Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АКСЕЛЬРОД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Аксельрод (Axelrod)
        Джулиус (р. 30.5.1912, Нью-Йорк), американский физиолог и фармаколог, член Национальной АН США (1971). Окончил университет в Нью-Йорке (1935). Доктор философии. В 1933—49 работал в университете в Нью-Йорке. С 1949 в Национальном институте здоровья (Бетесда, штат Мэриленд), где с 1955 руководит отделом фармакологии Института психической гигиены. Основные труды по обмену норадреналина. Выявил основные пути его инактивации. Исследовал роль нарушений обмена катехоламинов в патогенезе гипертонии и некоторых заболеваний нервной системы. Нобелевская премия (1970, совместно с Б. Кацем и У. Эйлером).
        
         Соч.: Metabolism ofepinephrine and other sympathomimetic amines, «Physiological Review», 1959, v. 39; Methylation reactions in the formation and metabolism of catecholamines and other biogenic amines, «Pharmacological Reviews», 1966, v. 18.
II
Аксельрод (псевдоним — Ортодокс)
        Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), русский философ и литературовед. С 1884 в революционном движении. В 1887—1906 жила в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение груда». В 1900 окончила Бернский университет. Вслед за Г. В. Плехановым А. защищала материалистическое понимание истории, выступала против «Экономизма», теории познания неокантианства (См. Неокантианство) (сборник «Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма», 1906), Эмпириокритицизма (сборник «Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли», 1922). При изложении марксистской философии А. делала уступки Агностицизму и Релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; выступала с критикой книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1903 примкнула к меньшевикам. В 1917 А. член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». В 1921—23 преподавала в институте красной профессуры, позднее работала в институте научной философии России, ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР (РАНИОН) и в Государственной академии художественных наук.
         В 20-х .гг. А. — представитель группы «механистов» (См. Эмпириокритицизм). В последние годы жизни занималась социологическими проблемами искусства.
         Соч.: Карл Маркс как философ, X., 1924; Критика основ бурж. обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания, Л., 1925; Лев Толстой, 2 изд., [М.], 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, М. — Л., 1934.
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 341 — 44; т. 26, с. 88 — 89; т. 46, с. 321 — 22; Любовь Исааковна Аксельрод. К XXV-летию научно-литературной деятельности, М., 1926 (имеется библ.); Асмус В. Ф., Л. И. Аксельрод и философия, «Под знаменем марксизма», 1928, № 9 — 10; Деборин А., Ревизионизм под маской ортодоксии, там же, 1927, № 9 и 12; 1928, № 1; История философии, т. 6, кн. 1, М.,1965, с. 78, 141, 417, 437, 440.
III
Аксельрод
        Павел Борисович (1850 — 1928, Берлин), один из лидеров меньшевиков. Учился в Киевском университете. В 70-е гг. — народник (вначале бакунист, а с расколом в 1879 «Земли и воли» — чернопеределец). С 1883 член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов «Искры» и «Зари». В 1883 — 1903, пропагандируя марксизм, написал ряд работ, в которых проявилась идеализация буржуазной демократии и парламентской деятельности западноевропейских. социал-демократических партий. Со 2-го съезда РСДРП(1903) один из идеологов меньшевизма, враг большевиков. В 1905 выдвинул антимарксистскую идею т. н. «рабочего съезда». На 4-м Объединительном съезде РСДРП (1906) выступил с оппортунистической идеей политического сотрудничества пролетариата с буржуазией. В годы реакции идейный вождь ликвидаторов (См. Ликвидаторы); во время 1-й мировой войны — социал-шовинист. В 1917 член исполкома Петроградского совета, активно поддерживал буржуазное Временное правительство. После Октябрьской революции — эмигрант. Один из лидеров 2-го Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооруженной интервенции.
Современная Энциклопедия
АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850 - 1928), участник революционного движения в России. С начала 70-х гг. народник. В 1883 один из основателей группы "Освобождение труда". С 1900 член редакции газеты "Искра". С 1903 один из лидеров меньшевиков. Октябрьскую революцию не принял; эмигрант.
1000 кратких биографических данных
Павел Борисович (1850-1928). Участник российского революционного движения. С начала 70-х гг.- народник, участник кружка "чайковцев". Осенью 1874 г. эмигрировал за границу. Вернувшись нелегально в Россию, в 1878 - 1879 г.г. принимает энергичное участие в восстановлении деятельности "Южнорусского рабочего Союза". После раскола партии "Земля и Воля" на "Народную Волю" и "Черный передел" Аксельрод примыкает к чернопередельцам. В 1883 г. вместе с Плехановым, Засулич, Дейчем и Игнатовым основывает первую русскую социал-демократическую организацию, группу "Освобождение труда". С 1900 г. - один из редакторов первых русских социал-демократических газет "Искра" и "Заря". Принимает активное участие в подготовительных работах по созыву II съезда РСДРП. На II съезде партии в 1903 г. Аксельрод примыкает к меньшевикам и в ряде статей в новой "Искре" дает принципиальное обоснование меньшевизма. В годы революции 1905-1907 Аксельрод выдвигает оппортунистическую идею созыва "рабочего съезда" и организации широкой рабочей партии. С наступлением реакции он возглавляет "ликвидаторское течение" в социал-демократической партии. Во время мировой войны Аксельрод занял оборонческую позицию, хотя и принимал участие в Циммервальдской конференции. После Февральской революции 1917 г.- член Исполкома Петроградского Совета, активно поддерживал Временное правительство. Октябрьскую революцию встретил с нескрываемой враждебностью. Вновь эмигрировав за-границу, поднимает кампанию против Советской России и диктатуры пролетариата.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
АКСЕЛЬРОД (литературный псевдоним Ортодокс) Любовь Исааковна (1868-1946), философ и литературовед. В 1887-1906 в эмиграции во Франции и Швейцарии. С 1892 входила в марксистскую группу "Освобождение труда", возглавляемую Г. В. Плехановым; с 1903 меньшевик, в начале 1917 член ЦК меньшевиков. После 1917 на преподавательской работе в Тамбове и Москве. Работы по истории философии, этике, социологии искусства.
2.
АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850-1928), деятель революционного движения. С начала 70-х гг. народник. В 1883 один из основателей в Женеве марксистской группы "Освобождение труда". С 1900 член редакции "Искры". С 1903 один из лидеров меньшевистского крыла в российской социал-демократии. Октябрьскую революцию 1917 не принял, считая её "военным заговором большевиков". Эмигрировал. Один из лидеров 2-го Интернационала.
Литературная энциклопедия
1. Любовь Исааковна [1868–] (литературный псевдоним — Ортодокс) — теоретик марксизма. Р. в местечке Тунимовичи, Виленской губ., в раввинской семье. На 15 году жизни, попав в Полтаву, познакомилась с участниками революционного кружка, а с 16 примкнула к нелегальному движению. Первые революционные шаги сделала в Харькове, Мелитополе и Вильне, откуда эмигрировала в 1888 в Париж. К этому времени относятся ее первые лит-ые опыты — перевод нескольких рассказов Мопассана (напеч. в «Саратовском листке»). Из Парижа А. переехала в Швейцарию. В 1892 стала соц.-дем. В 1900 окончила Бернский университет со званием доктора философии. С этого времени началась кипучая литературно-научная деятельность А., переплетающаяся с активной революционной работой (сотрудничество в «Искре» и «Заре», лекции и доклады в эмигрантских колониях, организационная партийная работа). В 1906 А. вернулась по амнистии в Россию, продолжая работать в РСДРП и состоя членом нелегального ЦБ профсоюзов. В начале революции 1917 состояла членом ЦК меньшевиков, а затем членом ЦК и редакции «Единства». В 1920 была избрана профессором I Московского гос. университета, в 1921–1923 руководила семинарием по философии в Институте красной профессуры. А. — действительный
80 член Института научной философии РАНИОН. С основания Академии художественных наук состоит руководительницей ее социологического отделения. Литературно-научная деятельность А. протекает главным образом в области философии Основные произведения А: «Философские очерки», «Против течения», «Критика основ современной буржуазной идеологии». В 1928 вышла книга А.: «В защиту диалектического материализма», суммирующая установку А. в ее полемике с Дебориным. Считая, что марксист должен развивать не только политическое, научное, но и эстетическое сознание массы, А. постоянно обнаруживала живой интерес к вопросам искусства и художественной лит-ры. Отличительная черта — спецификум — искусства, по А., — удовлетворение эстетической потребности человека. Исходя из этой предпосылки, она восстает против вульгарного применения социологического метода к объяснению искусства. Необходимый и чрезвычайно важный социологический анализ не должен однако затемнять специфического характера искусства, требующего и художественной оценки. При отсутствии этой оценки получается противоречащее марксизму упрощение. Против допускающих такого рода упростительский подход «марксистообразных» искусствоведов А. выступила в пока неоконченных очерках «Методологические проблемы искусства» («Красная новь», 1927). В свою очередь А. старается в своих литературно-критических выступлениях отдать должное этим обоим, равно необходимым моментам — социологическому анализу произведения и его художественной оценке. Так она поступает в очерке «Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда» и в статьях о Л. Толстом. Уайльд (см.) в понимании А. — носитель неогедонистического аморализма, представляющего идеологию индивидуалистической, деклассированной интеллигенции. Писатель однако убедился, что такого рода миропонимание не может решить проблемы жизни даже для личности, находящейся на социальных верхах. Всесторонняя зависимость личности от общественной среды не может быть преодолена «сверхчеловеческим имморализмом». Отсюда следовал сделанный Уайльдом вывод, что проблема жизни для всякой личности может быть разрешена только в будущем, социалистическом обществе. Так. обр. «мораль в ее широкой общественной постановке одержала принципиальную победу над религией красоты и отрицанием норм нравственного поведения». В центр своих работ о Льве Толстом (см.) А. поставила дуализм сознания и душевный разлад, характеризующие этого гениального художника и слабого философа. Столкновение художественного реализма Л. Толстого с его аскетическо-мистическим
81 мировоззрением исчерпывающе вскрыто А. Метафизик-романтик, Толстой часто вынуждался стихией своего творчества к диалектическому охвату действительности. Это приводило Толстого к роковой раздвоенности. Обнажая социальные корни толстовской философии, А. в то же время показывала, как внутренние противоречия этой философии пагубно отражались на творчестве Толстого, иногда заставляя его художественный гений капитулировать перед односторонней догмой религиозно-аскетического миросозерцания. А. — убежденная сторонница реалистического направления в искусстве. Важнейшую задачу искусства она видит в отражении действительности такой, как она есть и какой она должна быть. Отражение искусством действительности не должно однако превращаться в ее протоколирование. Искусство, отражая жизнь, иногда может даже казаться совершеннее отраженного им явления действительности. Однако действительность как таковая превосходит искусство. Она остается источником, откуда искусство черпает содержание. Признание превосходства искусства над жизнью могло бы парализовать творческие силы художника. Видя важнейшую задачу искусства в отражении действительности, А. относится отрицательно к искусству символическому. Объективная, общественная символика, символизм народного творчества — необходимые и весьма значительные элементы искусства. Но с этой символикой не следует смешивать тот субъективно-индивидуалистический символизм нового времени, к-рый отправляется от мистики и противопоставляет разуму иррациональные категории. Этого рода символизм является в глазах А. результатом декадентских устремлений интеллигентов-одиночек. А. заняла позицию крайней враждебности по отношению к футуристическому искусству, рассматриваемому ею как продукт вырождающейся буржуазии и ее больной интеллигенции. «Клоунада, акробатика, грубый шарж, дикие, режущие зрение сочетания красок, полный алогизм, произвол, совершенно бессмысленная порнография» — так характеризует А. футуризм (Предисловие к брошюре «Мораль и красота в произведениях О. Уайльда»). Красота представляется А. огромной ценностью. Но таковой она остается лишь до тех пор, пока ее не ставят в центр миросозерцания. Игнорирование жизни во всей ее контрастности и многообразии и подчинение миросозерцания категории красоты ведут к притуплению эстетического вкуса, что в свою очередь требует особых экстравагантных приемов, долженствующих обострять это притупившееся чувство. Библиография: Взгляды А. на искусство и лит-ру изложены в следующих ее работах: Сборник «Л. Н. Толстой», М., 1922; Мораль и красота в произведениях О. Уайльда, Ив.-Вознесенск, 1923; Об отношениях Г. В. Плеханова к искусству, журн. «Под знаменем марксизма», 1922, № 5–6. С. Вольфсон
2. Зелик Моисеевич [1904–] — еврейский советский поэт. Первая книга стихов — «Zapl» (Минск, 1922); приготовил к печати вторую книгу. Поэтическое дарование А. — ярко выраженного лирического характера.
3. Ида Исааковна — марксистский лит-ый критик. Р. в начале 70-х гг. в Виленской губ. в семье раввина. В 1893 эмигрировала в Швейцарию, где вступила в РСДРП. В 1902 окончила Бернский университет. До революции 1917 оставалась за границей: вела активную работу как в швейцарской соц.-дем. партии, так и в среде русской эмиграции. После революции вернулась в Россию, где в 1918 скончалась в Ленинграде. А. долгое время заведывала литературно-художественным отделом органа швейцарской соц.-дем. партии (Berner Tagwacht) и состояла сотрудником крупнейших марксистских органов Европы. А. — автор ряда ценных очерков о Зудермане, Гауптмане, Готфриде Келлере, Руссо, Винкельмане, Шекспире и неоромантической школе. Занимаясь марксистским изучением зап.-европейской лит-ры,
656 А. в то же время знакомила зап.-европейский пролетариат с русской художественной лит-рой: ею напечатан в «Neue Zeit» ряд статей, посвященных Некрасову, Чехову, Андрееву, Горькому. Написанные простым, ясным и в то же время образным яз., очерки А. обнаруживают незаурядное критическое чутье и художественную восприимчивость. Библиография: В 1923 в Минске издан сб. статей А. «Лит. критич. очерки», под ред. и с вступит. статьей С. Я. Вольфсона. В сборник вошли статьи: Г. Плеханов об искусстве; Жан-Жак Руссо; Готфрид Келлер; Основные мотивы в произведениях Германа Зудермана; Социальные мотивы в драмах Гауптмана; Психология неоромантизма.
Новый философский словарь
(псевдоним — Ортодокс)
Любовь Исааковна (1868-1946)— российский, советский философ, педагог и литературовед. Окончила философский факультет Бернского университета (1900). С 1903 — примкнула к меньшевистскому крылу российской социал-демократии. Последовательница идей Плеханова, член ЦК меньшевиков (1917). Педагогическая деятельность: Тамбовский государственный университет (1917-1920), Первый Московский университет (1920), Институт Красной Профессуры (1921-1923). Сотрудник Института научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР, а также социологического отделения Государственной Академии художественных наук. Основные сочинения: "Философские очерки" (1906), "Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда" (1923), "К. Маркс как философ" (1924), "Философ-ско-историческая теория Риккерта" (1924), "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса" (1934) и др. В философской дискуссии в СССР в 20-х противостояла линии Деборина, являясь одним из лидеров "механистов", но при этом не редуцировала философию к совокупности выводов естественнонаучных дисциплин.
А.А.Грицинов
Философский энциклопедический словарь 2
        (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус. философ и литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский университет. В 1903 примкнула к меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». Вслед за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала против «экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос. критикам историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против идеализма. Критика некоторых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При изложении марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии Росс, ассоциации н.-и. институтов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В 20-х гг. входила в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами искусства. Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и материалистич. понимание истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев Толстой, [М.], 19282; Идеалистич. диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934. Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22; Любовь Исааковна А. К XXV-летию научнолит. деятельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
АКСЕЛЬРОД (Axelrod) Джулиус (р. 1912), американский биохимик. В 1970 г. Аксельрод разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине с Ульфом Сванте фон Эйлером и сэром Бернардом Кацем за работу по химии передачи нервных импульсов. Открыл механизм прекращения активности НЕЙРОТРАНСМИТТЕРА НОРАДРЕНАЛИНА после выполнения им своей функции.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АКСЕЛЬРОД


будет выглядеть так: Что такое АКСЕЛЬРОД