АЛЬБЕРТИ ЛЕОН БАТТИСТА |
Мультимедийная энциклопедия |
(Alberti, Leon Battista)
(1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и
гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе,
окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и
Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. Большую
часть своей жизни Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во
Флоренции и Ферраре.
С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам,
искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим, писал
трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О семье, четыре
книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в
1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания во Флоренции Альберти
написал свой знаменитый трактат О живописи, посвященный флорентийскому
архитектору Филиппо Брунеллески. Между 1428 и 1443 он создал много других
произведений, отличающихся разнообразием жанров и новизной идей и
интерпретаций. Среди них любовная лирика и диалоги; комедия и сатирические
произведения, написанные в подражание Лукиану; басни; трактаты по этике,
скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции; сочинения о браке и об
обязанностях высшего духовенства. Возможно, ему принадлежит и первая
грамматика итальянского языка. По возвращении в Рим в 1443 Альберти
посвятил себя преимущественно занятиям математикой и архитектурой; он
составил описание города и приступил к созданию своего главного труда О
зодчестве, который был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат
по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу
"флорентийского Витрувия" и, как и сами постройки автора, оказал огромное
влияние на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до
конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и
богатых горожан. Среди его архитектурных произведений - церковь Сан
Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо Ручеллаи,
церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по
заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и
апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико
Гонзага). Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании
проекта перестройки Рима.
во Флоренции. 1456-1470.
во Флоренции. Фасад закончен в 1470 г.
Начато в 1470.
в Римини. Начато в 1450.
Начато в 1470.
Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным
примером "универсальной личности" эпохи Возрождения. Его теоретические
трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию этих
сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные им
литературные произведения и труды по этике дали новый импульс развитию
итальянского языка и литературы.
ЛИТЕРАТУРА
Леон Батиста Альберти. Под ред. В.Н.Лазарева. М., 1977 |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Леон Баттиста Альберти
Гуманистом с разносторонними интересами был Леон Баттиста Альберти (1404—1472), который занимался помимо прочего философией, математикой и архитектурой. Наиболее известными являются его работы "Об архитектуре", "О живописи", "О семье", "О ведении домашнего хозяйства".
Вот тематика некоторых направлений, которыми занимался Альберти:
а) В первую очередь отметим критику теологико-метафизических исследований, объявленных пустыми, и противопоставление им теории морали. Согласно Альберти стремление обнаруживать высшие причины вещей — дело пустое, потому что людям это не дано, и они могут знать только то, что стоит перед глазами, то есть, что подвластно опыту.
б) Его интересует homo faber, т.е. человек деятельной и производительной жизни, то есть активности, ориентированной не только навозможности отдельного человека, но на возможности других людей иГорода. Поэтому он осуждает мнение Эпикура о высшем счастье Бога — ничегонеделании. Самый тяжкий порок — быть никчемным. Созерцание без действия не имеет смысла. Он восхваляет стоиков, которыеговорили "человек природой устроен так, чтобы быть и умозрительными производящим" и "любая вещь рождается для того, чтобы служитьчеловеку, а человек — для того, чтобы сохранить компанию и дружбулюдей". Он восхищен словами Платона: "Люди рождаются, чтобы бытьлюдьми".
в) В искусстве Альберти отметил большую важность концепции "порядка" и "пропорции" между частями: искусство воспроизводит ивновь создает такой порядок между частями, который существует вдействительных вещах.
г) Альберти приписывают даже урбанистическую философию градостроения по образцу античной. Л.Малуза пишет: "Архитектура, среди искусств, [...] для Альберти является искусством самым высоким исамым близким к работе самой природы. Человеку свойственно строить, сколь возвышает его обращение к порядку в городе, который проясняет добродетели и затребован природой. Сотворение города какчеловеческого и природного целого занимает весомую часть трактата "De re aedificatoria'' ("О строительном исскустве"), который можнорассматривать как оригинальную урбанистическую философию: рольсооружения и города состоит для Альберти в том, что они служат дляустановления нравственного порядка и счастья".
д) Но среди тем, обсуждаемых Альберти, самая характерная тема — "добродетель" и "судьба". Для него "добродетель" не столько христианская virtus, сколько греческая arete, то есть такая особая деятельность человека, которая способствует совершенствованию и гарантирует главенство его среди вещей. В частности, вопреки некоторымпессимистическим поучениям, Альберти твердо убежден в том, чтодобродетель, когда она осуществляется реалистически, побеждаетсудьбу.
Два его рассуждения о смысле человеческой деятельности и о превосходстве добродетели над судьбой стали особенно известными: "Поэтому я верю, что человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить. Человек родился не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье". "Так не признается ли большинство из нас в том, что судьба наша есть то, что мы с быстротой и старанием выносим в качестве решения, которое мы утверждаем или поддерживаем? Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы только тот, кто привык подчиняться" .
Это ничто иное, как два прекрасных эпиграфа для всего гуманистического движения. |
|
|