Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert von Bollstadt) (р. около 1193 — умер 15.11.1280), немецкий философ и богослов, представитель ортодоксальной схоластики (См. Схоластика), монах-доминиканец (с 1223). Учился в Падуе, преподавал в Париже, а также в Кельне и др. немецких городах. Благодаря своим комментариям к сочинениям Аристотеля явился зачинателем перестройки и энциклопедической систематизации католического богословия на базе аристотелизма, которая была завершена его учеником Фомой Аквинским (См. Фома Аквинский). Вместе с последним вёл борьбу против оппозиционных течений в схоластике и ересей, а также против Аверроизма. В трактовке универсалий испытал влияние Ибн Сины (См. Ибн Сина). Среди учёных 13 в. отличался необычайно многосторонними познаниями в самых различных областях, в частности в области естествознания (трактаты о минералах, растениях, животных и др.).
         Соч.: Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; в рус. пер. — О растениях, в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. средневековья. [Сб. ст.], М.— Л., 1936.
         Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 101 — 03; Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Groen, Freiburg, 1920; B a Is s H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; Liertz R., Albert der Groe, Munster, 1948; Michaud-Quantin P., La psychologie de I’active chez Albert le Grand, p., 1966.
         В. П. Зубов.
Современная Энциклопедия
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (около 1193 - 1280), немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Начал энциклопедическую систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским. Трактаты о минералах, растениях, животных и др.
Мультимедийная энциклопедия
СВ. (Albertus Magnus) (1193?-1280), выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Альберт фон Больштедт (Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в Лауингене близ Аугсбурга в Швабии. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кельнским. Был воспитан в среде феодальной аристократии, учился в Падуанском университете, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223. В возрасте шестнадцати с половиной лет, несмотря на противодействие отца и друзей, Альберт вступил в орден братьев- проповедников и обучался в доминиканских школах. Свою собственную преподавательскую деятельность начал в Кельне в 1228. В 1245 уехал из Кельна в Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и теологии. В 1248 Альберт возвратился в Кельн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в Studium generale - доминиканской школе, только что основанной в этом городе. Там одним из его учеников стал Фома Аквинский. Во время поездки на юг Италии Альберт обнаружил рукопись трактата Аристотеля О движении животных (De motibus animalium) и составил к нему комментарий. В 1260 Альберт стал епископом Регенсбургским, однако в 1262 сложил с себя епископский сан и вернулся к преподаванию. В 1277 отправился в Париж, где выступил в защиту Фомы Аквинского от обвинений парижского епископа Тампье, по мнению которого 219 тезисов Фомы свидетельствовали в пользу учения латинских аверроистов о превосходстве философии над теологией. Хотя церковь враждебно относилась к философам и аристотелизму, Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля; Альберт - не простой толкователь, но философ и богослов, разъясняющий и дополняющий сочинения Аристотеля и в то же время исправляющий их для приведения в согласие с христианским вероучением. Умер Альберт в возрасте 74 лет в Кельне 15 ноября 1280. Альберт был беатифицирован в 1622, а затем канонизирован и причислен к учителям церкви папой Пием XI в 1931. День памяти святого 15 ноября. Критическое издание его трудов осуществлено в Кельне (1951-1971).
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательская программа
    Одним из блестящих ученых теологического факультета в Париже был доминиканец Альберт, прозванный Великим по причине необычайно высокого авторитета еще при жизни. Герцог Альберт фон Больштед родился по одним сведениям в 1193, по другим в 1206 году. После трехлетнего преподавания в немецких общинах он становится доцентом в Париже. Затем он — советник понтификата, епископ в Регенсбурге. Умер в 1280 г. в Кельне.
    Среди научных работ Альберта такие, как "О растениях", "О минералах", "О животных", "Метафизика", комментарии к "Этике", "Физике" и "Политике" Аристотеля, комментарий к "Сентенциям" Петра Ломбардского, к "Liber de causis" ("Книга о причинах"), "Summa de creaturis" ("Сумма о творениях"), "De unitale intellectus contra averroistas" ("О единстве разума против аверроистов").
    Одной из исторических заслуг Альберта было введение аристотелизма, коего он был горячим поклонником, в контекст христианской мысли. Эту великую миссию продолжит позже блистательный его ученик Фома Аквинский. Благодаря Альберту, наследие Аристотеля предстало как необходимое к усвоению, а не то, познакомившись с чем, можно выбросить за ненадобностью. Аристотель и Августин, по мнению Альберта, два высших авторитета философии и теологии, к которым он постоянно апеллирует. Проблема существования Бога волнует и теолога, и философа, но их пути, цели и результаты во всем различны.
Различие философии и теологии
    Разность двух путей познания Бога — философского и теологического — Альберт суммирует в пяти моментах. 1) Философским путем мы следуем только при свете разума; путь веры — дальше и выше разума. 2) Философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает так называемый "люмен инфузум", то есть свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые. 3) Философия в своем опыте следует от сотворенного, в то время как вера — от Бога, явленного в откровении. 4) Разум не вникает, что есть Бог, но вера, в известных пределах, знает об этом. 5) Философия являет собой теоретический процесс, ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу.
    Таким образом, познание реальности двойственно: вещи в себе образуют объект философии (Альберт называет их "Res in se"), "Res ut beatificabilis" — область благословенного — предмет теологии. Он разделяет аристотелевскую психологию познания, вместе с тем и тринитарную психологию души Августина, теологическую и философскую одновременно. Говоря о тайне святой Троицы, о теории творения, он признает теологическое решение при невозможности философского ответа: философ признает, что начало мира не могло быть самопорожденным, но не доходит до идеи творения. Философ не находит подходящих аргументов по вопросу, вечен мир или нет, бессмертна душа или нет. Для теолога нет сомнений: мир сотворен, душа индивидуальна и бессмертна. Теология не ищет философских мотивов, ибо основывается на откровении и озарении, а не на разуме. Ведь нельзя же говорить о Троице, воплощении и воскрешении как о мельницах, банках и стрекозах.
Греческие философы и христианские теологи
    Выступая против антиаристотелизма, Альберт подчеркивал, что греки, особенно Аристотель, разработали технику тончайшего анализа души, ее духовных потенций и чувственных возможностей, то была последняя степень углубления с использованием рациональных принципов.
    Теологи открыли в душе новую способность и особую реальность, новую научную сферу, о которой философы и не подозревали. Это то, что Августин называл "высшим рацио", той частью души, которая дает работу не науке, а мудрости. Последняя вступает в свои права, когда на душу падают лучи нового солнца, по-новому освещая проблемы, казалось бы, известные. Здесь мы перед лицом двух различных типов познания — обычного и специфического, что определено структурой самого объекта. Познание может состояться в непосредственном контакте с вещью, а перед идеей вечности оно уже будет другим. В первом случае — это низший разум, обычное познание, во втором — разум высший, познание специфическое. Если все так, то в чем же смысл полемики против Аристотеля?
    Если и можно говорить о превосходстве Августина над Аристотелем, говорит Альберт, так это в интерпретации высшего разума, что же касается разума низшего, то здесь непревзойденным учителем остается Аристотель. Имея в виду два аспекта реальности и два плана разума, Альберт показывает, что мудрость основывается на высшем разуме, освященном верой, а "сциенция", наука, схватывает вещи сами по себе на более низком уровне в свете непосредственных причин. Программа Альберта состояла в том, чтобы синтез августинианской мысли включил в себя то, что ее взрастило, греческую мысль, зенитом которой был Аристотель.
Научный интерес
    Альберт не удовлетворялся синтезированием ставших уже классическими проблем, но предложил ряд оригинальных наблюдений над растениями, минералами и животными. Будучи одним из наиболее образованных людей своего времени, он не отвергал с порога магикоастрологические науки, которые, кстати, через него обрели невероятное влияние. Отвергая черную магию, призывающую демонические силы, лишающие человека его свободы, Альберт вполне признавал права так называемой естественной магии, которая свидетельствует о бесконечной благости зачинателя всего, что его волей единится. В науке, полагал он, мы должны открывать то, что может случиться в естественном порядке вещей по внутренним природным причинам. В науке нельзя доверяться тому, что говорится, но следует доискиваться до последних причин природных вещей. Любой вывод, идущий вразрез с нашими чувствами, следует поставить под сомнение. Изучение природы должно оставаться в согласии с вещами конкретными, изучение природы вообще это приблизительное знание. Надобно немало времени и трудов, чтобы исключить дефекты, возникающие от разности ракурсов. Эксперимент должен учитывать не один, но множество способов рассмотрения и возможных обстоятельств, пока не будет найдена прочная основа поиска. Доказательства, основанные на чувственных показаниях, более надежны, чем рассуждения без опытной проверки, — таковы убеждения Альберта.
История философии. Энциклопедия
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, (Albertus Magnus) (1193/1207-1280) - немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую - опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре "со-вечных" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы - бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., - наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние - растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека - продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.
А. А. Грицанов
История философии. Грицианов
(Albertus Magnus) (1193/1207—1280) — немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания ‘Doctor Universalis’ (‘всеобъемлющий доктор’). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и ‘Парафразы’ к Аристотелю, а также философское сочинение ‘Сумма теологии’. Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую — опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре ‘со-вечных’ сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы — бессмертные части любой человеческой души). Различал ‘простое’, сущность которого совпадает с источником его бытия, и ‘составное’, бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., — наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние — растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека — продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.
Новый философский словарь
(Albertus Magnus)
(1193/1207-1280) — немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподает в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквин-ского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую — опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были т. наз. четыре "со-вечных" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы — бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., — наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние — растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека — продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.
А.А.Грицанов
Философский словарь
(р между 1193 — 1207, ум 1280) — нем философ, естествоиспытатель и теолог Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы Кроме чисто философских соч (“Сумма теологии” и др ) А В принадлежат и естественнонаучные трактаты. к-рые наряду с библейскими сказаниями, религиозно фантастическими легендами включали непосредственные наблюдения над природой.
Философский энциклопедический словарь
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (лат. Albertus Magnus) (род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия – ум. 15 нояб. 1280, Кельн) – нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кельне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Познание, согласно Альберту Великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести.
Философский энциклопедический словарь 2
        Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von Bollstadt) (1193, по др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и естествоиспытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. За энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора» (doctor universalis). В 1931 канонизирован католич. церковью.
        Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля, которые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии. Утверждение о сотворённости материи и времени даёт A.B. возможность узаконить в рамках схоластики аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения. Согласно А. В., первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с аристотелевской космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог неподвижного двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, которые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной сущности (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о., смертными), то А. В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души), основываясь на восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) которого совпадает с источником его бытия (quo est), и составным, бытие которого не тождественно его сущности. Этика А. В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие человека; к практич. разуму относится и совесть, благодаря которой человек по природе обладает универсальными принципами нравств. поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не сливается у А. В. с метафизикой, как у мн. схоластов.
        А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в области естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и опыте.
        Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Munster, 1951—78; в рус. пер.— О растениях, в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.
        С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der heilige Albert der Grosse. Wissenschaftliches Charakterbild, Munch., 1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J., Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus Magnus, Munster, 1967.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ


будет выглядеть так: Что такое АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ