинизма (1820). Глубокая вера в личность
соединила религиозный либерализм, концепцию политической демократии и
литературный романтизм, дабы претворить суть американского опыта в
художественные произведения.
Э. А. По (1809-1849) первым из американских писателей уверовал в
"искусство для искусства". Он пришел к новому положению о том, что душа
поэзии - выразительность, а не содержание: поэзия тем совершенней, чем
сильнее в ней музыкальное начало, но совершенство недоступно художнику.
Мелодичность и новизна стихотворений По таковы, что они легко
запоминаются, и поэтому Ленора, Ворон или Аннабель Ли относятся к
известнейшим образцам американской поэзии. В жанре рассказа тяга По к
экзотике и ужасному свидетельствует о его интересе к готическому роману.
Его гений особенно очевиден в воссоздании атмосферы действия. Он понимал и
ощущал рассказ как завершенное художественное целое. Лягушонок, Черный
кот, Сердце-обличитель и Бочонок амонтильядо - в числе лучших "страшных
рассказов" в мировой литературе, а новеллы Убийство на улице Морг, Тайна
Мари Роже и Похищенное письмо дают право считать По основоположником
детективного жанра.
Философ, эссеист и поэт Р. У. Эмерсон (1803-1882) был признан главой
романтизма Новой Англии. Сгруппировавшиеся вокруг него в его родном
городке Конкорде (шт. Массачусетс) либерально настроенные интеллектуалы
считали Эмерсона своим духовным вождем. Он был самым блестящим лектором
своего времени; разнообразные темы для лекций он черпал из своих Тетрадей
(опубл. 1900-1914). Тексты лекций он затем дорабатывал и издавал в виде
эссе; самые знаменитые из них вошли в книги Опыты (1841) и Опыты: Часть
вторая (1850). Эмерсон впервые изложил свое кредо в эссе Природа (1836),
за которым последовало выступление в Гарвардском университете Американский
ученый (1837) - смелая критика формализма и косности в науке. Эмерсон
отказывался вступать в какие-либо клубы или группировки, но к близким ему
по духу относился дружески и поддерживал их начинания. К числу последних
относились попытка организации кооперативной общины Брук Фарм,
"Трансцендентальный клуб" и литературный ежеквартальник "Дайел"
("Циферблат"), который Эмерсон одно время редактировал. Его поэзия
отмечена таким же нонконформизмом. Он пренебрегал строгим размером,
избегал распространенных шаблонов и создавал свежие образы, которые
впоследствии вдохновляли Эмили Дикинсон и Р.Фроста. Поэтические сборники
Эмерсона Стихи (1846) и Майский день и другие стихотворения (1867) стали
вехами в истории американской поэзии.
Первым в ряду последователей Эмерсона был натуралист и иконоборец Г.Д.Торо
(1817-1862). Учитель, землемер, мастер на все руки, время от времени
редактор "Дайела", Торо строил жизнь в согласии с трансценденталистскими
заповедями опоры на собственные силы, независимости и нонконформизма.
Идеалы и вера Торо раскрыты в книге Уолден, или Жизнь в лесу (1854) - в
восемнадцати очерках, описывающих его мысли и действия на протяжении двух
лет жизни в изоляции от общества на берегу принадлежавшего Эмерсону
Уолденского озера близ Конкорда. Ни одному писателю не удалось так
выразительно запечатлеть очарование первозданной Америки или столь же
красноречиво воспеть простую жизнь. В самом важном своем эссе О
гражданском неповиновении (1849) Торо обосновал принципы ненасильственного
сопротивления войне и рабству.
Потомок новоанглийских пуритан Н. Готорн (1804-1864) разделял пуританскую
одержимость идеей греха. По окончании Боуден-колледжа он 12 лет провел в
Сейлеме в относительном затворничестве, под конец предприняв несколько
поездок по Новой Англии, на материале которых написаны рассказы,
составившие книгу Дважды рассказанные истории (1837). В Бостоне Готорн
познакомился с ведущими литераторами этого района и провел какое-то время
в общине Брук Фарм. Разочаровавшись в общинной жизни, он вскоре перебрался
из Брук Фарм вместе с молодой женой в "Старую усадьбу" в Конкорде. Там он
написал рассказы, вошедшие в сборник Легенды "Старой усадьбы" (1846).
Стремясь примирить интерес к психологии со своим кальвинистским
мировоззрением, Готорн все чаще создавал не просто рассказы, но моральные
аллегории - Молодой Браун, Черная вуаль священника, Родимое пятно.
Вернувшись в Сейлем, он написал один из шедевров американской прозы,
небольшой роман Алая буква (1850) - исследование того, как печать греха
сказывается на судьбах трех главных действующих лиц. В романе Дом о семи
фронтонах (1851) - об исполнении наложенного на дом проклятия - тема и
обстановка действия играют бльшую роль, нежели характеры или сюжет.
Счастливый Дол (1852) отчасти воссоздает опыт жизни Готорна в Брук Фарм.
Место действия романа Мраморный фавн (1860) - современный автору Рим, а
тема - превращение человека в существо разумное через познание добра и
зла.
Проблемы зла, над которыми бился Готорн, пуританин в душе, постоянно
занимали и Г.Мелвилла (1819-1891). Его ранние книги - в основном
повествования о море: автор в юности был моряком. Этот опыт он сперва
использовал в Тайпи (1846), незамысловатой истории, рассказанной от лица
матроса о его безмятежной жизни на Маркизских островах, затем - в Ому
(1847), где повествуется о новых приключениях рассказчика на Таити и
близлежащем Муреа, а миссионеры и колониальные чиновники обличаются как
поработители, грабители и растлители наивных туземцев. Белый бушлат (1850)
завершает цикл Южных морей; яркое воссоздание Мелвиллом жизни простых
матросов со всеми ее тяготами, в особенности же сцена порки, побудило
Конгресс внести изменения во флотский устав. Моби Дик (1851) Мелвилла,
история одержимости жаждой мщения, относится к величайшим достижениям
американской литературы. Искалеченный при попытке забить гигантского
белого кашалота по кличке Моби Дик, капитан Ахав набирает пеструю команду
китобоев и пускается в охоту за ненавистным врагом. Весь экипаж погибает,
спасается лишь юный рассказчик Измаил. Моби Дик - роман в высшей степени
сложный. Повествование перебивается в нем монологами, философскими
отступлениями, экскурсами в естественную историю китов и вставками с
изложением тонкостей китобойного промысла. Не найдется и двух критиков,
согласных в истолковании хотя бы главных символов этой книги. Самого Моби
Дика рассматривают то как воплощение зла, то как олицетворение Бога.
Мелвилл создал всеобъемлющее произведение, в котором с точки зрения
нравственности исследованы природа добра и зла, способность воли бросить
вызов судьбе, вечный конфликт между человеком и вселенной. Среди других
сочинений Мелвилла - исторический роман Израиль Поттер (1855); Рассказы на
веранде (1856), куда вошли великолепные Бенито Серено и Писец Бартльби ;
томик стихотворений; его последний анализ проблемы добра и зла - Билли
Бадд, фор-марсовый матрос (опубл. 1924).
Провозгласившие себя аристократами литераторы Бостона и Кеймбриджа -
О.У.Холмс в шутку назвал их "бостонскими браминами" - придерживались
"традиции благопристойности" европейской культуры. Самым видным из
"браминов" и самым популярным поэтом своего времени был Г.У.Лонгфелло
(1807-1882). Мастер поэтической формы, он писал стихи в духе
господствовавших настроений и романтические баллады о прошлом Америки.
Свой талант он тратил на сочинение длинных поэм - Евангелина (1847), Песнь
о Гайавате (1855) и Сватовство Майлза Стэндиша (1858). Между тем
известностью в Америке и за рубежом Лонгфелло обязан сборникам Баллады и
другие стихи (1842) и Рассказы придорожной гостиницы (1863). Лонгфелло
пользовался славой простого и безмятежного поэта, так что издание Стихов о
рабстве (1842) потребовало от него немалого мужества. В последнее время
критика заинтересовалась морской темой в поэзии Лонгфелло.
Врач и учитель, поэт, эссеист и романист доктор О.У.Холмс (1809-1894)
являл собой идеал литератора-джентльмена. Он писал легкие ироничные стихи
на современные темы, а его сборник Самодержец обеденного стола (1858)
включает пространные рассуждения обо всем, что привлекало его внимание. В
своих "медицинских" романах Элси Веннер (1861), Ангел-хранитель (1867) и
Смертельная неприязнь (1885) он исследовал побудительные мотивы человека с
точки зрения медицины и психологии того времени. Дж.Р.Лоуэлл (1819-1891),
поэт, ученый, критик и дипломат, обладал чувствительностью Лонгфелло,
остроумием Холмса и аристократическим вкусом обоих. Его талант в полной
мере проявился в связи с движением за освобождение негров. В стихах на
злобу дня, вошедших в сборники Бумаги Биглоу (1848) и Бумаги Биглоу: Часть
вторая (1867), он весьма успешно использовал острословие и говор янки. В
свое время он пользовался не меньшей известностью и как критик. Серьезный
подход к материалу, остроумие и иносказательность делают Лоуэлла
выдающимся комментатором литературного процесса эпохи.
В отличие от "браминов", поэт Д.Г.Уитьер (1807-1892) родился в бедной
семье фермеров-янки и не получил надлежащего образования. Бльшая часть его
поэтического наследия посвящена сельской Новой Англии и простому человеку,
чья история и есть история народа. Сегодня лучше всего, вероятно, знают
его баллады Барбара Фритчи и Въезд шкипера Айрсона. Уитьер был страстным
противником рабства, и его стихи против рабовладения обеспечили ему
прочное, хотя и скромное место в истории американской поэзии. Историки
периода американского романтизма У.Х.Прескотт (1796-1859), Д.Л.Мотли
(1814-1877) и Фр. Паркмен (1823-1893) писали в духе англичанина
Т.Б.Маколея.
На протяжении трех десятилетий, предшествовавших Гражданской войне,
множество сочинений и на Севере, и на Юге были посвящены самой
злободневной проблеме - рабству. У.Г.Симмс (1806-1870) в романах об
Американской революции Йемасси (1835) и Партизан (1835) решительно защищал
южный идеал сельского уклада, а Дж.П.Кеннеди в романе Суоллоу Барн (1832)
восхвалял отеческую заботу плантаторов о рабах. У.Грейсон в поэме Наемник
и раб (1854) рисовал преимущества жизни раба в южных штатах по сравнению с
существованием европейского поденщика. Однако самой значительной книгой о
рабстве стала Хижина дяди Тома (1852) Гарриет Бичер-Стоу; роман вызвал на
Севере и за рубежом громкий общественный резонанс.
Гражданская война разделила нацию на два вооруженных лагеря и глубоко
повлияла на экономику и Юга, и Севера. США перешли к провинциализму, что
нашло выражение в т.н. областнической, или "местной", литературе. С другой
стороны, промышленный рост в послевоенные годы изменил облик нации.
Писатели стали уделять больше внимания непосредственной сиюминутной
американской жизни и меньше - разработке отвлеченных идей. Точность
формулировок и пристальное наблюдение будничного существования
способствовали развитию реализма. Доминирующей в литературе 1865-1910
стала тема борьбы американца за сохранение своей личности во всей ее
целостности перед лицом экономических и общественных перемен.
Писатели послевоенного Юга были в большинстве своем "пережитками"
романтизма, который цеплялся за ценности прошлого, чтобы остановить
наступление реализма. Признанным "лауреатом Конфедерации" был поэт и
редактор Г.Тимрод. В стихотворениях поэта, романиста, лектора и музыканта
С.Ленира (1842-1881) слышны отзвуки той враждебности, которую английские
прерафаэлиты питали к промышленности и торговле. Его первой книгой был
военный роман Тигровые лилии (1867), в котором содержатся ранние
реалистические описания жизни на Юге.
Величайший поэт Америки 19 в. - У.Уитмен (1819-1892). И по содержанию, и
по форме его поэзия разительно отличается от всей предшествующей.
Написанные свободным стихом без размера и рифм, часто выдержанные в
интонациях поэтического пророчества, произведения Уитмена, насыщенные
яркими образами, славят жизненную силу и многообразные формы американской
демократии, провозглашают мистическую веру в простого человека. Листья
травы - свод поэзии Уитмена. Их первое издание (1857), включавшее всего 12
стихотворений, знаменовало начало новой эры американской литературы. Для
последующих восьми изданий он каждый раз дополнял и перерабатывал книгу,
так что ко дню его смерти она содержала почти 400 стихотворений и поэм.
Уитмена часто называли "пророком Демократии". Его представления о
равенстве и народовластии опирались на глубокую веру в человеческое
товарищество. В стихотворении, которым открывались Листья травы и которое
впоследствии получило название Песня о себе, он соединил себя со всем
человечеством.
Эмили Дикинсон (1830-1886), если и уступала кому-нибудь из современников
как поэт, то лишь одному Уитмену. Она была его полной противоположностью.
Почти все свои взрослые годы она провела в Амхерсте (шт. Массачусетс).
Отвернувшись от внешнего мира, она воссоздавала в коротких, предельно
насыщенных, причудливых и прихотливых лирических стихотворениях
собственный внутренний мир. Эмили Дикинсон написала около 2000 стихов, и
лишь 5 из них увидели свет при ее жизни, да и то без согласия автора.
Самое заурядное и повседневное, что случалось у нее в доме или в саду, под
ее пером претворялось в события вселенских масштабов, выражая такие
категории, как жизнь, смерть, природа, время, вечность. Ее воображение
богато и своеобразно, прозрения непосредственны, наблюдения проницательны
и окрашены юмором. Дитя настроений, Эмили Дикинсон - самый вдохновенный
поэт-лирик, какого дала Америка.
Весьма показательной для периода после Гражданской войны была
областническая литература. Авторы "местного колорита" ограничивали себя
бытописанием и поверхностным изображением конкретных районов. Сара Орн
Джуит (1849-1909) глазами беспристрастного наблюдателя показала упадок
Новой Англии. В Дипхейвене (1877) и Стране островерхих елей (1896) она
разработала форму "статичного" романа, в котором почти нет действия, но
важны описания обстановки и характеры, что полностью отвечает созданным ею
словесным пейзажам родного штата Мэн. Дж.У.Кейбл (1854-1925) представил
креолов Луизианы в идеализированно-романтических тонах (Старые креольские
времена, 1879) и шокировал южан "либерализмом" в расовом вопросе
(Грандиссимес, 1888). Дж.Ч.Харрис (1848-1908) известен сегодня как
собиратель знаменитых народных сказок дядюшки Римуса. Среди многочисленных
писателей Запада США, внесших вклад в его фольклор и культуру, выдающееся
место принадлежит Брету Гарту, автору сборника калифорнийских рассказов
Счастье Ревущего Стана (1870). Спрос публики на шаржированное изображение
современных манер и нравов удовлетворяли журналисты, в т.ч. Ч.Ф.Браун
(1834-1867), которого вся страна знала под именем Артемус Уорд.
С. Л. Клеменс (1835-1910), писавший под псевдонимом Марк Твен, в юности
мечтал стать юмористом западных штатов наподобие Артемуса Уорда.
Великолепный знаток разговорного языка, тонкий наблюдатель американской
жизни и блестящий рассказчик, Твен одновременно и крупнейший юморист
Америки, и величайший художник старого Запада. Свою творческую биографию
он начинал репортером в Неваде; общенациональная слава пришла к нему после
публикации и по сию пору популярной небылицы Знаменитая скачущая лягушка
из Калавераса (1865). В 1873 Твен взялся за более крупную художественную
форму, написав в сотворчестве с новоанглийским автором Ч.Д.Уорнером книгу,
давшую название всей эпохе, - Позолоченный век. В Приключениях Тома Сойера
(1876) Твен стремился отвратить читателя от сусальных историй о детях,
рассказав о "всамделишном" мальчишке. Приключения Гекльберри Финна (1885)
- о сбежавшем из дома мальчике и его путешествии вниз по Миссисипи на
плоту - были задуманы как продолжение Тома Сойера, однако книга эта куда
более значительна и некоторые критики называют ее самым великим
американским романом. В ней с потрясающей достоверностью показан мир,
увиденный глазами мальчика, а сам этот мальчик, Гек Финн, - символ
свободолюбивой Америки, "дикарь", не желающий подчиняться законам
общества, которое стремится его подавить. Отбор эпизодов, раскрывающих
конфликты эпохи; напряженный сюжет; народное начало и разнообразие типов -
все это делает роман шедевром. Прославленный юморист, Твен был серьезным
писателем, глубоко озабоченным общественными, политическими и
нравственными проблемами. В книгах Принц и нищий (1882), Янки из
Коннектикута при дворе короля Артура (1889) и Личные воспоминания о Жанне
д'Арк ее пажа и секретаря Луи де Конта (1896) он нарисовал неприкрашенную,
зачастую сатирическую картину Средневековья, которое любили идеализировать
авторы романтического возрождения.
Романист, эссеист, редактор и критик У.Д.Хоуэллс (1837-1920) - видная
фигура в истории американской литературы прежде всего потому, что направил
ее на путь реализма. Опекун молодых талантов, Хоуэллс сам не переставал
учиться у европейских мастеров. В повествовании о своем интеллектуальном
развитии Мои литературные пристрастия (1895) он рассказал о писателях,
оказавших влияние на его творчество, в т.ч. русских - И.Тургеневе,
которому обязан своей реалистической эстетикой и методом, и Л.Толстом,
который привлек внимание Хоуэллса к теме социальной несправедливости. В
Возвышении Сайласа Лэфема (1885) он показал, чему его научил Тургенев.
Великолепные характеры, беспристрастная манера изложения и блестящая
композиция обосновывают мнение критики о том, что этот роман о моральном
перерождении выбившегося из низов вермонтского дельца является шедевром
Хоуэллса. В 1880-е годы Хоуэллс начал читать Толстого и заинтересовался
социально-экономическими проблемами. Его лучшие романы в этом плане -
Опасности новых путей (1890), утопия Гость из Альтрурии (1884) и Сквозь
игольное ушко (1907).
Г. Джеймса (1843-1916) уже при жизни называли "мастером", и многие критики
по-прежнему считают его первым романистом Америки. Свое мастерство он
оттачивал, не переставая экспериментировать в жанрах рассказа, повести и
романа. Теории и практике Джеймса современный роман обязан многими
основными принципами формы и композиции. Джеймс считал единственно
реальным лишь то, что нам лично известно. Поэтому он переместил поле
реалистического искусства из внешнего во внутренний мир, создав
субъективный роман - крупнейший его вклад в литературу. Техника
субъективного письма Джеймса, развившаяся в 20 в. в роман "потока
сознания", допускает в художественный текст лишь то, что является опытом
или восприятием какого-нибудь персонажа. Автор устранен из повествования,
читатель следит за развитием сюжета и узнает "правду" исключительно через
восприятие действующих лиц. Из-за сосредоточенности на субъективном диалог
и внутренний монолог играют в романах Джеймса значительно бльшую роль, чем
действие. Творчество Джеймса ограничено тремя основными проблемами:
противопоставление американской искренности и неотесанности - европейской
лживости и утонченности; конфликт между искусством и действительностью;
замена морального критерия в определении добра и зла психологическим. Как
для комедиографа общественных нравов Европа была для него много
притягательней Америки; он переехал во Францию, а затем поселился в
Англии. Как правило, Джеймс писал об американском и европейском высшем
классе, с жизнью которого был лучше всего знаком. Он анализировал
воздействие Старого Света на американцев в Родерике Хадсоне (1876),
Американце (1877) и Дэйзи Миллер (1878), а Нового Света на европейцев - в
Европейцах (1878); список романов на эту тему венчает Женский портрет
(1881).
Во "второй период" творчества Джеймс кое-что позаимствовал у французских
натуралистов, которые рисовали власть над человеком внеличных
биологических, экономических и социальных сил. При этом, как показывают
романы Бостонцы (1886), Княгиня Казамассима (1886) и Трагическая муза
(1890), Джеймс не отказывался от веры в свободу воли. Последняя книга
примечательна тем, что в ней возникает тема столкновения жизни и
искусства. В цикле экспериментальных романов, описывающих разложение
британского общества, - Пойнтонская добыча (1897), Что знала Мейзи (1897),
Неудобный возраст (1899) и Священный источник (1901), - Джеймс достигает
виртуозного мастерства. Тогда же были написаны и такие шедевры его малой
прозы, как Письма Асперна (1888), Ученик, Узор ковра и лучшая его повесть
Поворот винта (1898), вероятно, непревзойденный образец литературы ужаса.
В последний, или "главный", период Джеймс превзошел все написанное им
ранее, создав три великих романа - Крылья голубки (1902), Послы (1903) и
Золотая чаша (1904).
В последние десятилетия 19 в. Америка отвергла провинциализм, воцарившийся
после Гражданской войны, и вновь открылась для влияния европейской мысли и
литературы. В сфере экономики наибольшее воздействие в эти годы оказала
работа Прогресс и нищета (1879) Г.Джорджа (1839-1897), отметившего связь
между техническим прогрессом и ростом обнищания. Т.Веблен (1857-1929)
соединил социологию с экономикой в своем шедевре Теория неработающего
класса (1899), где обосновал принципиальное различие между продуктивностью
"производства", изготавливающего товар, и паразитизмом "бизнеса",
призванного обеспечивать прибыли для неработающего класса. Философия
прагматизма, разработанная У.Джеймсом (1842-1910), с наибольшей полнотой
представлена в его работах Прагматизм (1907) и Смысл истины (1909). Исходя
из посылки о том, что конечным критерием истинности идеи являются ее
практические результаты, он призывал от абстракций и отвлеченностей
обратиться к фактам. В своем важнейшем психологическом труде Принципы
психологии (1890) он определил разум как инструмент приспособления
человеческого организма к окружению. Предложенное Джеймсом описание
сознания как потока с глубинными течениями оказало большое влияние на
художественную прозу 20 в. Г.Адамс (1838-1918), отпрыск знаменитой семьи,
в опубликованном частным образом Воспитании Генри Адамса (1907) попытался
сформулировать главные проблемы, стоявшие перед его современником.
Многие новейшие вопросы экономического и социального характера стали
достоянием журналистики и художественной литературы. Группа журналистов,
прозванных "разгребателями грязи", безжалостно разоблачала корыстолюбие и
презрение к общественному благу, свойственные американскому бизнесу на
рубеже веков. Кроме того, ряд писателей выразили свой протест в романах,
по сути являвшихся пропагандой в форме художественной литературы.
Верой в прогресс и технические открытия проникнут утопический роман
Э.Беллами (1850-1898) Взгляд назад. 2000-1887 (1888), ярко выразивший
оптимизм конца века. Романы Э.Синклера (1878-1968), в отличие от утопии
Беллами, посвящены реальной борьбе пролетариата. Занявшись по заданию
редакции изучением чикагских скотобоен, он написал свой первый и самый
знаменитый роман Джунгли (1906), беспощадное обличение эксплуатации.
Потрясающие разоблачения коррупции в области мясной промышленности вызвали
шквал возмущения, что сыграло роль в принятии первого в истории Америки
Закона о продуктах питания и лекарствах. Социально-политические взгляды
Синклера нашли исчерпывающее выражение в его пропагандистских романах
1920-х годов, где раскрыто влияние капитала на религию, прессу,
образование и искусство. Крушение мира (1940) открывает цикл романов о
Лэнни Бадде; здесь показаны этапы жизненного пути умудренного опытом
собирателя произведений искусства. В поисках новых форм воплощения
основных категорий человеческого опыта многие американские писатели
обратились к французской литературной школе - натурализму. Жесткие
крайности натурализма были смягчены в Америке традиционным оптимизмом и
ханжеством, однако такие авторы, как С.Крейн, Ф.Норрис и Дж.Лондон,
противопоставили "традиции благопристойности" суровую реальность жизни.
Сборник Главные проезжие дороги (1891), содержащий жестокие неприкрашенные
картины из жизни фронтира, свидетельствует об острой наблюдательности и
повествовательном даре Х.Гарленда (1860-1940). Он высоко оценил роман
С.Крейна (1871-1900) Мэгги, уличная девчонка (1893, 1896): Крейн был
писателем того типа, каким стремился, но не смог стать сам Гарленд.
Мировую известность Крейну принес роман о Гражданской войне Алый знак
доблести (1895). Крейн с удивительной проницательностью раскрыл психологию
страха человека на фронте, что примечательно, поскольку автор не имел
военного опыта. Герои двух его главных романов - молодые люди, в жизни
которых наступает переломный момент. То, как Крейн изобразил
взаимодействие между внешними факторами, влияющими на ход событий, и
неосознанными внутренними побуждениями персонажей, стало образцом для
следующего поколения писателей. Стихотворения Крейна, написанные свободным
стихом, исполненные жестокого реализма, предвосхитили поэзию 1920-х годов.
Самый сильный, хотя и не лишенный недостатков роман Фр.Норриса (1870-1902)
Спрут (1901) был первой книгой задуманной им трилогии "эпоса пшеницы". В
нем описана борьба калифорнийских фермеров, выращивающих пшеницу, против
монополизма Южно-тихоокеанской железной дороги. Второй роман, Омут (1903),
изображает разнузданные спекуляции пшеницей на чикагском зерновом рынке. В
Спруте Норрис добился эпического размаха, к которому стремился. Рассказами
об Аляске времен золотой лихорадки прославился Дж.Лондон (1876-1916). В
романе Мартин Иден (1909), основанном на автобиографическом материале,
Лондон попытался рассмотреть общественные проблемы в свете биологических
законов природы. Его социально-политические взгляды наиболее полно
отражены в таких романах, как Морской волк (1904) и Железная пята (1901).
"Герой" его самой известной повести Зов предков (1903) - эскимосская
лайка, которая после смерти хозяина уходит жить к волкам.
Когда Норрис в 1900 прочитал рукопись романа Т.Драйзера (1871-1945) Сестра
Керри и убедил издательство "Даблдей" его напечатать, это стало поворотным
пунктом в истории американской литературы. До 1912 роман Сестра Керри,
подробнейшее повествование о деревенской девушке, попавшей в сети большого
города с его блеском и нищетой, не пользовался особой известностью, но в
конечном итоге Драйзер оказал на литературу начала 20 в. более глубокое
воздействие, чем любой другой романист. Среди выдающихся писателей-
современников Драйзер меньше всех заботился о стиле и форме. Источник
трагедии в его книгах - конфликт между стремлением человека к
самоутверждению и законами и условностями общества, которое обуздывает его
инстинкты. В этой борьбе побеждают сильнейшие, а самые слабые терпят крах.
Портреты "грешниц" в Сестре Керри и Дженни Герхардт потрясли читателей
правдивостью и пробудили сострадание. Фрэнк Каупервуд, герой "трилогии
желания", состоящей из романов Финансист (1912), Титан (1914) и Стоик
(1947), - олицетворение жизненного успеха в понимании Драйзера. В
Американской трагедии (1925), быть может, самом известном его романе, он
по-иному подходит к решению социально-биологической проблемы. Построенный
на реальном событии - убийстве юношей беременной подружки, роман
представляет протагониста как жертву общества, которое соблазнило его
обещанием шикарной жизни, но не наделило моральной силой.
Принадлежавшая к нью-йоркской аристократии Эдит Уортон (1862-1937) в
романах Обитель радости (1905), Век наивности (1920) и четырех повестях,
составивших сборник Старый Нью-Йорк (1924), раскрыла слабые стороны
старого общественного уклада, с его ограниченной культурой и жесткими
нормами поведения. Местом действия самого известного своего произведения,
повести Итан Фром (1911), она выбрала унылую Новую Англию, с иронией и
убедительностью поведав историю подавленной любви. В то время как Эдит
Уортон скорбела о том, что нью-йоркское общество скатывается к варварству,
Эдит Глазго (1874-1945) с глубоким сочувствием изображала в своих романах
упадок аристократической культуры Виргинии и развал сельского жизненного
уклада. Героини романов Уиллы Кэсер (1873-1947) - художница в Песне
жаворонка (1915) и жительница прерий, девочка из семьи иммигрантов-чехов
(Моя Антония, 1918) - действуют по наитию, как подсказывает им их природа.
Мир этих живых и наивных натур - мир пионеров, а не развращенного
общества. В романе Смерть приходит за архиепископом (1927) показана сила
духа, которую воспитывают в человеке земля и широкие горизонты.
С. Льюис (1885-1951) был самым язвительным бытописателем американской
провинции. Избрав родной городок мишенью своей талантливой сатиры в романе
Главная улица (1920), он стал беспощадным критиком среднего класса
Америки. Со смесью презрения и сочувствия выписан портрет героя его романа
Бэббит (1922), чье имя стало нарицательным, а образ - впечатляющим
олицетворением "маленького человека", боготворящего успех и бездуховное
промышленное общество. Эрроусмит (1925) - история молодого врача, который
мучительно выбирает между духовными и материальными ценностями; Элмер
Гентри (1927) - безжалостная сатира на евангелиста со Среднего Запада.
Льюис искал чистоту американского идеала, но повсюду видел лишь грязь и
преклонение перед деньгами. В 1930 он первым из американцев стал лауреатом
Нобелевской премии по литературе.
Самым известным поэтом переходного века был Э.А.Робинсон (1869-1935).
Подобно Льюису, Робинсон нашел квинтэссенцию человеческого опыта в родном
городке, выведенном в его поэзии под названием Тильбюри-Таун. Прославившее
Робинсона умение уместить в рамки стихотворения сжатую драматичную историю
человеческой жизни впервые предстало в сборнике Дети ночи (1896-1897).
Во втором десятилетии 20 в. Америка пережила литературную революцию,
которая перечеркнула идеи, формы и установки 19 в. То, что назвали потом
"вторым расцветом" (первым был период романтизма) американской литературы,
началось в годы Первой мировой войны. Поэты начала 20 в. провозгласили
"революцию слова", выступив против приемов, целей и тем традиционной
поэзии. Столицей этой революции был Чикаго, где Гарриет Монро основала в
1912 журнал поэзии "Поэтри". Конкурирующее издание, журнал Маргарет
Андерсон "Литтл ривью", из Чикаго и Нью-Йорка переместился в Европу. В
числе авторов первого журнала были Сэндберг, Мастерс и Линдсей, второго -
Т.С.Элиот и Э.Паунд.
В. Линдсей (1879-1931) в сборнике Конго и другие стихи (1914), опираясь на
размеренные ударные ритмы, передал шорох прерии под ветром, грохот и лязг
большого города, эхо полузабытого африканского леса. Стремясь разработать
новую форму самобытного американского стиха, он использовал элементы
фольклора и джаза. Плодовитый литератор Э.Л.Мастерс (1869-1950) вошел в
историю американской литературы сборником стихотворных эпитафий Антология
Спун-Ривер (1912), на страницах которого похороненные на местном кладбище
рассказывают, какова была их настоящая жизнь. Из их автоэпитафий,
написанных угловатым свободным стихом, возникает жестокая в своей
откровенности панорама горьких несостоявшихся судеб обитателей унылого
городка. Восприняв народное наследие, К.Сэндберг (1878-1967) успешно взял
на себя роль певца Америки, что до него удалось одному Уитмену. Презрение
социалиста к "изящной" поэзии он с предельной резкостью выразил в
Чикагских стихах (1916), лишенных размера и поэтической формы, четкого
ритма и тонкой образности. Лущильщики кукурузы (1918) свидетельствуют о
том, что в мировоззрении Сэндберга радикализм уступил место линкольновской
иррациональной вере в народ и землю. Окончательное кредо поэта заявлено в
сборнике Народ - да (1936).
Первый со времен Лонгфелло и Уитмена американский поэт, завоевавший
широкого читателя, Р.Фрост (1874-1963) держался традиций, но и не
отказывался от эксперимента. Поэзия, считал он, начинается с живого
голоса, и многие его стихотворения опираются на то, что он называл
"фразовыми интонациями", заимствованными непосредственно из разговорной
речи. В поисках духовных истин Фрост обратился к земле и тем, кто ее
возделывает. Сначала его воспринимали лишь как певца природы: его стихи
были обманчиво просты. Фрост отправился в Англию, где его сборники Воля
мальчика (1913) и К северу от Бостона (1914) нашли благодарного читателя.
Возвратившись на родину в 1915, он поселился в Новой Англии. В его поэзии
простые и незначительные жизненные переживания, затрагивающие природу и
человека, предстают как символы истины.
Из поэтов-экспатриантов самым влиятельным был Э.Паунд (1885-1972), чьи
критические теории в сильнейшей степени воздействовали на развитие
современной английской и американской поэзии. Паунд не только создал свыше
ста Песен и Хью Селвина Моберли (1920), отдельные фрагменты которых
относятся к самым значительным поэтическим явлениям современной эпохи, но
еще и помог советом и поддержкой целому поколению поэтов и романистов и
дал эстетическое обоснование своему новому поэтическому стилю. В 1908
Паунд приехал в Лондон и вскоре вместе с английским поэтом Т.Э.Хьюмом
основал школу "имажизма". Он требовал предельной ясности каждого "чистого"
образа и метафоры и обращения к свежему, по возможности разговорному
языку. Паунд привлек в свою группу поэтов X.Д. (Хильду Дулитл),
У.К.Уильямса и Марианну Мур. Затем он уехал в Париж, а оттуда в Италию,
где остался надолго. В 1917 он выпустил первую часть Песен, эпической
поэтической сюиты, печатавшейся фрагментами (к 1959 их насчитывалось 109)
на протяжении его творческой биографии. Самое значительное произведение
Паунда - сатира в стихах Хью Селвин Моберли, где он, отворачиваясь от
вульгарной действительности, утверждает свою преданность чистому
искусству. В Италии Паунд стал сторонником Муссолини и поддержал фашизм.
После войны американский суд признал его невменяемым, и 1946-1958 он
провел в лечебнице для душевнобольных.
Т. С. Элиот (1888-1965), выдающийся "ученик" Паунда и глава нового
поэтического движения, родился в Сент-Луисе. Он буквально ворвался в
литературу, выпустив в Англии тонкую книжку стихов Пруфрок и другие
наблюдения (1917). После выхода сборника Священный лес: Опыты о поэзии и
критике (1920) Элиот стал законодателем и арбитром хорошего вкуса в обеих
этих областях. В 1948 ему была присуждена Нобелевская премия по
литературе. Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока - исполненный иронии
драматический монолог, в котором Элиот апробировал поэтические новшества,
получившие более глубокую разработку в его последующих сочинениях, -
синтез поэтических форм, косвенные отсылки и сквозная символика.
Стихотворение может быть прочитано на двух уровнях: как этюд об импотенции
молодого человека и как иллюстрация упадка культуры, который Элиот
наблюдал в высшем и среднем классах. Скрытый смысл последнего феномена -
бесплодие современной жизни - Элиот исследовал в Бесплодной земле (1922),
самой значительной поэме в современной литературе. Поэма построена на
поэтических фрагментах и отголосках художественного наследия прошлого
(легенды о Святом Граале, индийская религиозная поэзия, Библия, Данте,
драматургия елизаветинцев, стихотворения Ш.Бодлера). Для создания
поэтической панорамы бездуховного времени Элиот использовал архитектонику
и символику мифов плодородия, к которым восходят языческие корни
христианской легенды о Святом Граале. Пепельная среда (1930) знаменует
отход Элиота от современности с ее проблемами к теме христианства как
воплощения общечеловеческих ценностей. Его обращение к теологическому
материалу не удивляет: поиски упорядоченности, формы и дисциплины
творчества привели его к классицизму в литературе и англо-католицизму в
религии. Четыре квартета (1943) - самое значительное явление англоязычной
метафизической поэзии после 17 в. Свой шедевр, драму в стихах Убийство в
соборе о духовном кризисе святого мученика Томаса Бекета, Элиот создал в
1935. За ней последовали стихотворные пьесы Прием с коктейлями (1949),
Доверенное лицо (1953) и Пожилой государственный деятель (1958).
Главное сочинение Х. Крейна (1899-1932), поэма Мост (1930), было задумано
как "систематизированная панорама" Америки, в которой за биением
современной жизни ощутимо великое прошлое. Это поэтическая симфония о
Божьей милости к исполненной упований стране, которую символизируют
возносящиеся ввысь быки и дугообразные тросы моста. В поэзии У.Стивенса
(1879-1955) чаще других возникает тема противопоставления "сырой"
действительности тому, во что ее способно преобразить творческое
воображение. В Мужчине с синей гитарой (1937) он обращается к картине
П.Пикассо, чтобы раскрыть свой тезис: искусство даже в тех случаях, когда
оно казалось бы искажает действительность, на самом деле способствует ее
лучшему постижению. Стивенс приобрел известность после выхода сборника
Фисгармония (1923). Он в совершенстве владел белым стихом, был мастером
нестандартных размеров. Для него характерны щедрая рассудочная образность,
блистательная метафоричность и стилизация поэтической речи. Р.Джефферсу
(1887-1962) принадлежит много сборников стихотворений, однако наибольшей
известностью пользуется его вольное переложение трагедии Еврипида Медея
(1946). Самый последовательный пессимист и отрицатель в новой американской
литературе, Джефферс не удовлетворился научной теорией мироздания, в
которой человеку отведена весьма скромная роль, и, решительно отринув
человеческие проблемы, сделал ставку на жестокость бесстрастной природы.
Эдна Сент-Винсент Миллэй (1892-1950) была одним из лучших лирических
поэтов своего времени. Она прославилась стихотворением Возрождение,
наивная свежесть которого, как и поэтическая смелость, позднее обретенная
ею за годы богемной жизни в Гринич-вилледж, нашли отклик у ее поколения,
поскольку отразили его новонайденную свободу и независимость. В сборниках
Ст.В.Бене (1898-1943) Пятеро и Помпей (1915) и Баллада о Уильяме Сикаморе
(1923) проявился его интерес к литературной балладе и американскому
фольклору. Поэтическим свершением зрелых лет Бене стал роман в стихах Тело
Джона Брауна (1928), самая популярная поэма 1930-х годов. Его перу
принадлежит также немало новелл, в т.ч. классическая Дьявол и Дэниел
Уэбстер (1937). Доминирующие новые веяния в поэзии этого периода сказались
на творчестве А.Маклиша (1892-1982) в сборниках Горшок земли (1925) и
Америка - это обещания (1939). Его лучшие стихи символистичны, когда же он
обращается к социальной тематике, то его поэзия нередко становится
ходульной. Долгая творческая биография Маклиша представлена томом Собрание
стихотворений, включая новые, 1917-1976 (1976). Э.Э.Каммингс (1894-1962)
технически был много оригинальней. Стихи его многочисленных сборников
отличаются эксцентричным графическим рисунком и необычными
словосочетаниями. Каммингс считал, что стихотворение - это вспышка
вдохновения, ломающая правила синтаксиса. К.Эйкен (1889-1973) тоже был
экспериментатором, но другого плана: он убаюкивал читателя мелодией стиха,
погружая его в сказочный мир фрейдистских фантазий. Остроумная ироничная
поэзия Марианны Мур (1887-1972) отмечена строгой дисциплиной размеров,
вниманием к мелочам и точностью в выборе слова.
В. В. Брукс в книге Совершеннолетие Америки (1915) сказал о необходимости
критики, способной осмыслить проблемы литературной жизни современной
Америки. Мысли, сформулированные Т.С.Элиотом в Священном лесе (1920),
положили начало аналитическому подходу и "пристальному чтению" текста в
работах т.н. "новых критиков" - Р.П.Блэкмура, К.Брукса, К.Берка и др. В
сборнике О поэтах и поэзии (1957) Элиот осудил метод "пристального
чтения", однако продолжал настаивать на изучении поэтического произведения
вне социально-исторического контекста. В творчестве выдающихся критиков
М.Каули и Э.Уилсона слились несколько традиций. Их самые значительные
работы - Возвращение изгнанника (1934) Каули, содержащее анализ литературы
"потерянного поколения" (определение Гертруды Стайн) 1920-х годов,
сочинения Уилсона Замок Акселя (1931), глубокое исследование воздействия
французского символизма на современную литературу, и К Финляндскому
вокзалу (1940) - о социалистических идеях и революционерах. В числе других
видных критиков - Л.Триллинг, А.Кейзин и С.Э.Хаймен.
Большинство романистов, дебютировавших в 1920-е годы, родились в последнем
десятилетии 19 в. После Первой мировой войны они охотно причислили себя к
"потерянному поколению". Полные разочарования и горечи, эти молодые
писатели обрушились на самодовольную Америку; многие из них питали к
американскому провинциализму такое отвращение, что перебрались в Европу.
1920-е годы были временем экспериментов, поиска новых ценностей и смысла
жизни. Драйзер перестал оказывать влияние на американских писателей,
уступив место Гертруде Стайн (1874-1946). Ее парижский салон стал центром
американских литераторов-экспатриантов, а ее книги Три жизни (1909) и
Становление американцев (1925), хотя и озадачили молодых писателей
нарочитым отказом от принятых канонов повествования, тем не менее дали им
новый творческий импульс. Одним из ранних учеников Гертруды Стайн был
Ш.Андерсон (1876-1941). Он разделял ее интерес к подсознанию, но смягчил
приемы ее письма. "Гротескные люди" его книги Уайнсбург, Огайо (1919) -
обыкновенные жители небольшого городка; автор освобождает их от социальных
табу и дает возможность поведать о своих разбитых судьбах в идущих от
сердца словах. По такому же принципу написаны рассказы сборников Андерсона
Торжество яйца (1921), Кони и люди (1923) и Смерть в лесу (1933).
Типы и атмосферу "века джаза" описал, а возможно, отчасти и создал
Ф.С.Фицджеральд (1896-1940) в романах По эту сторону рая (1920),
Прекрасные, но обреченные (1922) и в большинстве из 160 написанных им
рассказов. Великий Гэтсби (1925) позволяет увидеть в нем нечто большее,
чем всего лишь летописца "потерянного поколения". В творчестве Д.Дос
Пассоса (1896-1970) открыто заявило о себе восстание молодежи против
основных установлений американского общества. Эксперименты Дос Пассоса с
языком и структурой прозы дали блестящие результаты в трилогии США,
состоящей из романов 42 параллель (1930), 1919 (1932) и Большие деньги
(1936). Обширное повествование, воссоздающее хаотичное мельтешение жизни
начала 20 в., время от времени перебивается вставками о деятелях и
событиях описываемой эпохи. Герои романов Т.Вулфа (1900-1938) Взгляни на
дом свой, ангел (1929), О времени и о реке (1935), Паутина и скала (1939)
и Домой возврата нет (1940) - портреты автора в юности. Стремление Вулфа
вырваться из "паутины" опыта, окружения и наследственности не может не
импонировать молодым читателям, а его мучительные усилия восстановить
прошлое в полном объеме передают страницы, исполненные как пронзительной
красоты, так и ходульного пафоса.
Ведущим автором "потерянного поколения" и, вероятно, самым известным
писателем своего времени был Э.Хемингуэй (1899-1961). Искалеченный войной
журналист Джейк Барнс, герой романа И восходит солнце (1926), воплощает
веру писателя в то, что самое важное для человека - достоинство и мужество
перед лицом рока. Стиль Хемингуэя повлиял на литературу сильнее и породил
больше подражателей, чем стиль любого другого писателя современности. Он
разработал простую и свежую манеру письма - сдержанную, экономную,
объективную, приближенную к разговорной речи. В 1954 он стал лауреатом
Нобелевской премии по литературе. Первые книги Хемингуэя Три рассказа и
десять стихотворений (1923) и В наше время (1924) несут следы
тематического и стилевого влияния Гертруды Стайн и Андерсона, но его
первый оригинальный роман И восходит солнце получил мгновенное признание,
как и второй, не менее мрачный - Прощай, оружие! (1929). В третьем, Иметь
и не иметь (1937), он впервые обратился к социальным проблемам - интерес к
ним чуть позже привел его в Испанию, где бушевала гражданская война. В
результате появился его самый длинный роман По ком звонит колокол (1940) -
о трех последних днях жизни американского добровольца, гибнущего за
Республику. Последним художественным произведением Хемингуэя стала повесть
Старик и море (1952). Мастерство Хемингуэя одинаково совершенно и в
романах, и в рассказах, из которых Убийцы, Снега Килиманджаро и Недолгое
счастье Фрэнсиса Макомбера вошли в классику жанра.
Многие критики считают У. Фолкнера (1897-1962) величайшим писателем
Америки первой половины 20 в. Создав вымышленный округ Йокнапатофа на
севере Миссисипи, он в своих романах и рассказах так же прославил нищий
Юг, как Готорн - Новую Англию. Фолкнер был в высшей степени искусным и
самобытным мастером-новатором. Его сложный, богатый, пластичный стиль и
виртуозное владение техникой "потока сознания" не имеют аналога в
американской литературе. В 1949 ему была присуждена Нобелевская премия по
литературе. Фолкнеровскую "сагу о Юге" открывает роман Сарторис (1929), в
котором персонажи, действующие на протяжении всего цикла, представлены во
всей сложности их отношений. На первом плане - Сарторисы, Компсоны и
Сатпены, аристократические семейства эпохи до Гражданской войны, теперь же
выродившиеся, пришедшие в упадок, подмятые и ограбленные умными, хищными и
коварными членами клана Сноупсов. На втором плане - терпеливые забитые
чернокожие, само олицетворение униженности. Действие разворачивается в
условиях традиционного жизненного уклада, что позволяет автору выделить и
подчеркнуть современные проблемы - утрату человеком чувства общности, его
отчуждение и одиночество. Шум и ярость (1929) - шедевр Фолкнера и один из
крупнейших романов 20 в. Из соединения "потоков сознания" трех персонажей
и повествования от третьего лица постепенно вырисовывается картина
вырождения некогда богатой и видной семьи Компсонов. Свет в августе (1932)
- книга менее сложная, опирающаяся на тщательно отобранные, хотя и
завуалированные христианские символы. Когда я умирала (1930) - гротескный
микроэпос на макабрический сюжет. Роман Авессалом, Авессалом! (1936) часто
относят наряду с Шумом и яростью к величайшим свершениям Фолкнера; здесь
описано возвышение и падение семьи Сатпенов, которую преследует злой рок.
Деревушка (1940) открывает трилогию о Сноупсах, в которую входят Город
(1957) и Особняк (1959).
Мировой экономический кризис 1929-1933 вызвал "полевение" многих
писателей. Возмущение же советско-германскими договорами 1939 и выход из
экономического кризиса с началом Второй мировой войны положили конец
движению пролетарской литературы. Первым автором, выступившим в поддержку
коммунизма, был Л.Стеффенс (1866-1936); в книге Позор городов (1904) он
потребовал гражданских реформ, а в Автобиографии (1931) заявил, что увидел
в России "жизнеспособное" будущее. Чернокожий писатель Р.Райт (1908-1960)
в четырех повестях сборника Дети дяди Тома (1938) опроверг общепризнанную
философию непротивления. Идеалы коллективизма разделяли три видных поэта -
Х.Грегори, М.Рукейзер и К.Фиринг, изобретатель энергичной "антипоэзии"
сленга и лозунга.
Дж. Т. Фаррелл (1904-1979) рассматривал социальные проблемы с точки зрения
фрейдистской психологии. Он исследовал свое поколение в проникнутой
ощущением неблагополучия трилогии романов о Стадсе Лонигэне (1932-1935),
истории развращения чикагского юноши под воздействием окружающей
действительности. Э.Колдуэлл (1903-1987) заявил о себе романом Табачная
дорога (1933); в Боговой делянке (1933) описания тяжелой жизни фермеров в
глухих уголках Джорджии сочетаются со смелым изображением сексуальных
отношений. Отчаяние 1930-х годов нашло обобщенное выражение в Гроздьях
гнева (1939) Д.Стейнбека (1902-1968). Это повествование о массовом
переселении в Калифорнию согнанных с земли фермеров остается самой
известной и значительной книгой Стейнбека. Своей литературной славой он
обязан также роману Тортилья-Флэт (1935) и печальной повести о дружбе двух
странствующих сельскохозяйственных рабочих О мышах и людях (1937). В 1962
Стейнбеку была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Вторая мировая война дала несколько выдающихся романов о военной жизни, в
т.ч. романы Обнаженные и мертвые (1948) Н.Мейлера и Отныне и вовек (1951)
Дж.Джонса. В Поправке-22 (1961) Дж.Хеллера страстные обличения органично
сочетаются с изображением неотразимо смешных нелепостей казарменного быта.
Кэтрин Энн Портер (1890-1980), завоевавшая репутацию одного из ведущих
мастеров малого жанра (Полуденное вино, 1937; Белый конь, белый всадник,
1939), в 1969 опубликовала свой единственный полномасштабный роман Корабль
дураков.
"Южное возрождение", у истоков которого стояли Э.Глазго, Т.Вулф и
У.Фолкнер, продолжалось и после войны. Романист, поэт и критик Р.П.Уоррен
исследовал психологию рвущегося к власти южанина в романе Вся королевская
рать (1946) и создал три сильных романа о Кентукки - Ночные всадники
(1939), У райских врат (1943) и Пещера (1959). Мастерством и
проникновенностью отмечены романы Карсон Маккаллерс (1917-1967) Сердце -
одинокий охотник (1940), Отражения в золотом зрачке (1941), Ч |
Литературная энциклопедия |
(на английском яз.) — см. «Северо-американская лит-ра». |
|
|